город Суоярви 19 июля 2011 года Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи В.Г. Ерохиной при секретаре судебного заседания Л.В. Фоминой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Суоярвского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вешкельского сельского поселения об обязании совершить определенные действия, установил: Прокурор Суоярвского района обратился в адрес суда с указанным иском по тем основаниям, что при проведении прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о противопожарной безопасности, установлено, что в нарушение требований норм и правил пожарной безопасности вокруг населенных пунктов на территории Вешкельского сельского поселения не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, также не обеспечивается содержание в надлежащем состоянии источников противопожарного водоснабжения. Прокурор просил суд обязать ответчикадля всех населенных пунктов на территории муниципального образования "Вешкельское сельское поселение" с.Вешкелица, п.Игнойла, д.Хаутаваара, дер.Арькойла, дер.Хюрсюля выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, а именно: произвести устройство защитных противопожарных полос; осуществить ремонт двух пожарных гидрантов, расположенных в с.Вешкелица на ул.Школьная и ул.Советская, двух пожарных пирсов: устроить подъезды с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды из оз. Маткаярви в любое время года. Определением суда от 19.07.2011 производство по делу в части заявленных требований об обязании ответчикадля всех населенных пунктов на территории муниципального образования "Вешкельское сельское поселение" с.Вешкелица, п.Игнойла, д.Хаутаваара, дер.Арькойла, дер.Хюрсюля выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, а именно: произвести устройство защитных противопожарных полос прекращено, в связи с отказом прокурора от заявленных требований в данной части. В судебном заседании прокурор Болгов О.В. требования уточнил: просил обязать ответчика осуществить ремонт двух пожарных гидрантов, расположенных в с.Вешкелица, на ул.Школьная и ул.Советская, двух пожарных пирсов: устроить подъезды с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды из оз. Маткаярви и оз.Кирикиярви в любое время года. Представитель ответчикаадминистрации Вешкельского сельского поселения Погребовская И.А. требования прокурора в части ремонта двух пожарных гидрантов не оспаривала, возражала против заявленных требований, относительно устройства двух пожарных пирсов, полагая это нецелесообразным, а также в связи с недостаточностью средств. Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам. Согласно ст. 3 ГПК РФ, прокурор, вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Прокурор, предъявляя настоящее заявление, реализует предоставленные ему полномочия по защите прав и интересов неопределенного круга лиц, жителей Вешкельского сельского поселения, в том числе на охрану их жизни и здоровья, обеспечения пожарной безопасности на территории поселения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности”, пожарная безопасность - это состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. В соответствии со ст. 19 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Из частей 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) утверждены Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила). Пунктами 1 - 4 Правил предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Согласно пунктам 89, 90 Правил пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В соответствии с пунктом 94 Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 25.03.2011 отделом надзорной деятельности Пряжинского и Суоярвского районов УНД ГУ МЧС РФ по РК была проведена проверка администрации Вешкельского сельского поселения по исполнению требований пожарной безопасности, выявившая, что ответчиком своевременно не выполняются мероприятия по обеспечению мер пожарной безопасности населенных пунктов в соответствии с положениями Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03). Так в нарушение п.п.11, 89, 90, 94 ППБ 01-03 в с. Вешкелица неисправны 2 пожарных гидранта, расположенных по ул. Школьная и ул. Советская, а также два пожарных пирса. Таким образом, в настоящее время отсутствие первичных мер пожарной безопасности в с.Вешкелица, а именно неисправность пожарных гидрантов и оборудованных в установленном порядке пожарных пирсов, не позволяет обеспечить противопожарную защиту, что влечёт нарушение прав граждан, проживающих в данном населенном пункте и создает реальную опасность причинения вреда их жизни и здоровью, а также может привести к необратимым последствиям, в том числе и к человеческим жертвам, в случае возникновения пожароопасной обстановки. В судебном заседании свидетель Константинов Ю.С. пояснил, что работает в отделе надзорной деятельности Пряжинского и Суоярвского районов УНД ГУ МЧС РФ по РК, по результатам проверки было выявлено нарушение ответчиком исполнения законодательства о пожарной безопасности, в частности не в полном объеме выполнены первичные меры пожарной безопасности, которые предусмотрены ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения органами местного самоуправления в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды, поэтому рассуждение представителя ответчика о нецелесообразности или неэффективности определенных первичных мер пожарной безопасности приниматься во внимание не могут. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Постановлением Главы Вешкельского сельского поселения № 4 от 16.05.2011 определены места для забора воды в любое время года из естественных источников наружного водоснабжения в целях пожаротушения в с.Вешкелица - ул.Мира напротив дома № 2 озеро Маткаярви и перекресток ул.Комсомольская и ул.Советской озеро Кирикиярви, поэтому доводы представителя ответчика о достаточности иметь в п.Вешкелица одно место забора воды в целях пожаротушения суд считает несостоятельными. Кроме того, суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что поскольку подъезды к естественным источникам наружного водоснабжения в с.Вешкелица на оз. Маткаярви и оз. Кирикиярви имеют твердое покрытие, а также непосредственный подъезд к воде, обустройство пирсов является нецелесообразным по тому основанию, что в силу п. 94 ППБ 01-03 подъездные площадки (пирсы) должны отвечать строгим техническим характеристикам, позволяющим производить установку пожарных автомобилей для забора воды в любое время года, исключая возникновение чрезвычайных ситуаций (непроизвольный съезд автомобиля, причинения вреда здоровью как работникам пожарной команды, так и другим гражданам). Учитывая установленные судом обстоятельства, вышеприведенные нормы материального права, суд полагает, что требования прокурора об обязании ответчика устранить нарушения норм и правил пожарной безопасности обоснованны и подлежат удовлетворению. Частью 2 ст. 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд принимает во внимание, что нарушение ответчиком требований пожарной безопасности может причинить вред жизни и здоровью граждан, проживающих в Вешкельском сельском поселении в непосредственной близости от участков лесного фонда, учитывает объем необходимых финансовых затрат, а также необходимость проведения ответчиком обязательных подготовительных процедур, суд полагает установить ответчику срок для исполнения решения суда до 15.09.2011 года, полагая указанный срок разумным и достаточным. В соответствии с п. 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ администрация Вешкельского сельского поселения освобождена от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Суоярвского района удовлетворить. Обязать администрацию Вешкельского сельского поселения в срок до 15.09.2011 осуществить ремонт: - двух пожарных гидрантов, расположенных в с. Вешкелица на ул. Школьная и ул. Советская; - двух пожарных пирсов, расположенных в с.Вешкелица на озере Маткаярви и озере Кирикиярви, а именно: устроить подъезды с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Суоярвский районный суд в течении в течение десяти дней.