решение по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора об обязании ликвидировать несанкционированную свалку



Дело № 2-603/2011Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2011 года                                       г.Суоярви

Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи                                          Васильевой Т.С.

с участием прокурора                                                         Кучина И.А.

при секретаре                                                                       Капитоновой Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по природопользованию и экологии РК, Администрации Суоярвского городского поселения об обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Суоярвского района обратился в Суоярвский районный суд с названным иском к Министерству по природопользованию и экологии РК, Администрации Суоярвского городского поселения в интересах неопределенного круга лиц. Заявленные исковые требования обосновывают тем, что в рамках проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что в квартале 181 выделы 19,23 Суоярвского участкового лесничества ГУ РК «Суоярвское центральное лесничество» расположена несанкционированная свалка бытовых отходов. Результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что администрацией Суоярвского городского поселения, Министерством по природопользованию и экологии РК не принимаются меры, направленные на ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки. Просят обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 181 выдели 19,23 Суоярвского участкового лесничества ГУ РК «Суоярвское центральное лесничество».

В судебном заседании прокурор Кучин И.А. поддержал заявленные исковые требования. Просит обязать ответчика осуществить ликвидацию несанкционированной свалки в срок до 1 ноября 2011 года.

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации Суоярвского городского поселения (по доверенности) Полищук П.В. исковые требования не признал. Пояснил, что Администрация Суоярвского городского поселения не считает себя надлежащим ответчиком по делу. Согласно Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Сбор, вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 управляющими компаниями и размещается на земельном участке, находящемся в собственности Суоярвского района и предназначенном для расположения и эксплуатации городской свалки бытовых и промышленных отходов. Из иска следует, что незаконные свалки мусора расположены на землях лесного фонда. Полномочия органом местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст.81,82,84 Лесного кодекса РФ. В соответствии с ч.1 ст.19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81-84 Лесного кодекса РФ или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом лицами. В соответствии с Лесным кодексом РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указных землях. Ч.1 ст.19 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 определено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации по вопросам, не отнесенным настоящим федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет передаваемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Полномочия по защите лесов, расположенных на землях лесного фонда, а также соответствующие субвенции на уровень муниципального образования «Суоярвское городское поселение» не передавались. Ст.86 Бюджетного кодекса РФ определено, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика - Министерства по природопользованию и экологии РК (по доверенности) Жукова В.В. заявленные исковые требования не признала. Пояснила, что Министерство по природопользованию и экологии РК не является надлежащим ответчиком по делу. Обязанность Министерства по ликвидации свалок бытовых и иных отходов на территории лесного фонда законодательством не установлена. В соответствии с Лесным кодексом РФ Министерство как орган государственной власти РК, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия о в области лесных отношений, в числе прочих переданных полномочий обеспечивает охрану, защиту и воспроизводство лесов на землях лесного фонда. Данные полномочия осуществляются за счет средств субвенций из федерального бюджета. В связи с тем, что Министерство осуществляет перечень переданных полномочий в области лесных отношений на землях лесного фонда за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, расходование указанных средств на мероприятия, не предусмотренные законодательством, будет являться нецелевым использованием выделенных финансовых средств. Кроме того, несанкционированная свалка расположена на второстепенной дороге, примыкающей справа к автодороге Петрозаводск-Суоярви (130-131 км.). Квартал 181, выдел 19,23, Суоярвского участкового лесничества не является арендованным участком лесного фонда и не находится в постоянном пользовании, а также в безвозмездном срочном пользовании. Квартал 181 Суоярвского участкового лесничества непосредственно относится в Суоярвскому городскому поселению. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 организация сбора и вывоза бытовых и иных отходов относится к вопросам местного значения. Также Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 года предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых и иных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Таким образом, несанкционированный вывоз отходов на территорию лесного фонда свидетельствует о ненадлежащей организации и ненадлежащем контроле за процессам сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и иных отходов Администрацией Суоярвского городского поселения.

Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проверки было установлено, что в квартале 181 выдел 19,23 Суоярвского участкового лесничества ГУ РК «Суоярвское центральное лесничество» расположена несанкционированная свалка бытовых отходов.

Из содержания п.п.7 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и п.9 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с точки зрения сопоставления полномочий позволяет утверждать, что их реализация обеспечивается фактически совместной деятельностью двух уровней публичной власти - регионального и муниципального.

В соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В статье 4 указанного выше Закона установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; лесная и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух.

Согласно требованиям ст.51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в подземные и поверхностные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно требованиям ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

П.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения, решение которых возложено на орган местного самоуправления, отнесена организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п/п 4 п.1 ст.83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты ( за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Согласно п.1 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 06.10.2010 № 206-П, Министерство по природопользованию и экологии РК осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации: организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопастности), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов, в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

В соответствии со ст.55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Ст. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 предусматривает, что в целях обеспечения санитарной безопастности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнении и иного негативного воздействия). Согласно п/п «б» ч.3 вышеуказанных Правил санитарно-оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Учитывая изложенное, суд полагает, что меры, направленные на ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки, должны осуществляться администрацией Суоярвского городского поселения и Министерством по природопользованию и экологии РК.

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст.42, 58 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», так как наличие несанкционированных свалок повлекло за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем прокурором подается иск в соответствии со ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии со п.19 ч.1 ст.33.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                          решил:

Исковое заявление прокурора Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по природопользованию и экологии РК, Администрации Суоярвского городского поселения удовлетворить.

Обязать Министерство по природопользованию и экологии РК, Администрацию Суоярвского городского поселения в срок до 1 ноября 2011 года осуществить ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной на в квартале 181 выделы 19,23 Суоярвского участкового лесничества ГУ РК «Суоярвское центральное лесничество».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Суоярвский районный суд в течение 10 дней.

Судья                                                                                                    Васильева Т.С.