№5-931/2011 ч.1 ст.19.20 КоАП РФ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Сургут                                                                              24 августа 2011 года

         Судья Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Шершнева С.А.

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа - директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа » ФИО1

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа , зарегистрированного в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ за государственным регистрационным номером , состоящего на учете в ИФНС по г. Сургуту ХМАО-Югры ИНН , КПП , юридический адрес: <адрес>,

установил:

         В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка соблюдения Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа законодательства Российской Федерации в области образования в части реализации образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса и выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании. По результатам проверки установлено, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа осуществляет образовательную деятельность по дополнительной общеобразовательной программе «хореография», не связанной с извлечением прибыли, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не имея лицензии на данный вид деятельности.

           Действия юридического лица - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа квалифицированы по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

         При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 пояснила, что МБОУ <данные изъяты> действительно оказывает дополнительные образовательные услуги - начальный этап обучения хореографии детей в возрасте 4-7 лет. Данные дополнительные услуги не относятся к образовательным программам и не подлежат лицензированию, поскольку не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Просит прекратить производство по делу.

         В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

         На основании п. 1,3 ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

         Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

         В данном случае, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд полагает, что административным органом не установлены подтверждающие вину МБОУ средняя общеобразовательная школа обстоятельства, которые бы свидетельствовали о невыполнении им требований законодательства в области образования.

Как следует из материалов дела <данные изъяты> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в период с 28 июня по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка с целью надзора за соблюдением требований законодательства в области образования МБОУ средняя общеобразовательная школа . По результатам проверки установлено, что МБОУ СОШ осуществляет образовательную деятельность по образовательной программе дополнительного образования детей (оказание платных образовательных услуг) без соответствующей лицензии.

         В соответствии с частью 1 ст. 19.20 КоАП РФ, административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

         Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии.

         В соответствии с пунктом 105 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность по образовательным программам, осуществляемая юридическим лицом на территории Российской Федерации, подлежит лицензированию.

          В пункте 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указано, что особенности лицензирования образовательной деятельности устанавливаются федеральными законами, регулирующими отношения в указанной сфере деятельности.

         Согласно п. 2 ст. 33.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Согласно п. 3 данного Закона, Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела МБОУ Средняя общеобразовательная школа является муниципальным общеобразовательным учреждением, имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности серии , регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах дела также имеется программа начального этапа обучения хореографии детей в возрасте 4-7 лет, составленная в <данные изъяты> году и осуществляемая МБОУ СОШ . Данная программа рассчитана на 2 года обучения по 2 часа в неделю для дошкольников и обучающихся 1-2 классов (начальный этап обучения). Табели посещения платных услуг <данные изъяты>, журнал посещений по предмету «хореография» за те же временные периоды.

         В соответствии с пунктом 1 ст. 45 Закона РФ «Об образовании», государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными стандартами.          

         Согласно п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, не подлежит лицензированию.

Из перечисленных выше доказательств видно, что МБОУ СОШ оказывает платные дополнительные образовательные услуги по начальному обучению хореографии в соответствии со своим Уставом.

Данные платные дополнительные образовательные услуги не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, мало того, вообще не сопровождаются какой-либо оценкой обучающихся. Об этом же свидетельствуют материалы дела, которые содержат только табели и журнал посещаемости детей по хореографии, но не содержат сведений об итоговых оценках (и вообще о каких-либо оценках) по хореографии.

Доказательств то, что платные дополнительные образовательные услуги по обучению хореографии, оказываемые МБОУ СОШ , включены в перечень основных общеобразовательных программам, <данные изъяты> суду не представлено.

         Кроме того, административным органом - <данные изъяты> не представлено доказательств то, что осуществляемая МБОУ СОШ деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг не связана с извлечением прибыли.

         Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, состоит в том, что виновный осуществляет без лицензии деятельность, не связанную с извлечением прибыли.

         В соответствии с Уставом МБОУ СОШ является некоммерческим учреждением.

         Согласно ч. 3 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям.

         В соответствии с Уставом МБОУ средняя общеобразовательная школа осуществляет виды деятельности, в том числе оказание платных дополнительных услуг и приносящую доход деятельность (п. 4.3.2., 4.3.3.).

         В пункте 4.8 Устава указано, что доход от платных дополнительных образовательных услуг используется Учреждением в соответствии с уставными целями. Доходы, полученные Учреждением от приносящей доходы деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения (п. 4.10 Устава).

         Согласно п. 11.5 Устава источниками формирования имущества Учреждения являются, в том числе средства, полученные за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг.

         Установление же данного обстоятельства - осуществление деятельности, которая связана или не связана с извлечением прибыли, имеет значение не только для правильной квалификации действий юридического лица, но и определения подведомственности рассмотрения дела в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ.

         Таким образом, должностным лицом <данные изъяты> не представлено надлежащих и достаточных доказательств наличия в действиях юридического лица - МБОУ средняя общеобразовательная школа признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Поскольку в действиях МБОУ средняя общеобразовательная школа отсутствует состав административного правонарушения, то суд усматривает обстоятельство, исключающее производство по делу, установленное ст. 24.5 ч. 1 п. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Согласно ст. 29.9 ч. 1.1 п. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении в данном случае подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

         На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,         

постановил:

         Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа прекратить в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через Сургутский городской суд.

         Судья: подпись.

<данные изъяты>

Сургутского городского суда                                                   С.А. Шершнева