12-118/2012



РЕШЕНИЕ

«_10_»_апреля_2012_г.         г. Сургут

Федеральный судья Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Обухов В.Ф.

с участием

представителя административного органа, ГПН по г. Сургуту ФИО1, действующего на основании доверенности

рассмотрев в судебном заседании жалобу лица привлекаемого к административной ответственности Невмержицкого П.П., <данные изъяты> на постановление по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора г. Сургута по пожарному надзору ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Невмержицкий П.П. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей, за то, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут, в помещениях ОАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> строение 1, при проведении плановой выездной проверки по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности юридическим лицом ОАО «Сургутгаз», на основании распоряжения начальника ОНД (по <адрес>) УНД Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что Невмержицким П.П., являющимся должностным лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности не соблюдены (нарушены) обязательные требования пожарной безопасности, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а именно: ст. 151 федерального закона РФ от 22.07.2008 №123-Ф3; Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ и введенными в действие ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ), стандартами и нормами пожарной безопасности, а именно:

-требований п. 3, п.10 ППБ 01-03, п. 1.27 СНиП 2.09.04-87*, Коридоры 1, 2, 3 этажей не имеют естественного освещения и из них не предусмотрена вытяжная вентиляция для удаления дыма;

-требований п. 3, п.10, п.51 ППБ 01-03, п. 6.26*, п.6.27 СНиП 21-01-97*, Ширина путей эвакуации по коридорам 1, 2, 3 этажей менее 1м, по факту выполнено двустороннее открывание дверей в коридоры, ширина коридоров 1,24 - 1,27м, ширина дверей 0,8м;

-требований п. 3, п.10, п.51 ППБ 01-03, п. 6.31*, п.6.29 СНиП 21-01-97*, Двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении уменьшают расчетную ширину лестничных площадок и маршей;

-требований п. 3, п.10, п.51 ППБ 01-03, п. 6.35* СНиП 21-01-97*, Лестничная клетка 1-го типа в здании не имеет световых проемов площадью не менее 1,2 м2 в наружных стенах на каждом этаже, сталь существующих световых проемов на уровне 2-го и 3-го этажей составляет около 0,9 м2;

-требований п. 3, п.10, п.51 ППБ 01-03, п. 6.13* СНиП 21-01-97*, С этажей трех этажного здания класса Ф4.3 площадью менее 300м2 с численностью не более 20 чел. на этаже, предусмотрен один эвакуационный выход с этажа и при этом выходы в лестничную клетку не оборудованы противопожарными дверями 2-го типа, по факту на всех этажах установлены обычные двух створчатые двери;

-требований п. 3, п.10, п.51 ППБ 01-03, п. 6.9* СНиП 21-01-97*, Эвакуационные выходы из школьного этажа предусмотрены через общую лестничную клетку здания, и не выполнены непосредственно наружу, обособленными от общей лестничной клетки здания;

-требований п. 3, п.10, п.51 ППБ 01-03, п. 6.27 СНиП 21-01-97*, Высота и ширина путей эвакуации из помещений раздевалки и мастерской службы ОМТС, расположенных в цокольном этаже здания, составляет 1,27м и 0,69м соответственно, вместо требуемых нормами не менее 2м и 1м соответственно;

-требований п. 3, п.10, п.51 ППБ 01-03, п. 6.30* СНиП 21-01-97*, На пути эвакуации из цокольного этажа, в лестничной клетке выполнена лестница с шириной проступей 21см и 20см, вместо требуемых нормами - не менее 25см.

Невмержицкий П.П., не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу, в связи с не исследованием всех обстоятельств дела, недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, а так же отсутствием состава административного правонарушения, т.к. считает, что был необоснованно применен СНиП 21-01-97, т.к. он фактически утратил силу, так же необоснованно применены нормы ППБ 01-03, служебно - техническое здание ОАО "Сургутгаз" было принято в эксплуатацию в 1995г. и соответствовало действующим на то время нормам, поэтому в соответствии со ст. 4 ГК РФ, изданные позже новые нормативные акты не имеют обратной силы и их действие не распространяется на ранее возведенные объекты.

СНиП 21-01-97 на государственную регистрацию в министерство юстиции не поступал и не может применяться если не прошел Государственную регистрацию и не был официально опубликован для всеобщего сведения, ссылка на данный СНиП недопустима и незаконна.

СП 5.13130.2009является нормативным актом добровольного применения, поэтому ссылка на его применение к возведенному ранее зданию незаконна и необоснованна.

В отношении ОАО "<данные изъяты>" вынесено 3 постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ и признании ЮЛ виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1, ч. 3, ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, кроме того вынесено еще 7 постановлений в отношении должностных лиц, в отношении него, как должностного лица, вынесено 2 постановления по ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, что противоречит положениям ст. 4.4 КоАП РФ.

Невмержицкий П.П., извещенный надлежащим образом, в суд не явился, сведений о причинах неявки или ходатайств суду не предоставил, при данных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного органа в судебном заседании с жалобой не согласился, считает постановление законным и обоснованным, пояснил, что Невмержицкий П.П., согласно устава является генеральным директором, т.е. руководителем организации и в силу закона обязанным соблюдать требования пожарной безопасности.

Заслушав мнение представителя административного органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

На основании статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313; Строительных нормах и правилах "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97), утвержденных Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7; Нормах пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (НПБ 88-2001), утвержденных Приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 N 31.

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно ст.ст. 1-2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

В соответствии с п.1.2 Свода правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. А.1 Приложения А, настоящий свод правил устанавливает основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУП) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС)*.

Наряду с настоящим сводом правил необходимо руководствоваться стандартами, предусмотренными Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности, предусмотренными статьей 4 Федерального закона 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с требованиями Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7) (в редакции от 3 июня 1999 г., 19 июля 2002 г.):

п.1.1., настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

п.1.4*, противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм.

Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.

п.1.6* Разрешение на отступления от противопожарных требований строительных норм и правил по конкретным объектам в обоснованных случаях производится Госстроем России при наличии мероприятий, компенсирующих эти отступления, согласованных органом управления Государственной противопожарной службы МЧС России.

п.1.7* При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

Необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется 8.5 СНиП 10-01.

Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что требования данных нормативных актов обязательны для применения их в качестве Требований пожарной безопасности и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, а так же при эксплуатации зданий и помещений, независимо от даты постройки и ввода в эксплуатацию.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут, в помещениях ОАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> строение 1, при проведении плановой выездной проверки по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности юридическим лицом ОАО «<данные изъяты>», на основании распоряжения начальника ОНД (по г. Сургуту) УНД Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что Невмержицким П.П., являющимся должностным лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности не соблюдены (нарушены) обязательные требования пожарной безопасности, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а именно: ст. 151 федерального закона РФ от 22.07.2008 №123-Ф3; Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года и введенными в действие 30.06.2003 года (регистрационный № 4838 Минюста РФ от 27.06.2003 г.), стандартами и нормами пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ по фактам выявленных нарушений должностным лицом ГПН по г. Сургуту ФИО1 в отношении Невмержицкого П.П. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст.20.4 КоАП РФ.

Факт, обстоятельства совершения административного правонарушения, вина Невмержицкого П.П. подтверждаются Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ и Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельствами, объяснениями, данными при составлении протокола, картой предприятия, выпиской из протокола годового общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом "О вступлении в должность" от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные доказательства получены с соблюдением закона, согласуются между собой, что дает суду основание для признания их достоверными и в совокупности достаточными для вывода о виновности Невмержицкого П.П. в совершении административного правонарушения.

Существенных нарушений норм КоАП РФ, недостатков, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену постановления, не установлено.

При рассмотрении дела должностным лицом дана мотивированная оценка всем исследованным доказательствам, при данных обстоятельствах доводы жалобы нельзя признать обоснованными.

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административная ответственность должностных лиц регламентирована ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к данной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Действия (бездействие) Невмержицкого П.П. должностным лицом правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции действующей на дату совершения административного правонарушения), как нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Доводы, приведенные в жалобе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, не подтверждаются материалами дела, основаны на ошибочном толковании закона, противоречат нормам КоАП РФ, суд считает их выбранной формой защиты, с целью уклонения от ответственности за совершенное административное правонарушение.

Постановление вынесено на основании закона правомочным на то лицом, установленный порядок привлечения к административной ответственности соблюден, Невмержицкий П.П. допустил указанное нарушение и виновен в его совершении, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, административное наказание назначено с учетом характера административного правонарушения, личности лица совершившего административное правонарушение, его отношения к содеянному, в пределах санкции статьи.

Обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении не имеется.

Обстоятельств, перечисленных в ст. 29.2 КоАП РФ, исключающих возможность рассмотрения дела не имеется.

Установленный законом порядок привлечения лица совершившего административное правонарушение к административной ответственности соблюден, в связи с чем, суд считает необходимым жалобу оставить без удовлетворения, а постановление без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора г. Сургута по пожарному надзору ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ которым Невмержицкий П.П. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, через Сургутский городской суд.

Судья          подпись

КОПИЯ ВЕРНА

Судья Сургутского городского суда     Обухов В.Ф.