12-120/2012



РЕШЕНИЕ

«_10_»_апреля_2012_г.         г. Сургут

Федеральный судья Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Обухов В.Ф.

с участием

защитников юридического лица привлекаемого к административной ответственности ОАО "<данные изъяты>", Кравецкой О.В. и Кудёлко Е.М. действующих на основании доверенностей

представителя административного органа, ГПН по г. Сургуту, ФИО1, действующего на основании доверенности

рассмотрев в судебном заседании жалобу лица привлекаемого к административной ответственности ОАО "<данные изъяты>", <данные изъяты>, на постановление по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора г. Сургута по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ЮЛ ОАО "<данные изъяты>" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения, за то, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут, в помещениях ОАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> строение 1, при проведении плановой выездной проверки по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности юридическим лицом ОАО «<данные изъяты>», на основании распоряжения начальника ОНД (по г. Сургуту) УНД Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27.01.2012 № 28, установлено, что не соблюдены (нарушены) обязательные требования пожарной безопасности, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а именно: ст. 151 федерального закона РФ от 22.07.2008 №123-Ф3; Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года и введенными в действие 30.06.2003 года (регистрационный № 4838 Минюста РФ от 27.06.2003 г.), стандартами и нормами пожарной безопасности, а именно:

-требования п.З, п.10 ППБ 01-03, п. 8.4* СНиП 21-01-97*, Люк выхода на кровлю не противопожарный 2-го типа;

-требования п.З, п.10 ППБ 01-03, п. 8.4* СНиП 21-01-97*, Дверь (люк) выхода на чердак не противопожарный 2-го типа;

-требования п.10, п.44 ППБ 01-03, На двери (люке) чердачного помещения нет информации о месте хранения ключей от замка;

-требования п.10, п.37 ППБ 01-03, Образовавшиеся отверстия и зазоры в местах пересечения перекрытия между чердаком и третьим этажом вентиляционными каналами, фановыми стояками не деланы строительным раствором или другими негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость перекрытия, по факту пенопласт и монтажная пена;

-требования п.10, п.40 ППБ 01-03, В чердачном помещении допущено хранение различных предметов (одежда, пенопласт, пенопласт, доски, автомобильное колесо);

-требования п.З, п.10 ППБ 01-03, п. 8.9 СНиП 21-01-97*, Зазор между маршами лестниц шириной в плане в свету не менее 75 мм, по факту 60 мм;

-требования п. 13 ППБ 01-03, Не вывешены на видных местах во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

ОАО "Сургутгаз", не согласившись с данным постановлением, обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу, в связи с не исследованием всех обстоятельств дела, недоказанностью обстоятельств, а так же в силу малозначительности административного правонарушения, т.к. считает, что был необоснованно применен п. 1.27 СНиП 2.09.04-87, т.к. он на государственную регистрацию в министерство юстиции не поступал и не может применяться если не прошел Государственную регистрацию и не был официально опубликован для всеобщего сведения, ссылка на данный СНиП недопустима и незаконна.

В отношении ОАО "Сургутгаз" вынесено 3 постановления о назначении административного наказания от 15.02.2012г. и признании ЮЛ виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1, ч. 3, ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, кроме того вынесено еще 7 постановлений в отношении должностных лиц, главный государственный инспектор в постановлении о назначении наказания применил наказание в совокупности в виде штрафа в размере 300 000 рублей, что противоречит положениям ст. 4.4 КоАП РФ.

Так же просит учесть, что было вынесено постановление о признании должностных лиц виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за аналогичные нарушения требований пожарной безопасности.

Защитники ОАО "Сургутгаз" в судебном заседании доводы жалобы поддержали, как они изложены в жалобе.

Представитель административного органа в судебном заседании с жалобой не согласился, считает постановление законным и обоснованным.

Заслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

На основании статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313; Строительных нормах и правилах "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97), утвержденных Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7; Нормах пожарной безопасности "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (НПБ 88-2001), утвержденных Приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 N 31.

Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно ст.ст. 1-2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.

Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

В соответствии с п.1.2 Свода правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. А.1 Приложения А, настоящий свод правил устанавливает основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУП) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС)*.

Наряду с настоящим сводом правил необходимо руководствоваться стандартами, предусмотренными Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности, предусмотренными статьей 4 Федерального закона 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с требованиями Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7) (в редакции от 3 июня 1999 г., 19 июля 2002 г.):

п.1.1., настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

п.1.4*, противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм.

Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.

п.1.6* Разрешение на отступления от противопожарных требований строительных норм и правил по конкретным объектам в обоснованных случаях производится Госстроем России при наличии мероприятий, компенсирующих эти отступления, согласованных органом управления Государственной противопожарной службы МЧС России.

п.1.7* При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

Необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется 8.5 СНиП 10-01.

Таким образом, из содержания указанных норм права следует вывод о том, что требования данных нормативных актов обязательны для применения их в качестве Требований пожарной безопасности и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, а так же при эксплуатации зданий и помещений, независимо от даты постройки и ввода в эксплуатацию.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут, в помещениях ОАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> при проведении плановой выездной проверки по надзору за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности юридическим лицом ОАО «<данные изъяты>», на основании распоряжения начальника ОНД (по г. Сургуту) УНД Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27.01.2012 № 28, установлено, что не соблюдены (нарушены) обязательные требования пожарной безопасности, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а именно: ст. 151 федерального закона РФ от 22.07.2008 №123-Ф3; Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года и введенными в действие 30.06.2003 года (регистрационный № 4838 Минюста РФ от 27.06.2003 г.), стандартами и нормами пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ по фактам выявленных нарушений должностным лицом ГПН по г. Сургуту ФИО1 в отношении ЮЛ ОАО "<данные изъяты>" был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ.

Факт, обстоятельства совершения административного правонарушения, вина ЮЛ ОАО "<данные изъяты>" подтверждаются Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ и Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельствами, объяснениями, данными при составлении протокола.

Данные доказательства получены с соблюдением закона, согласуются между собой, что дает суду основание для признания их достоверными и в совокупности достаточными для вывода о виновности ЮЛ ОАО "Сургутгаз" в совершении административного правонарушения, нарушений требований ст. 26.2 КоАП РФ не установлено.

Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.

Нарушений требований установленных ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при организации и проведении государственного контроля (надзора) в виде проверки, не установлено.

Должностным лицом действия ЮЛ ОАО "Сургутгаз" правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ как нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.

Существенных нарушений норм КоАП РФ, недостатков протокола, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, не установлено.

При рассмотрении дела должностным лицом дана мотивированная оценка всем исследованным доказательствам, при данных обстоятельствах доводы жалобы нельзя признать обоснованными.

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административная ответственность должностных лиц регламентирована ст. 2.4 КоАП РФ.

Доводы, приведенные в жалобе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, не подтверждаются материалами дела, основаны на ошибочном толковании закона, противоречат нормам КоАП РФ, суд считает их выбранной формой защиты, с целью уклонения от ответственности за совершенное административное правонарушение.

Довод жалобы, что ЮЛ ОАО "Сургутгаз" подлежит освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, т.к. неисполнение предписания не повлекло наступления тяжких последствий, иного существенного причинения вреда, отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, а так же довод защитника, что большинство нарушений устранены, так же не состоятелен, основан на ошибочном толковании закона, кроме того, данный довод жалобы противоречит вышеуказанному.

Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ").

Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.

Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, не может быть отнесено к малозначительным, а виновное в их совершении лицо - освобождены от административной ответственности, поскольку данной статьей предусмотрена ответственность за административные правонарушения, посягающие на порядок управления и общественную безопасность, что существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения независимо от роли правонарушителя, размера вреда, наступления последствий и их тяжести.

Административное наказание наложено на основании закона правомочным на то лицом, установленный порядок привлечения к административной ответственности соблюден, ЮЛ ОАО "Сургутгаз" допустило указанное нарушение и виновно в его совершении, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, административное наказание назначено с учетом характера административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в пределах санкции статьи.

Обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении не имеется.

Обстоятельств, перечисленных в ст. 29.2 КоАП РФ, исключающих возможность рассмотрения дела не имеется.

Установленный законом порядок привлечения лица совершившего административное правонарушение к административной ответственности соблюден, в связи с чем, суд считает необходимым жалобу оставить без удовлетворения, а постановление мирового судьи без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора г. Сургута по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ЮЛ ОАО "<данные изъяты>" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения - оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, через Сургутский городской суд.

Судья          подпись

КОПИЯ ВЕРНА

Судья Сургутского городского суда     Обухов В.Ф.