Именем Российской Федерации
г.Суоярви 7 апреля 2011 года
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Васильевой Т.С.
с участием прокурора Болгова О.В.
при секретаре Тищенковой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО « Картонная фабрика Суоярви» об устранении нарушений природоохранного законодательства
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Суоярвский районный суд с названным иском к ЗАО «Картонная фабрика Суоярви» в интересах неопределенного круга лиц. Заявленные исковые требования обосновывают тем, что Управлением Росприроднадзора по РК проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ЗАО «Картонная фабрика Суоярви». В ходе проверки установлено, что ЗАО «Картонная фабрика Суоярви» осуществляет хранение горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей - мазут топочный марки М-100. Объем мазутохранилища составляет 1921,1 куб.м: 6 вертикальных наземных резервуаров объемом 347,5 куб.м, 362,3 куб.м, 170,6 куб.м, 361,2 куб.м, 315,8 куб.м, 363,7 куб.м.
Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Согласно п.3 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Правил в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации утверждены приказом Министерства РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004 № 621.
Согласно п.п. 2 и 3 Требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Карелия, утвержденных постановлением председателя Правительства Республики Карелия от 28.12.2000 № 352 на территории Республики Карелия возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, вызванных аварийными разливами нефти и нефтепродуктов на объектах, осуществляющих их хранение. Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Карелия разрабатываются организациями, осуществляющими хранение нефтепродуктов.
В нарушение вышеперечисленных норм ЗАО «Картонная фабрика Суоярви» не имеет согласованного Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Просят обязать ЗАО «Картонная фабрика Суоярви» разработать и согласовать План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в срок до 01.07.2001 года.
В судебном заседании прокурор Болгов О.В. поддержал заявленные исковые требования.
В судебном заседании представитель ответчика - ЗАО «Картонная фабрика Суоярви» (по доверенности) Судаков А.В. не согласен с заявленными требованиями. Пояснил, что в настоящий момент в ЗАО «Картонная фабрика Суоярви» отсутствует согласованный План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Вместе с тем 16 февраля 2011 года между ЗАО «Картонная фабрика Суоярви» и ООО «Промэкспертиза» составлен Договор о разработке Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, Плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций, паспорта безопасности.
Выслушав прокурора Болгова О.В., представителя ответчика Судакова О.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Ст.42,58 Конституции РФ устанавливают, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
На основании ст.3 Федерального закона № 76-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В соответствии со ст.34 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также на возмещение вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.
Согласно ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со ст.1 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Ст.3 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 определяет, что требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
21.08.2000 Правительством РФ принято постановление №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», которым утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Правил в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации утверждены приказом Министерства РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2004 № 621.
Согласно п.п. 2 и 3 Требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Карелия, утвержденных постановлением председателя Правительства Республики Карелия от 28.12.2000 № 352 на территории Республики Карелия возможно возникновение чрезвычайных ситуаций, вызванных аварийными разливами нефти и нефтепродуктов на объектах, осуществляющих их хранение. Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Карелия разрабатываются организациями, осуществляющими хранение нефтепродуктов.
Из представленных доказательств следует, что ЗАО «Картонная фабрика Суоярви» осуществляет хранение горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей- мазут топочный марки М-100. Объем мазутохранилища составляет 1921,1 куб.м: 6 вертикальных наземных резервуаров объемом 347,5 куб.м, 362,3 куб.м, 170,6 куб.м, 361,2 куб.м, 315,8 куб.м, 363,7 куб.м.
В нарушение вышеперечисленных норм ЗАО «Картонная фабрика Суоярви» не имеет согласованного Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ, учитывая положения ст.333.19, 333.35 Налогового кодекса РФ, с ответчика ЗАО «Картонная фабрика Суоярви» в бюджет Суоярвского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ЗАО «Картонная фабрика Суоярви» в срок до 01.07.2011 года разработать и согласовать План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Взыскать с ЗАО «Картонная фабрика Суоярви» в бюджет Суоярвского муниципального района государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Суоярвский районный суд в течение 10 дней.
Судья Васильева Т.С.