решение о взыскании компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Суоярви 6 октября 2010 года

Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Васильевой Т.С.

при секретаре Кузнецовой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савиной Натальи Анатольевны к ООО «Карелтепло» о взыскании компенсации морального вреда

установила:

Савина Н.А. обратилась в Суоярвский районный суд с иском к ООО «Карелтепло», указав в заявлении, что основным видом деятельности ООО «Карелтепло», приступившим к своей деятельности с 1 июля 2009 года является продажа коммунальных ресурсов (тепловая энергия и горячая вода) для предоставления коммунальных услуг (отопления жилого фонда и горячего водоснабжения). Вместе с тем, начиная с 1 июля 2009 года по 13 июля 2010 года, то есть за 13 месяцев деятельности ООО «Карелтепло» горячее водоснабжение в ее квартире было всего лишь пять месяцев: с 5 октября 2009 года по 28 февраля 2010 года. С 1 марта по 12 мая 2010 года вода была «тепленькой»: 26-3- градусов, кроме того почти неделю в марте ее не было вообще. Начиная с 13 марта 2010 года по 31 июля 2010 года, а также в период с 1 июля 2009 года по 3 октября 2009 года горячего водоснабжения не было вообще. 4 июня 2010 года она отправила в адрес ООО «Карелтепло» письмо, в котором просила объяснить ей причины отсутствия горячего водоснабжения в ее квартире, но никакого ответа не получила, никаких объяснений по поводу отсутствия ГВС в жилых домах ООО «Карелтепло» в местной прессе не публиковало, предупреждений о плановом отключении горячего водоснабжения она не получала. Считает, что в соответствии с приложением № 1 п.4 Постановления № 307 от 23.05.2006 г. ООО «Карелтепло» с начала своей деятельности обязано предоставлять ей бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение всего года за исключением того периода времени, когда проводятся профилактические работы. Считает, что действиями ООО «Карелтепло» ей причинен моральный вред, который заключается в физических и нравственных страданиях, связанных с неоказанием коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В течение 8 месяцев она испытывает постоянный стресс, моральные переживания и волнения, связанные с отсутствием горячей воды, что вредит ее здоровью. Она испытывает чувство унижения, связанное с тем, что проживая в квартире со всеми удобствами, элементарная гигиеническая процедура доставляет ей физические неудобства, когда приходится греть воду в какой-то посудине на газе, затем тащить ее в ванну, разбавлять холодной водой и лишь после этого производить процедуру мытья или использовать для хозяйственных нужд. Принять ванну или душ невозможно. Считает, что ООО «Карелтепло» своими действиями нарушает статью 21 Конституции РФ согласно которой достоинство и личность охраняются государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Просит взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 70000 рублей.

В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования. Дополнительно пояснила, что из-за отсутствия в ее доме горячего водоснабжения она претерпевала неудобства, так как проживает в благоустроенной квартире, но в ее доме отсутствовала горячая вода с февраля 2010 года. Кроме того, 10 марта 2010 года она сломала плечо, у нее работала одна рука. Чтобы помыться, она вынуждена была нагревать воду в кастрюле, нести ее в ванную комнату, разбавлять холодной водой и мыться, все это она вынуждена была делать одной рукой, в связи с чем она претерпевала физические и нравственные страдания. Кроме того, лето 2010 года было аномально жарким, она не могла принять теплый душ из-за отсутствия горячей воды. 15 мая 2010 года Глава Суоярвского городского поселения принял решение об окончании отопительного сезона, однако там ничего не было сказано об окончании подачи горячей воды. Полагает, что предоставление горячей воды должно быть круглосуточным. Просит суд удовлетворить требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 70000 руб. в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика (по доверенности) Гладцынова А.Е. заявленные исковые требования не признала. Пояснила, что в отопительный сезон 2009-2010 г.г. жилой дом, в котором проживает истица, отапливался посредством подачи тепловой энергии вырабатываемой цехом ОАО «Картонтара». 02.10.2010 г. между ОАО «Кондопога» и ООО «Карелтепло» был заключен договор «На отпуск тепловой энергии». Предметом данного договора является отпуск со стороны ОАО «Кондопога» и приобретение ООО «Карелтепло» тепловой в паре и горячей воде. В соответствии с п.5.1 договора срок его окончания 15 мая 2010 года, поэтому с момента прекращения подачи тепловой энергии энергоснабжающей организацией, ООО «Карелтепло» не могло предоставлять гражданам, проживающим в жилом фонде, отапливаемом ОАО «Кондопога» коммунальных услуг по теплоснабжению, горячему водоснабжению, согласно существующим техническим условиям. Существующая схема организации теплоснабжения в Суоярвском городском поселении не позволяет осуществлять поставку горячей воды от существующих котельных ввиду отсутствия трубопровода. Согласно приказам ООО «Карелтепло» в счет-квитанцию об оплате за горячее водоснабжение был сделан перерасчет: с 1 марта по 9 марта - 50%; апрель - 75%; май - 85%. У ООО «Карелтепло» отсутствует возможность предоставлять коммунальные услуги по горячему водоснабжению в летний период в связи с отсутствием поставки тепла ООО «Карелтепло» со стороны ОАО «Кондопога», таким образом вина ООО «Карелтепло» отсутствует.

Суд, заслушав истицу, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

Судом установлено, что истица Савина Н.А. зарегистрирована и проживает в <адрес>, пользуется услугой по горячему водоснабжению. Между истицей и ответчиком существуют договорные отношения. Она своевременно производит оплату за техническое обслуживание и вправе требовать качественного предоставления услуг.

В соответствии со ст.4 ФЗ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.206 года № 307 с целью защиты прав потребителей коммунальных услуг утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в частности по предоставлению услуг по горячем водоснабжению.

П.3 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее Правила) указывает, что исполнителем коммунальных услуг могут является юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Согласно п. 5 Правил, обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: … горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение…(п.6).

При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю…(п.9). При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления потребителя в установленном настоящими Правилами порядке (п.10).

В приложении № 1 к Правилам указано: «Горячее водоснабжение» - требование к качеству коммунальных услуг - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года; допустимая продолжительность перерывов или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества - допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Таким образом, обязанность по круглосуточному горячему водоснабжению потребителей в течение года лежит на ООО «Карелтепло» как на исполнителе. В материалах дела отсутствуют какие-либо объективные доказательства невозможности соблюдения ООО «Карелтепло» правил предоставления коммунальных услуг. Довод представителя ООО «Карелтепло» о том, что между ООО «Карелтепло» и ООО «Картонтара» отсутствует договор на отпуск тепловой энергии в летние месяцы суд во внимание не принимает, так как истице не предоставлялась услуга надлежащего качества по горячему водоснабжению не только в летние месяцы, но и в апреле и мае 2010 года

В судебном заседании установлено, что ООО «Карелтепло» оказывало истице услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, что подтверждается актом обследования от 27.04.2010 год. Кроме того, согласно ответа директора ООО «Карелтепло» № 1253 от 18.08.2010 года, истице предоставлялись скидки по плате за горячее водоснабжение за апрель 2010 года, май 2010 года. Данный факт подтверждает то, что истице действительно в указанные месяцы предоставлялись услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, что нарушает ее права как потребителя коммунальных услуг. Кроме тог. Согласно Правил услуга по горячему водоснабжению должна быть предоставлена потребителю в течение года, за исключением проведения профилактических работ.

П.75 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.

Согласно ст.15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем услуг прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В соответствии со ст.151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Со ст.1101 ГК РФ предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вину причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оце6нивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Вину ответчика в причинении морального вреда истице суд усматривает в том, что не предпринимались надлежащие меры по обеспечению истицы качественной услугой по горячему водоснабжению. Она испытывает постоянный стресс, моральные переживания и волнения, связанные с отсутствием горячей воды. Она испытывает чувство унижения, связанное с тем, что проживая в квартире со всеми удобствами, элементарная гигиеническая процедура доставляет ей физические неудобства, когда приходится греть воду в какой-то посудине на газе, затем нести ее в ванну, разбавлять холодной водой и лишь после этого производить процедуру мытья или использовать для хозяйственных нужд. Кроме того, в судебном заседании истица пояснила, что в период с 10 марта 2010 года по 28 апреля 2010 года она находилась на лечении у хирурга с диагнозом: перелом хирургической шейки левого плеча. Отсутствие в ее квартире горячей воды надлежащего качества причиняло ей неудобства, так как она не могла нормально помыться, приходилось греть воду, потом разбавлять ее в тазу, все это приходилось делать одной рукой, она претерпевала чувство обиды, страдания, неоднократно была вынуждена обращаться с заявлениями к ответчику.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Савиной Н.А. в части компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, поскольку истицей были перенесены определенные нравственные страдания, однако, с учетом требований разумности и справедливости, с учетом причиненных истице нравственных страданий, с учетом фактических обстоятельств дела, при которых был причинен моральный вред, степени вины ответчика, а именно, что ответчиком истице предоставлялись скидки по оплате за услуги ненадлежащего качества по горячему водоснабжению, суд считает необходимым снизить размер компенсации морального вреда до 500 рублей.

На основании ст.98 ГПК РФ в ответчика пользу истицы подлежит взысканию возврат государственной пошлины размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Савиной Натальи Анатольевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Карелтепло» удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Карелтепло» в пользу Савиной Натальи Анатольевны компенсацию морального вреда в размере 500 (пятисот) рублей. В остальной части иска отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Карелтепло» в пользу Савиной Натальи Анатольевны возврат государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Суоярвский районный суд в течение 10 дней.

Судья Васильева Т.С.