2-3495/2012 ~ М-3282/2012



№ 2-3495/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июня 2012 года        г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры в составе:

председательствующего судьи     Кузнецовой Г.Н.,

при секретаре       Семеновой М.А.,

с участием помощника прокурора города Сургута К.Ю., представителя ответчика Администрации г.Сургута А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора города Сургута в интересах Российской Федерации и МО город Сургут к Н.А., Администрации г.Сургута о признании незаконным бездействия должностных лиц Администрации города, расторжении трудового договора, обязании представить сведения о доходах,                                                 установил :

Прокурор города Сургута обратился с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и МО город Сургут к Н.А., Администрации г.Сургута о признании незаконным бездействия должностных лиц Администрации города, расторжении трудового договора, обязании представить сведения о доходах, мотивируя свои требования тем, что В соответствии с н. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проверки в установленном порядке сведений, представляемых муниципальными служащими. Пунктом 4 ч.1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», Постановлением Главы города Сургута № 26 от 21.03.2012 года «О реализации отдельных положений Федерального закона от 21.11.2011 №329-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» определены обязанности по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представителю нанимателя (работодателю), лицом, замещающим должности муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Проведенной проверкой соблюдения обязанности муниципальным служащим по предоставлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в Администрации города Сургута установлено, что Н.А., замещающей должность главного специалиста отдела организации контроля качества медицинской помощи комитета по здравоохранению Администрации города, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и приказа о приеме работника на работу -л/с от ДД.ММ.ГГГГ, не представлены сведения о доходах и имуществе на своего супруга. Факт не предоставления сведений о доходах подтвержден информацией, представленной Администрацией города. Указанным нарушены положения ч.1 ст. 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» согласно которой, граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Просят признать незаконными бездействие должностных лиц Администрации г.Сургута по непринятию мер к расторжению с муниципальным служащим Н.А. трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Администрацию г.Сургута расторгнуть с муниципальным служащим трудовой договор, обязать Н.А. представить в управление кадров и муниципальной службы Администрации города сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга.

Представителем ответчика Администрацией г.Сургута суду были представлен отзыв на иск из которого следует, что согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закона № 25-ФЗ), непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В соответствии с ч.4 ст. 27.1 Закона №25-ФЗ, при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 Закона №25-ФЗ, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

В силу ч. 3 ст. 27.1 Закона №25-ФЗ, взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Закона №25-ФЗ, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением
кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; объяснений муниципального служащего; иных материалов.

Согласно ч. 3 ст. 27 Закона №25-ФЗ, порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

В целях исполнения требований Закона № 25-ФЗ:

ДД.ММ.ГГГГ1 управлением кадров и муниципальной службы Администрации города Сургута (далее - УКиМС) была подготовлена информация на имя Главы города о предоставлении сведений муниципальными служащими Администрации города о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2011 год на отчетную дату 30.04.2012 (Письмо УКиМС от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»).

ДД.ММ.ГГГГ Глава города дал указания председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации города рассмотреть вопрос о не предоставлении муниципальными служащими справок о доходах членов семьи на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации города (далее - комиссия), образованной в соответствии с постановлением Главы города от 14.12.2010 №89 «Об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут» (далее - постановление Главы города № 89).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии, на которую были приглашены Н.А. и А.Р., председатель комитета по здравоохранению.

Согласно п. 4.8. Положения о комиссии, на заседании комиссии заслушиваются пояснения муниципального служащего (с его согласия) и иных лиц, рассматриваются материалы по существу предъявляемых муниципальному служащему претензий, а также дополнительные материалы. Таким образом, на заседании комиссии была заслушана информация управления кадров и муниципальной службы на имя Главы города от ДД.ММ.ГГГГ , заявление Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ с указанием причин непредставления справки о доходах своего супруга, даны пояснения Н.А. о причинах не представления справки о доходах на супруга за 2011 год.

Руководствуясь п. п. 4.10, 4.13.3. Положения о комиссии, комиссия признала причину непредставления Н.А. сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга неуважительной и необъективной и рекомендовала Главе города применить к Н.А. дисциплинарное взыскание в виде увольнения с муниципальной службы (Протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ).

ДД.ММ.ГГГГ вышел приказ (распоряжение) л/с о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), по инициативе работника в связи с выходом на пенсию, п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

На основании вышеизложенного, исковое заявление прокурора города Сургута считаем необоснованным, поскольку мнение прокурора города о бездействии Администрации города по непринятию мер является ошибочным, а также не подлежащим удовлетворению в связи с неправильным применением норм материального права по следующим основаниям:

1. Прокурором города не предоставлено доказательств проявления бездействия должностных лиц Администрации города по не принятию мер к расторжению с муниципальным служащим Н.А. трудового договора. Как указано выше и подтверждается представленными документами, во исполнение требований ст. 27.1 Закона №25-ФЗ, Администрацией города было проведены следующие мероприятия:

- УКиМС проведена проверка достоверности представленных сведений муниципальными служащими о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Вместе с тем, следует отметить, что на данный момент законодательно не урегулирован срок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

- состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в Администрации города, на котором было принято решение рекомендовать Главе города применить к Н.А. дисциплинарное взыскание в виде увольнения с муниципальной службы.

Вместе с тем, Н.А., воспользовалась своим правом, предусмотренным ст. 80 ТК РФ и подала ДД.ММ.ГГГГ заявление о прекращении трудового договора по собственному желанию.

2. Исковое заявление прокурора города подано на основании информации предоставленной Администрацией города Сургута по итогам проверки достоверности и полноты сведений предоставленными муниципальными служащими сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2011 год на отчетную дату ДД.ММ.ГГГГ (письмо Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении информации»). Следовательно, нарушение обязанностей и ограничений связанные с муниципальной службой, были выявлены Администрацией города,
а не прокуратурой города Сургута. Дополнительных документов о нарушении муниципальными служащими законодательства Российской Федерации не было представлено. Следует также отметить, требуя обязать Администрацию города Сургута расторгнуть трудовой договор с Н.А. прокуратурой города не учитывается характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей, требование ч. 4 ст. 27.1 Закона №25-ФЗ, поскольку этот оценивается комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Таким образом, прокуратурой города Сургута не было осуществлено дополнительно каких-либо действий, а именно не были запрошены объяснения муниципального служащего, не проведена самостоятельная прокурорская проверка.

Дополнительно следует отметить, что должен быть соблюден определенный порядок по применению дисциплинарного взыскания. Однако в настоящее время сроки применения дисциплинарного взыскания предусмотренные ст. 15 и 27 не установлены.

  1. Трудовые отношения между Н.А. и Администрацией города Сургута прекратили свое действие. Отсутствует предмет, т.к. трудовой договор прекращен. Вместе с тем, Администрация города предприняла все зависящие и необходимые меры к расторжению с муниципальным служащим Н.А. трудового договора.

Считают не логичными п.3 искового заявления, требования прокурора города Сургута, в части обязать Н.А. представить в УКиМС сведения о доходах, поскольку ранее в п.2 искового заявления прокурор просит суд обязать Администрацию города расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим Н.А. На основании вышеизложенного вытекает, что справку о доходах должна быть представлена Н.А.. после увольнения с муниципальной службой. Вместе с тем, согласно ст. 13 и 15 Закона №25-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляют граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы и муниципальные служащие. У них лиц, такая обязанность отсутствует, в том числе уволенных с муниципальной службой. Устанавливать дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством Российской Федерации прокуратура не вправе.

  1. Следует также отметить, что указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» утратил силу, поскольку его действие было ограничено по времени на 2010 и 2011 годы.
  2. В исковом заявлении о признании незаконным бездействия должностных лиц Администрации города (в порядке ст. 254, 45 ГК), прокуратура города Сургута - заявитель, делает ссылку на п. 2 ч. 1 ст. 13.1. Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», вместе с тем, следует отметить, в данной статье говорится (упоминается) лица, замещающие должность муниципальную должность.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона №25-ФЗ к лицам, замещающие муниципальные должности относятся депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, и указанные лица не являются муниципальными служащими. На различие статуса Главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления и статуса муниципальных служащих прямо указано в определении Конституционного суда Российской Федерации от 20.02.2003 № 41-0.

Кроме того, нормы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 14.1. Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», постановлением Главы города от 14.12.2010 № 89 «Об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления муниципального образованию городской округ город Сургут» распространяются исключительно на муниципальных служащих. Просят отказать в удовлетворении исковых требований.

Помощник прокурора г.Сургута К.Ю. в судебном заседании отказалась от исковых требований. Последствия отказа от заявленных требований в соответствии со ст. ст. 173, 220-221 ГПК РФ известны и понятны.

Представитель ответчика Администрации г.Сургута А.Н., в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявления помощника прокурора г.Сургута К.Ю. об отказе от исковых требований.

В судебное заседание не явился ответчик Н.А., в материалах дела имеется конверт, возвращенный по истечению срока хранения. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Н.А.

Суд считает возможным принять от помощника прокурора г.Сургута К.Ю. отказ от заявленных требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, производство по делу прекратить.

Согласно ст. 220 ГПК РФ если истец отказался от иска и отказ принят судом, производство по делу прекращается.

Руководствуясь ст. 173, 220-221 ГПК РФ, суд

определил:

Производство по иску прокурора города Сургута в интересах Российской Федерации и МО город Сургут к Н.А., Администрации г.Сургута о признании незаконным бездействия должностных лиц Администрации города, расторжении трудового договора, обязании представить сведения о доходах - прекратить.

      Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Определение может быть обжаловано в течении 15 дней с момента вынесения в судебную коллегию по гражданским делам суда ХМАО-Югра.

Председательствующий подпись

Копия верна: Судья       Г.Н. Кузнецова