Решение об оспаривании решения администрации городского поселения и обязании включить в список нужд



Дело № 2- 442/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Суоярви 28 июня 2010 года

Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ерохиной В.Г.,

с участием представителя заявителя Матвеева М.В.,

представителей заинтересованных лиц:

администрации Суоярвского городского поселения Судакова А.В.,

администрации муниципального образования «Суоярвский район Васениной Н.В.,

при секретаре Матросовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Прудниковой Марии Павловны об оспаривании решения администрации Суоярвского городского поселения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий от 14.05.2010 года,

установил:

Прудникова М.П. обратилась в суд с заявлением к администрации Суоярвского городского поселения, указав в нем, что являясь вдовой инвалида Великой Отечественной войны, она обратилась к ответчику о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях получения субсидии для приобретения жилья в собственность. Администрацией Суоярвского городского поселения ей в этом было отказано по тому основанию, что она одна проживает, (зарегистрирована) в жилом помещении и обеспечена жилой площадью свыше учетной нормы. Однако, Прудникова М.П. проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО13., не являющейся членом ее семьи, какого-либо другого жилого помещения, не имеет. В связи с изложенным, заявитель просит: 1) признать отказ администрации Суоярвского городского поселения от 14.05.2010 года незаконным и для восстановления нарушенных прав, обязать ответчика осуществить ее постановку на учет в целях получения субсидии для приобретения жилья в собственность на основании Указа Президента № 714 от 07.05.2008 года и п.п.4 п.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах»; 2) обязать администрацию Суоярвского городского поселения направить в Министерство здравоохранения и социального развития РК сведения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи инвалида Великой Отечественной войны.

Впоследствии Прудникова М.П. изменила заявленные во втором пункте требования, сформулировав их: обязать администрацию Суоярвского городского поселения направить в администрацию муниципального образования «Суоярвский район» сведения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи инвалида Великой Отечественной войны для последующего осуществления процедуры получения субсидий в порядке, установленном действующим законодательством.

В судебное заседание заявитель Прудникова М.П. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно представленному в адрес суда заявлению просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В соответствии со ст.48 ГПК РФ воспользовалась правом ведения дела через своего представителя.

Представитель заявителя Матвеев М.В. (по доверенности) требования Прудниковой М.П. поддержал по доводам, указанным в заявлении, дополнительно пояснил, что каких-либо оснований для отказа в постановке заявителя на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не было. Прудникова М.П. зарегистрирована и проживает по адресу: ..., указанное жилое помещение находится в собственности ФИО12., не являющейся членом ее семьи, других жилых помещений, заявитель не имеет.

В судебном заседании представитель администрации Суоярвского городского поселения (далее по тексту АСГП) Судаков А.В. по доверенности, заявленные требования не признал. Пояснил, что рассматривая заявление Прудниковой М.П. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, основным критерием оценки заявления и приложенных к нему документов, явилось требование п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Прудникова М.П. была вселена в жилое помещение ФИО14. в качестве члена своей семьи. Исходя из представленных истцом документов, жилое помещение, в котором проживает заявитель, имеет общую площадь Номер кв.м., в том числе жилую - Номер кв.м. Поскольку общая площадь занимаемого Прудниковой М.П. жилого помещения более учетной нормы, иных членов семьи по данному адресу не зарегистрировано, она не может считаться нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель администрации муниципального образования «Суоярвский район» Васенина Н.В. (по доверенности) заявленные Прудниковой М.П. требования поддержала, по доводам, указанным представителем заявителя.

Заинтересованное лицо Министерство здравоохранения и социального развития РК своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Представили отзыв, просили рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства.

Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что 16.03.2010 года и повторно 23.04.2010 года Прудникова М.П. обратилась к главе администрации Суоярвского городского поселения Лапину А.А. с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях получения субсидии для приобретения жилья в собственность.

Письмом от 26.03.2010 года и повторно от 14.05.2010 года заявителю было отказано в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях получения субсидии для приобретения жилья в собственность по тому основанию, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются ветераны ВОВ, имеющие обеспеченность площадью жилого помещения менее учетной нормы. Учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании «Суоярвское городское поселение» составляет 10 кв.м. общей площади жилого помещения (решение Совета Суоярвского городского поселения от 29.02.2008 года № 122). Согласно представленных документов, занимаемое Прудниковой М.П. жилое помещение имеет общую площадь Номер кв.м., в том числе жилой - Номер кв.м., в связи с чем, Прудникова М.П. не может считаться нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.

Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено право отдельных категорий граждан из числа ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц (в том числе члены семей (вдовы) погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участники Великой Отечественной войны), на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. При этом установлено условие возникновения у указанных категорий граждан права на данную меру социальной поддержки - постановка их на учет нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) (п.п.4 п.1 ст.21).

Федеральным законом от 21 декабря 2009 года №327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» предусмотрено, что наличие у указанных выше граждан права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не может быть поставлено в зависимость от календарной даты постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Федеральным законом от 06 мая 2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», действие отдельных положений которого было распространено законодателем на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, в результате чего установлено правовое предписание об обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», закреплена необходимость обеспечении жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий указанных категорий граждан.

Судом установлено, что Прудникова М.П. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной воны.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства данных граждан.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2).

Согласно сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по РК от 12.04.2010 года, а также выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от хх.хх.хх года, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... области (где ранее проживала заявитель), право собственности на жилые помещения за Прудниковой М.П. не зарегистрированы.

Из сведений ТП УФМС России по РК в Суоярвском районе следует, что Прудникова Мария Павловна, хх.хх.хх года рождения зарегистрирована в ... с хх.хх.хх года. Согласно справки ООО «Управдом» от 22.04.2010 года заявитель зарегистрирована и проживает по указанном адресу составом семьи Номер человек.

Судом установлено, что собственником указанного жилого помещения на основании свидетельства о государственной регистрации права Номер от хх.хх.хх года, является ФИО15

В силу п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие собственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с п.п. б п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

Судом установлено, что ФИО16. ни на момент вселения Прудниковой М.П., ни на дату обращения заявителя в АСГП, не проживала в квартире, собственником которой является ...), с хх.хх.хх года ФИО17 проживает с членами своей семьи по адресу: ...

Согласно заявлению о регистрации по месту жительства, Прудникова М.П. хх.хх.хх года была зарегистрирована по адресу: г... на основании ст.30 ЖК РФ по заявлению собственника - ФИО18 при этом в заявлении отсутствует указание волеизъявления собственника на то, что Прудникова М.П. вселяется в жилое помещение в качестве члена ее семьи, поскольку в нем содержится лишь упоминание о степени родства - свекровь, что само по себе не является основанием для признания Прудниковой М.П. членом семьи собственника жилого помещения.

Судом установлено, что хх.хх.хх года ФИО19. и Прудникова М.П. заключили договор найма жилого помещения, по условиям которого, собственник квартиры ФИО20 сдала Прудниковой М.П. в наем сроком на Номер лет квартиру, расположенную по адресу: ... с ежемесячной оплатой за найм. Таким образом, несмотря на юридический факт вселения Прудниковой М.П. в жилое помещение, оно предоставлялось заявителю для проживания не как члену семьи собственника, а по другому основанию.

Согласно представленных квитанций по оплате коммунальных услуг, с хх.хх.хх года, то есть после вселения заявительницы в квартиру, до настоящего времени, последняя производит самостоятельную оплату коммунальных услуг, при этом счета выставляются именно на лицевой счет Прудникову М.П., что свидетельствует о том, что заявитель и собственник квартиры не ведут общего хозяйства.

В судебном заседании представитель администрации Суоярвского городского поселения Судакова А.В. пояснил, что вселение заявителя в жилое помещение собственником, безусловно, говорит о семейном отношении указанных лиц, поскольку оно продиктовано взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи. Вместе с тем, указанные обстоятельства (взаимное уважение и забота) могут иметь место и при родственных отношениях (невестка-свекровь), а не исключительно при семейных (между членами семьи).

Таким образом, на основании совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу, что Прудникова М.П. не является членом семьи собственника квартиры, в которой проживает, в связи с чем, отказ администрации Суоярвского городского поселения в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью заявителя площадью жилого помещения (Номер кв.м.) более учетной нормы (10 кв.м.) в целях получения субсидии для приобретения жилья в собственность, является незаконным, нарушающим права заявителя.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В Республике Карелия предоставление гражданам меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года №81-П «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Пунктом 6 названного выше Постановления, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия в целях определения очередности граждан по предоставлению им мер социальной поддержки по обеспечению жильем предложено предоставлять необходимую информацию по запросам Межведомственной комиссии по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и Министерства. При поступлении соответствующих документов от органов местного самоуправления Межведомственная комиссия рассматривает вопрос об определении граждан - кандидатов на обеспечение жильем путем внесения граждан в единый по Республике Карелия список граждан по очередности, определяемой в хронологической последовательности, в которой каждый из граждан был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, предоставление ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета осуществляется однократно при условии постановки их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления органом местного самоуправления соответствующих сведений в Министерство.

Каких-либо сведений о том, что заявитель ранее пользовался указанными мерами социальной поддержки, суду не представлено.

Таким образом, для устранения в полном объеме допущенных нарушений прав заявителя, суд считает необходимым обязать Администрацию Суоярвского городского поселения осуществить постановку Прудниковой М.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в целях получения субсидии для приобретения жилья в собственность на основании Указа Президента № 714 от 07.05.2008 года и п.п.4 п.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах» и направить указанные сведения в администрацию муниципального образования «Суоярвский район» для последующего осуществления процедуры получения субсидий в порядке, установленном действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования Прудниковой Марии Павловны удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Суоярвского городского поселения от 14.05.2010 года об отказе в постановке Прудниковой Марии Павловны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Суоярвского городского поселения осуществить постановку Прудниковой Марии Павловны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях получения субсидии для приобретения жилья в собственность на основании Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года и п.п. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» и направить указанные сведения в АМО «Суоярвский район» для последующего осуществления процедуры получения субсидии в порядке, установленном действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение десяти дней через Суоярвский районный суд Республики Карелия.

Судья В.Г. Ерохина