№5-1081/2011 ч.1 ст.18.15 КоАП РФ



                                                                                                   Дело № 5-1081-2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

город Сургут                                                                              10 октября 2011 года

         Судья Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Шершнева С.А.

с участием законного представителя юридического лица ООО «ТД «Премьер», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - генерального директора А.,

представителя юридического лица - юриста Н., действующей на основании доверенности « ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ТД Премьер», <данные изъяты>,

установил:

         ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут на основании распоряжения руководителя отдела Управления федеральной миграционной службы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Т. должностными лицами отдела УФМС России по ХМАО-Югре в г. Сургуте проведено внеплановое выездное мероприятие по контролю за исполнением юридическим лицом Обществом с ограниченной ответственностью «ТД Премьер» обязательных требований миграционного законодательства Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут в Торговом центре «Премьер», расположенном по <адрес>, принадлежащем ООО «ТД Премьер», незаконно привлечен в трудовой деятельности в качестве грузчика гражданин Кыргызской Республики Б., не имеющий разрешения на работу на территории Российской Федерации, что является нарушением пункта 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».         

         Тем самым юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «ТД Премьер» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у этого иностранного гражданина разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

          Законный представитель ООО «ТД Премьер» - генеральный директор А., представитель Н. при рассмотрении дела об административном правонарушении пояснили, что согласны с обстоятельствами административного правонарушения, указанными в протоколе об административном правонарушении. Действительно иностранный гражданин ДД.ММ.ГГГГ работал в ТЦ «Премьер» грузчиком, разгружал автомашины с товаром. Обязанности по контролю за привлечением иностранных работников к трудовой деятельности в ТЦ «Премьер» возложены на директора торгового центра Г., которая только с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу.

         Виновность Общества с ограниченной ответственностью «ТД Премьер» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами.         

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ руководителя отдела Управления федеральной миграционной службы по ХМАО-Югре в г. Сургуте Т. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки поступившей информации о нарушении законодательства в сфере миграции ООО «ТД Премьер».

         Результаты проверки отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому иностранный гражданин Б. осуществлял трудовую деятельность, не имея разрешения на работу, в Торговом центре «Премьер», расположенном по <адрес>, принадлежащем ООО «ТД Премьер».

         Факт незаконного привлечения к трудовой деятельности в качестве грузчика гражданина Кырзызской Республики Б. подтверждается:

         Объяснением Б. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он является гражданином Кыргызской Республики, с ДД.ММ.ГГГГ работает грузчиком в ТЦ «Премьер», расположенном по <адрес>, к работе его допустила администратор ТЦ «Премьер» В., разрешения на работу на территории РФ не имеет, трудовой договор не заключал, работал по устному соглашению.

         Копиями паспорта гражданина Кыргызской Республики и миграционной карты подтверждается гражданство Б..     

         Постановлением начальника отдела УФМС России по ХМАО-Югре в г. Сургуте от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении Б. назначено административное наказание в виде штрафа по ст. 18.10 КоАП РФ за незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации.         

         Из договора аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «ТД Премьер» приняло у ООО «<данные изъяты>» в возмездное и срочное пользование нежилое помещение площадью 93 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

         Должностным лицом отдела УФМС составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ, в отношении ООО «ТД Премьер».

         Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ТД Премьер» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным .

         В пункте 2.2 Устава ООО «ТД Премьер» указано, что Общество является юридическим лицом, осуществляет оптовую и розничную торговлю продуктами питания и алкогольными напитками, розничную торговлю в неспециализированных магазинах и другие виды деятельности.          

         Исследованные доказательства получены с соблюдением закона, оценены судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, признаются допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для вывода о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

         В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такое разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.

          Примечанием № 1 к указанной статье определено, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина.

         Согласно пункту 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

         В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ, разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.              

         Факт привлечения юридическим лицом ООО «ТД Премьер» к трудовой деятельности иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу на территории РФ, подтверждается изложенными выше доказательствами и фотоснимками с изображением Б. в торговом центре с бейджиком на одежде, на котором имеется надпись «грузчик».

         Таким образом, юридическое лицо в нарушение пункта 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» привлекло к трудовой деятельности иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу на территории РФ. Следовательно, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.          

         В протоколе об административном правонарушении действия ООО «ТД Премьер» квалифицированы административным органом по ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ. Данная оценка действий юридического лица является неверной по следующим основаниям.

         В соответствии с ч. 1 ст. 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе торговом комплексе), либо в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно осуществляющим указанную деятельность, разрешения на ее осуществление или в допуске в иной форме к осуществлению указанной деятельности.

         Составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ, является привлечение иностранных лиц или лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах.

         Объективную сторону состава данного правонарушения образуют действия лица, управляющего торговым объектом, выраженные в предоставлении торгового места, иного помещения на территории данного объекта иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемому к трудовой деятельности.

         Предметом посягательства указанного правонарушения являются правила предоставления торгового места и правила привлечения иностранного лица или лица без гражданства к торговой деятельности.

         Таким образом, основания для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ имелись бы в случае предоставления торгового места или иного помещения на территории торгового объекта ТЦ «Премьер» непосредственно иностранному гражданину Б.. Вместе с тем, судом установлено, что Б. был привлечен к трудовой деятельности в качестве грузчика и разгружал товар из прибывших к торговому центру автомобилей.

         Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

         Составы указанных административных правонарушений имеют единый родовой объект посягательства, санкция ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает менее тяжкое наказание и при этом не изменяет подведомственности рассмотрения дела. В связи с чем, суд полагает возможным квалифицировать действия юридического лица по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

         Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

         В части 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

         Вина юридического лица ООО «ТД Премьер» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, заключается в не принятии всех зависящих от него мер по контролю за соблюдением миграционного законодательства при использовании иностранной рабочей силы, что повлекло незаконное привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности, не имеющего разрешения на работу в Российской Федерации. При этом вина юридического лица определяется виной его работников. Несоблюдение работником правил влечет ответственность юридического лица, от имени которого совершаются соответствующие действия (бездействие).

         Срок давности привлечения к административной ответственности не истек, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении составлены в соответствии с требованиями закона, правомочным лицом. Установленный законом порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.

         При назначении административного наказания юридическому лицу суд в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, степень вины юридического лица, отношение к содеянному, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных соответственно ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ.

         Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и указанные в ст. 24.5 КоАП РФ, а также обстоятельства, предусмотренные ст. 29.2 КоАП РФ, исключающие возможность рассмотрения дела, отсутствуют.

         Согласно ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

         Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

         При изложенных обстоятельствах, учитывая конкретные обстоятельства по делу, характер деятельности юридического лица и совершенных им действий, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд полагает возможным назначить ООО «ТД Премьер» административное наказание в виде административного штрафа, которое обеспечит в данном случае достижение целей административного наказания. Оснований для назначения более строгого наказания не имеется.          

         Также суд разъясняет, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

         На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

         Признатьюридическое лицоОбщество с ограниченной ответственностью «ТД Премьер» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

         Штраф следует оплатить на расчетный счет Управления федерального казначейства МФ РФ по ХМАО-Югре /УФМС РФ по ХМАО-Югре в г. Сургуте), р/счет: 40101810900000010001 в РКЦ г. Ханты-Мансийска, ИНН 8601027153 КПП 860101001 БИК 047162000 КБК 19211690040040000140 ОКАТО 71136000000/.

         Разъяснить, что неуплата штрафа в течение тридцати дней с момента вступления постановления в законную силу, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до пятнадцати суток.

         Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через Сургутский городской суд.

         Судья: подпись.

Копия верна: судья

Сургутского городского суда                                                   С.А. Шершнева