на бездействие органа местного самоуправления



Решение Дело Номер обезличен

Именем Российской Федерации

15 сентября 2010 года с.п. Орджоникидзевское

Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи ФИО0,

с участием прокурора ФИО1,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора Сунженского муниципального района РИ к администрации с.п. Нестеровское и администрации Сунженского муниципального района РИ.

Установил:

Прокуратурой Сунженского района по заданию прокуратуры республики проведена проверка законности отчуждения и перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей.

В ходе проверки установлено, что на территории с.п. Нестеровское функционирует детское дошкольное учреждение «Радуга», 2002 года постройки, где проектной вместимостью предусмотрено пребывание 130 детей, а фактически детский сад на конец учебного года посещало 172 ребенка. Кроме того, на очереди в детский сад состоит более 100 детей.

Таким образом, переполняемость детского сада, недостаток мест и очередь в детские сады ущемляет права граждан и их детей, проживающих на территории с.п. Нестеровское на общедоступное бесплатное дошкольное образование и подвергает их риску заболеваний, а также является нарушением законодательства о местном самоуправлении.

В судебном заседании прокурор ФИО1 поддержала требование и просила суд обязать администрацию с.п. Нестеровское и администрацию Сунженского муниципального района организовать в с.п. Нестеровское дошкольное образовательное учреждение на 100 мест.

В судебном заседании представитель администрации с.п. Нестеровское ФИО3 признал обоснованным требования прокурора.

В судебном заседании представитель администрации Сунженского муниципального района РИ ФИО4 требования прокурора не признала, дополнительно пояснив, что администрация Сунженского муниципального района РИ не является ответчиком по данному делу. Согласно закону о муниципальных образованиях, администрация с.п. Нестеровское является самостоятельным органом, таким образом, у них существует свой бюджет. Кроме того, администрация Сунженского муниципального района РИ неоднократно обращалась с письмом в Правительство РИ о необходимости организации детских дошкольных учреждении.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы прокурора, а также представителей администраций, суд считает требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьи 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ важной составляющей санитарно-эпидемиологического благополучия населения является здоровье детей, обеспечивать которое призваны не только родители и лица, выполняющие их функции (опекуны и попечители), но и специальные учреждения, занимающиеся воспитанием и образованием детей, т.е. дошкольные и другие образовательные учреждения.

Положение пункта 1 указанной статьи возлагают на эти учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, обязанности по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Данные меры предполагают рациональное питание воспитуемых и учащихся и, конечно же, обязательное соблюдение норм санитарного законодательства.

В нарушение требований указанного закона, а также подпункта 2.2.10 пункта 2.2 СанПин 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденных Постановлением главного санитарного врача РФ от 26.03.2003 года №24 фактическая переполняемость детского сада «Радуга» превышает проектную.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста» от 19.09.1997 №1204 количество групп и классов в учреждении определяется учредителем и устанавливается в зависимости от санитарных норм и имеющихся условий для образовательного процесса (исходя из предельной наполняемости).

В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статьей 4 Закона Республики Ингушетия "Об образовании» от 12 августа 1998 г. N 10-РЗ предусмотрено, что Республика Ингушетия гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 и пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения.

В соответствии со статьей 35 Закон Республики Ингушетия "Об образовании" от 12 августа 1998 г. N 10-РЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п. 4 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" дошкольные образовательные учреждения не относятся к общеобразовательным учреждениям. Вместе с тем, финансовое обеспечение организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях является полномочием органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации прокурор обращается в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как бездействие руководства администрации с.п. Нестеровское нарушает права граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование и в связи с перекомплектацией может повлечь угрозу возникновения различных заболеваний.

Доводы представителя администрации Сунженского муниципального района РИ ФИО4 о привлечении их в качестве ненадлежащего ответчика суд считает обоснованными в связи с чем в этой части в удовлетворении требования прокурора следует отказать.

При таких обстоятельствах, заявление прокурора Сунженского муниципального района РИ подлежит частичному удовлетворению как основанное на законе и обоснованное материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление прокурора Сунженского района Республики Ингушетия – удовлетворить частично.

Обязать администрацию с.п. Нестеровское организовать в с.п. Нестеровское дошкольное образовательное учреждение на 100 мест.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РИ в течение 10 дней.

п.п. судья ФИО0, копия верна

Федеральный судья

Сунженского районного суда РИ ФИО0