2-1849/2012 ~ М-1329/2012



Дело № 2-1849/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2012 года                                                                                  г. Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Соломенцева Е.Н.,

при секретаре Коньковой А.П.,

с участием:

истца Гимрановой А.К.,

представителя истца Тарасова Д.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гимрановой А.К. к Администрации г. Сургута о признании за ней права как лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, и обязании предоставить вне очереди жилое помещение на условиях социального найма по норме предоставления жилого помещения на одного члена семьи,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации                    г. Сургута о признании за ней права как за лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, и обязании предоставить вне очереди жилое помещение на условиях социального найма по норме предоставления жилого помещения на одного члена семьи. Свои требования, с учетом их уточнения, мотивирует следующим.

Истец относится к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в школе-интернате <адрес> на полном государственном обеспечении в статусе сироты.

В ДД.ММ.ГГГГ закончив обучение в <данные изъяты> по целевой программе: «Дети-сироты - будущие учителя начальных классов (1 специальная группа)» была направлена на работу в <данные изъяты> общеобразовательную среднюю школу (<адрес>).

По окончании <данные изъяты> истцу была выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ по месту предъявления о том, что на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 года №827 «О мерах по коренному улучшению воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец имеет право на постановку в льготную очередь и обеспечение жильем вне очереди.

Согласно справке Администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Гимранова А.К. жильем, как сирота, обеспечена не была в связи с отсутствием сводного жилья, проживала в общежитии по адресу: <адрес>

Согласно справкам Администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и Комитета по управлению имуществом Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года Гимранова А.К. приватизированного и бронированного жилья на территории <адрес> не имеет.

В ДД.ММ.ГГГГ Гимранова А.К. сменила место жительства и переехала в              г. Сургут. С ДД.ММ.ГГГГ работала в СОШ социальным педагогом, с ДД.ММ.ГГГГ работает в МОУ СОШ учителем начальных классов. В настоящее время Гимранова А.К. проживает совместно с мужем, дочерью и сыном в специализированном жилом помещении, предоставленного ей на основании договора найма специализированного жилого помещения в муниципальном жилищном фонде от ДД.ММ.ГГГГ           .

Жильем в г. Сургуте, как сирота, не обеспечивалась. В собственности жилых помещений истец, равно как и члены ее семьи, в г. Сургуте не имеют.

На неоднократные обращения Гимрановой А.К. в Администрацию                г. Сургута и органы региональной власти о постановке на учет очередности и внеочередного предоставления жилья как сироте, получены отказы.

Отказы в обеспечении жильем во внеочередном порядке мотивировались тем, что жильем обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, только до 23 лет. А поскольку Гимрановой А.К. на момент переезда в г. Сургут уже исполнилось 25 лет, то она утратила такое право. По мнению органа местного самоуправления, то обстоятельство, что Гимранова А.К. не была обеспечена жильем по прежнему месту жительства (<адрес>), не может служить основанием для внеочередного предоставления жилья в г. Сургуте.

Согласно ответу Заместителя Губернатора ХМАО-Югры              Гимрановой А.К. по вопросу предоставления жилья во внеочередном порядке необходимо обратиться в администрацию <адрес>, поскольку до наступления совершеннолетия она воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в <адрес>, и обязательство по обеспечению жильем возникло у данного субъекта Российской Федерации.

По окончании Челябинского педагогического училища в ДД.ММ.ГГГГ Гимранова А.К. приступила к реализации своего жилищного права на гарантированное обеспечение жильем вне очереди посредством постановки на учет в <данные изъяты> сельском поселении <адрес>. Вместе с тем, государство, в лице Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, свои обязанности по предоставлению жилья вне очереди не выполнило вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения истцом 25 лет. Следовательно, Гимранова А.К. не реализовала своего права на получение жилья как сирота по независящим от нее обстоятельствам.

В ДД.ММ.ГГГГ, приехав в г. Сургут для работы в системе муниципальных образовательных учреждений, истцу было отказано в постановке на учет в Администрации г. Сургута для предоставления жилья вне очереди как сироте.

С учетом уточнения исковых требований просит: признать за ней право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди как лицо, которое в возрасте до 18 лет осталось без попечения обоих родителей в связи со смертью её матери и отсутствием отца по причине отбывания последним наказания в виде лишения свободы и поставить на соответствующий учет; обязать Администрацию г. Сургута предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения в размере от 16 до 20 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Истец Гимранова А.К. в судебном заседании показала, что после смерти матери и осуждения отца в течение года жила у тети в <адрес>. Затем в ДД.ММ.ГГГГ по путевке была направлена в школу-интернат <адрес> на полное государственное обеспечение. В ДД.ММ.ГГГГ году поступила на обучение в <данные изъяты>, где также находилась на полном государственном обеспечении. После окончания педагогического училища в ДД.ММ.ГГГГ устроилась на работу учителем начальных классов в <данные изъяты> школу. При устройстве на работу предоставила справку о наличии у неё льготы по внеочередному получению жилья как ребенка, оставшегося без попечения родителей, была поставлена в очередь на получение жилья. Очередь при администрации была единой. Жилья не получила, предоставлялась лишь комната в общежитии на время работы. По месту жительства родителей закрепленного за ней жилого помещения не имелось, так как у родителей не было своего жилья. В <адрес> не была обеспечена жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. После освобождения из мест лишения свободы отец участия в её воспитании не принимал. В ДД.ММ.ГГГГ приехала в г. Сургут. Устроилась в школу . Обращалась в Администрацию г. Сургута для предоставления ей жилого помещения на условиях социального найма согласно своему статусу. На приеме ей был дан ответ, что в г. Сургуте есть свой детский дом и жилья на всех сирот не хватает, поэтому ей жилое помещение не может быть предоставлено. С ДД.ММ.ГГГГ по месту работы в муниципальных общеобразовательных учреждениях состояла на учете на получение жилья по договору социального найма. Не знает, по какой причине её после ДД.ММ.ГГГГ не оказалось на учете нуждающихся в получении такого жилья в администрации <адрес>. В администрации города пояснили, что данные списки заморожены. В постановке на учет в соответствии со своим статусом администрацией города ей было отказано. Просит удовлетворить исковые требования и обязать администрацию                    г. Сургута предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на состав семьи четыре человека.

Представитель истца Тарасов Д.Б. просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнил ранее заявленные требования принятием истца на соответствующий учет на внеочередное предоставление истцу жилого помещения. Суду пояснил, что истец имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На момент окончания учебного заведения не была обеспечена жильем на условиях социального найма во внеочередном порядке. До настоящего времени предоставленное ей право не реализовано. Поскольку обязанность по обеспечению жильем взяло на себя государство, а Администрации г. Сургуте переданы государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жильем, считает, что ответчик обязан обеспечить жилым помещением истца на состав семьи четыре человека, независимо от причин, по которым истец не была обеспечена жильем по месту предыдущего жительства в <адрес>.

Представитель ответчика Администрации г. Сургута в судебном заседании не присутствовал, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд рассматривает дело в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Согласно предоставленному письменному отзыву на исковое заявление Администрация г. Сургута просит отказать Гимрановой А.К. в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Заслушав истца и его представителя, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец Гимранова (до замужества <данные изъяты> родилась ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес> (л.д. 17).

Родителями истца являются ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

По информации Администрации <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО4 проживала в д. <адрес> в частном доме у родственников, своего жилья не имели (л.д. 78).

ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО3 умерла в результате совершенного в отношении неё ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РСФСР - умышленное телесное повреждение, опасное для жизни, если эти действия повлекли за собой смерть потерпевшего (л.д. 92).

В ходе предварительного следствия в отношении ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

<адрес> народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 был осужден по ст. <данные изъяты> и <данные изъяты> УК РСФСР по совокупности преступлений окончательно к <данные изъяты> годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии усиленного режима, срок отбытия наказания исчислен с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61-63).

До сентября ДД.ММ.ГГГГ истец Гимранова А.К. проживала в <адрес> у родственницы.

Решением исполнительного комитета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней Багаутдиновой (Гимрановой) А.К. выделена путевка для определения в школу-интернат на полное государственное обеспечение, воспитанницей которой являлась до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 96).

В период нахождения в школе-интернате над несовершеннолетней Багаутдиновой А.К. была установлена опека на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, опекуном назначена ФИО9 (л.д. 106).

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Багаутдинова (Гимранова) А.К. обучалась в <данные изъяты> по очной форме обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по специальности «Преподавание в начальных класса» и присвоением квалификации «Учитель начальных классов, старшая пионерская вожатая». Во время срока обучения Багаутдинова А.К. находилась на полном государственном обеспечении и получала специальную повышенную стипендию и денежное довольствие, как опекаемая.

По информации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело по иску о лишении родительских прав                 ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ не рассматривалось.

ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ год, что подтверждается записью акта о смерти , составленной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90).

В ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дано понятие детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Изложенные выше обстоятельства, объективно установленные в судебном заседании из представленных истцом доказательств, во взаимосвязи с указанной выше нормой права свидетельствуют о том, что до достижения истцом Гимрановой А.К. совершеннолетия она относилась к числу детей, оставшихся без попечения родителей, обучалась в школе интернате и профессиональном общеобразовательном учреждении до достижения 19-летнего возраста, находясь на полном государственном обеспечении.

Тот факт, что отец истца ФИО4 не был лишен в отношении дочери родительских прав, не может свидетельствовать об обратном, поскольку Гимранова А.К. в период обучения в школе-интернате и профессиональном образовательном учреждении находилась на полном государственном обеспечении.

На момент выявления Гимрановой А.К. как ребенка, оставшегося без попечения родителей, её совершеннолетия и окончания ею профессионального общеобразовательного учреждения действовали нормы ЖК РСФСР.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Таким образом, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.

Согласно справке <адрес> Гимранова (Багаутдинова) А.К. на территории администрации индивидуального, бронированного и приватизированного жилья не имеет (л.д. 10). Родители истца, проживающие в д. <адрес> также не имели собственного жилья (л.д. 78).

Таким образом, Гимранова А.К. не имела закрепленного жилья, а в соответствии с указанными выше нормами закона получила право на внеочередное предоставление жилья.

В соответствии с п. 31 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 31 июля 1987 года № 872 «О мерах по коренному улучшению воспитания обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшего на момент возникновения у Гимрановой А.К. права на внеочередное обеспечение жилья как ребенка, оставшегося без попечения родителей, было установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (а также дети, находившиеся под опекой или попечительством), по окончании пребывания в детском учреждении или обучения в среднем профессионально-техническом училище, высшем и среднем специальном учебном заведении либо по окончании срока службы в Вооруженных Силах СССР обеспечиваются вне очереди благоустроенным жильем.

Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за выпускницей училища Багаутдиновой А.К., относящейся к льготной категории граждан, было признано право обеспечения жильем и постановки на льготную очередь получения квартиры (л.д. 9).

По информации <адрес> и <данные изъяты> Гимранова А.К. стояла на очереди на получение жилья по школе по совхозу <данные изъяты> за номером <данные изъяты> (заявление зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ), в ДД.ММ.ГГГГ ей была предоставлена комната в общежитии (л.д. 54, 78).

Из справки администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Гимранова (Багаутдинова) А.К. не была обеспечена квартирой как сирота в связи с отсутствием свободного жилья, а впоследствии в связи с банкротством колхоза (л.д. 10, 78).

По мнению суда, не реализованные жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению их вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

У истицы возникло право, а у администрации <данные изъяты>, действовавшей от лица государства, обязанность по внеочередному обеспечению жильем, поскольку Гимранова А.К. с восьмилетнего возраста осталась без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ соответствующие органы не реализовали ее право на внеочередное получение жилья, признавая в ней ребенка, оставшегося без попечения родителей, и обеспечивая за счет государства необходимым имуществом и питанием, включили в список на получение жилья вне очереди.

Бездействие администрации сельского поселения по предыдущему месту жительства истца по соблюдению её жилищных прав как льготной категории граждан установлено в судебном заседании.

Указанное выше свидетельствует, что истец Гимранова А.К. являлась нуждающейся в жилом помещении, состояла на учете на внеочередное получение жилья и в списке очередности на получение жилья, однако не была им обеспечена по независящим от неё обстоятельствам.

Статьей 40 Конституции РФ декларировано, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. «В» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.07.2006 года № 60-оз муниципальное образование городской округ г. Сургут наделено отдельным государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно материалам дела с ДД.ММ.ГГГГ Гимрановой А.К. проживает в              г. Сургуте и работает в муниципальных образовательных учреждениях (с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в <данные изъяты> преподавателем).

Как установлено судом, до переезда для проживания в г. Сургут истец не была обеспечена жильем, свое право на внеочередное получения жилья исходя из своего статуса не получала.

Согласно ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищных фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Статьей 31 ЖК РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

С ДД.ММ.ГГГГ, до введения в действие Жилищного кодекса РФ, истец состояла по месту работы в муниципальных образовательных учреждениях г. Сургута на учете на получение жилья на условиях социального найма (л.д. 39-46).

В силу ч. 1 статьи6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (ч. 2 ст. 6).

В судебном заседании установлено, что по независящим от            Гимрановой А.К. причинам она, состоя на учете по месту работы в муниципальной образовательном учреждении, не была поставлена до ДД.ММ.ГГГГ на учет в администрации г. Сургута в качестве нуждающейся в жилых помещениях, что не может являться основанием для ущемления конституционного право истца на жилище.

Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 49 ЖК РФ).

ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

С ДД.ММ.ГГГГ истец Гимранова А.К. на основании договора найма специализированного жилого помещения в муниципальном жилищном фонде и дополнительного соглашения к договору найма занимает с членами семьи (муж и двое детей) секцию в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 18-22, 25).

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ истец Гимранова А.К. является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно отзыву на исковое заявление Администрация г. Сургута указала, что отказала Гимрановой А.К. в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке по месту жительства, поскольку юридические основания для отнесения истца к категории лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещение отсутствуют, так как истец сменила место жительство и переехала в г. Сургут в возрасте 25 лет.

Однако, судом установлено, что истец Гимранова А.К., с учетом её льготного статуса, состояла до 23-лет на учете нуждающейся в жилом помещении по месту предыдущего проживания, не была обеспечена жильем как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по независящим от неё основаниям (не реализовала своего права, гарантированного государством), по настоящее является нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

Поэтому достижение лицом 23-х летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

При таких обстоятельствах исковые требования истца о признании за ней права на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке и принятия её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат удовлетворению.

Требование истца об обязании Администрации г. Сургута предоставить вне очереди ей такое жилое помещение по норме предоставления на состав семьи четыре человека подлежит частичному удовлетворению.

Действующее жилищное законодательство и специальный закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусматривает предоставление во внеочередном порядке данной категории граждан жилых помещений с учетом членов его семьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гимрановой А.К. к Администрации г. Сургута - удовлетворить частично.

Признать за Гимрановой А.К. право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке и принятие её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Администрацию г. Сургута предоставить Гимрановой А.К. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма по социальной норме предоставления жилого помещения на состав семьи один человек.

В требовании об обязании Администрации г. Сургута в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи четыре человека - истцу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в суд Ханты-Мансийский автономного округа - Югры путем подачи апелляционной жалобы в Сургутский городской суд.

Судья                                       подпись                                 Е.Н. Соломенцев

Копия верна

Судья                                                                                              Е.Н. Соломенцев