№5-634/2011 ч.1 ст.20.4 КоАП РФ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«_23_» _мая_ 2011_г.         г. Сургут

Федеральный судья Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

ОБУХОВ В.Ф.

с участием

защитников юридического лица ОАО «РЖД», ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенностей

представителя административного органа, должностного лица ОНПБТ УГПН ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, ФИО3

рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица:

Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО РЖД), <данные изъяты>, по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, по результатам внеплановой выездной проверки проводившейся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками УГПН на основании распоряжения начальника УГПН Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности, выполнением предписаний органа ГПН юридическим лицом ОАО «РЖД» на объектах дороги по Сургутскому региону обслуживания Свердловской железной дороги, выявлены факты нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных действующим законодательством:

Здание производственно-техническое (блок 2) ст. Сургут (АБК-1)

В нарушение п. 37 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»; п. 64 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», имеются не заделанные отверстия, в местах пересечения электрических проводов и кабелей с противопожарными преградами в здании, огнестойким негорючим материалом, обеспечивающим требуемый предел огнестойкости конструкции и дымогазонепроницаемость в щите освещения № 6 здания АБК-1;

В нарушение п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 3.9 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», не проложены провода и кабели соединительных линий системы оповещения и управления эвакуации людей в случае возникновения пожара в здании АБК-1 за подвесным потолком в строительных конструкциях, коробах и каналах из негорючего материала;

В нарушение п. 108 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; приложении № 3 п. 4 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», в коридорах здания АБК-1 установлены огнетушители не предназначенные для тушения пожара твердых веществ (класса пожара «А»);

В нарушение п. 91 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», пожарные рукава в здании АБК-1 не перекатываются на новую скатку;

В нарушение п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»); п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», не выполнена ширина второго эвакуационного выхода из здания АБК-1 не менее 1,2 м.;

В нарушение п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; 6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», не выполнено в полу при выходе из здания АБК-1 на втором эвакуационном выходе в месте перепада высот менее 45 см лестница с числом ступеней не менее трех или пандус с уклоном не более 1:6;

В нарушение п. 60 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», в тамбуре второго эвакуационного выхода, под лестничным маршем 1-го эвакуационного выхода, в подвале здания АБК-1 эксплуатирующиеся светильники не оборудованы колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией этих светильников;

В нарушение п. 53 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», допускается загромождение эвакуационных путей мебелью на основном выходе из здания АБК-1;

В нарушение п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»; п. 6.12. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий», не установлены пожарные краны системы внутреннего противопожарного водопровода АБК-1, в чердаке с наличием сгораемых материалов и конструкций;

В нарушение п. 36 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», не проверено состояние огнезащитной обработки здания АБК-1;

В нарушение п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п.61 ППБ 01-03 «Правила пожарной в РФ»; п. 7.62 СНиП «Естественное и искусственное освещение», не предусмотрено эвакуационное освещение в местах, опасных для прохода людей; в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей, при числе эвакуирующихся более 50 человек в здании АБК-1;

В нарушение п.З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п.6.18* СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений», не оборудованы имеющиеся двери лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах;

В нарушение п.З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п.40 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; гл. 1 п. 3.9 ППБО 109-92 «Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте»; п. 4.3 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», не демонтирована не проектная перегородка, установленная в торце коридора третьего этажа здания, ограничивающая доступ к пожарному крану;

В нарушение п.52 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», не выполнено открывание дверей конференц-зала по направлению выхода из помещения здания;

В нарушение п.З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 6.25* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», не демонтирована выполненная отделка путей эвакуации материалами с показателями пожарной опасности более, чем: - В2, РП2, ДЗ, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе, с неизвестными показателями;

В нарушение п.З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 7.8 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», не демонтирован деревянный каркас с пустотами, способный к скрытому распространению горения, примененный для крепления стеновых панелей в помещениях и коридорах;

В нарушение п.З ППБ 01-03 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 8.4* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», не выполнены люки выхода на чердак противопожарными 2-го типа;

В нарушение п.З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», не выполнена ширина эвакуационных выходов из конференц-зала здания АБК-1 на третьем этаже не менее 1,2 м.;

В нарушение п.З ППБ 01-03 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 25.10.2006 №625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», не обеспечено выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем: внутреннего противопожарного водоснабжения, оповещения и эвакуации при пожаре в зданиях, организацией, имеющей лицензию, выданную лицензирующим органом МЧС России на данный вид деятельности;

В нарушение п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 36 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 №645, в Сургутском регионе обслуживания не обучены ПТМ с отрывом от производства:

руководители и главные специалисты;

лица исполняющие их обязанности;

ответственные лица за пожарную безопасность организации;

лица ответственные за проведение противопожарного инструктажа;

В нарушение п.З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п.43 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 №645; п.44 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 №645; п.45 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 №645; п.46 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 №645; не проведена проверка знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в отделении, комиссией, состоящей не менее чем из трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке, в соответствии с разработанной программой и графиком проверки знаний;

В нарушение п.З ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации»; п. 4 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 №645; п.35 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 №645; п.39 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 №645; п.40 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 №645; п.51 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 №645; п.53 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 №645, не проведено, непосредственно в отделении, начальником отделения или лицом, назначенным приказом (распоряжением) начальника, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку, обучение:

работников, ответственных за обеспечение пожарной безопасности;

работников, осуществляющих круглосуточную охрану отделения,

мерам пожарной безопасности, путем обучения пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам обучения мерам пожарной безопасности.

Все выше указанные нарушения правил и норм пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в здании, что может привести к гибели людей в случае пожара.

В судебном заседании защитники юридического лица ОАО «РЖД», факт нарушения требований пожарной безопасности, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан признали, с протоколом об административном правонарушении согласны, также пояснили, что нарушения были допущены в связи с реорганизацией ОАО, предприняты меры по устранению нарушений, из 23 выявленных нарушений 8 устранены, остальные будут устранены в сроки, установленные предписанием, на данном объекте имеется круглосуточная охрана, имеются работающие систему пожарной сигнализации и видеонаблюдения, позволяющие своевременно обнаружить и устранить возгорание, так же по ходатайству к материалам дела приобщены документы, подтверждающие доводы защитников.

Представитель административного органа подтвердил факт и обстоятельства административного правонарушения, а также, что выявленные грубые нарушения требований пожарной безопасности, препятствуют своевременному обнаружению источников возгорания, создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещениях АБК, что может привести к гибели людей в случае пожара.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции, действующей на дату совершения правонарушения) установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями иными юридическими лицами независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые, как указано в их п. 1, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку ОАО «РЖД» не соблюдены указанные требования пожарной безопасности, привлечение его к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является правомерным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ОАО «РЖД», как собственник обосновано привлечено к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, установленный порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Факт, обстоятельства совершения административного правонарушения, вина ОАО «РЖД» подтверждаются Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельством о государственной регистрации права, карточкой предприятия, Уставом.

Материалы дела об административном правонарушении составлены уполномоченным должностным лицом в соответствии с законом, достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.

Оценив вышеприведенные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, обстоятельства совершенного административного правонарушения, суд приходит к выводу, что ОАО «РЖД» допустило указанное нарушение и виновно в его совершении, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и приложенные к нему материалы составлены с соблюдением норм закона правомочным на то лицом.

Действия (бездействие) ОАО «РЖД» суд считает необходимым квалифицировать по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, как нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

Существенных нарушений норм КоАП РФ, недостатков протокола, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, не установлено.

Обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении не установлено.

Обстоятельств, перечисленных в ст. 29.2 КоАП РФ, исключающих возможность рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, суд считает признание вины и добровольное частичное устранение выявленных нарушений.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, суд признает совершение повторно в течение года однородного административного правонарушения.

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 2 ст.ст. 2.1, ч. 3 4.1 КоАП РФ, учитывает виновность юридического лица, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения и допущенных нарушений, имущественное и финансовое положение юридического лица и считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа, способного при данных обстоятельствах обеспечить достижение цели административного наказания.

Суд считает необходимым разъяснить, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, а так же, что неуплата штрафа в течении тридцать дней с момента вступления постановления в законную силу, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ

ПОСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», признать виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Данное постановление может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Сургутский городской суд.

Штрафы за административные правонарушения оплачиваются на расчетный счет Управления федерального казначейства МФ РФ по ХМАО-Югре<данные изъяты>

Судья          подпись

КОПИЯ ВЕРНА

Судья Сургутского городского суда Обухов В.Ф.