гражданское дело по заявлению ФИО на неправомерные действия Межрегионального Управления ФМС России и ОФМС России по РИ



РЕШЕНИЕ 2-64

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ ст. Орджоникидзевская

Сунженский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Умаева Х.А.

при секретаре ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению

ФИО1, ФИО2, ФИО3 на неправомерные действия Межрегионального Управления ФМС России и ОФМС России по РИ,

у с т а н о в и л:

ФИО1, ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с заявлением на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России и ОФМС России по РИ выразившиеся в отказе в продления срока действия статуса вынужденного переселенца. Заявители также просят, восстановить срок подачи документов на оказание государственной поддержки и обязать ОФМС России по РИ передать их учетное дело в МРУ ФМС России и оказать им государственную поддержку.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ. требование заявителей ФИО8, ФИО2 и ФИО3 об оказании им господдержки в соответствии с Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ. оставлены без рассмотрения.

В судебном заседании представитель заявителей ФИО9 поддержала заявленные требования в остальной части по мотивам, изложенным в заявлении, и пояснила, что до осетино-ингушского конфликта 1992 года семья ФИО1 проживала в РСО-Алания. В результате конфликта им пришлось покинуть место проживания и в поисках безопасного убежища временно обосноваться в РИ. По заявленному ходатайству в Миграционной службе им был предоставлен статус вынужденных переселенцев. По окончанию срока действия статуса вынужденных переселенцев они с 1995 года систематически проходили перерегистрацию в Миграционной службе РИ, о чем имеются отметки в удостоверениях до 2008 года. Им отказано в продлении статусов переселенце в связи с истечением срока их действия. Срок действия статуса вынужденного переселенца заявителями пропущен по уважительной причине, поскольку глава семьи ФИО1 тяжело заболел и длительное время находился на лечении в стационаре и по этой причине не смог обратиться с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. ФИО2 также по причине заболевания самостоятельно не может передвигаться, а ФИО3 в ходе поездки к месту проживания был избит и также находился на лечении. МРУ ФМС России посчитало причину пропуска срока не уважительной и отказало им в продлении сроков действия статусов вынужденных переселенцев. ФИО1 были подготовлены и сданы в ОФМС России по РИ все необходимые документы для получения государственной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ. В связи с отсутствием статусов вынужденных переселенцев учетное дело не было передано в МРУ ФМС России для принятия решения об оказании государственной поддержки. В настоящее время семья ФИО1 не обустроена, проживает на снимаемой квартире в частном секторе. Просит признать действия МРУ ФМС России выраженные в отказе продления заявителям статусов вынужденного переселенца незаконными, обязать МРУ ФМС России продлить им статус вынужденных переселенцев, восстановить срок подачи документов на оказание государственной поддержки и обязать ОФМС России по РИ передать в МРУ ФМС России, а МРУ ФМС России принять учетное дело заявителей.

Извещенные о времени и месте судебного заседания заявители ФИО2 и ФИО3 в суд не явились. Дело рассмотрено в отсутствии ФИО3 и ФИО2

В судебном заседании представитель МРУ ФМС России ФИО10 заявленные требования не признал и пояснил, что заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения. ДД.ММ.ГГГГ заявители признаны Межрегиональном управлением ФМС России лицами, утратившими статус вынужденного переселенца на основании п.п. 2 и 2 ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № «О вынужденных переселенцах» (в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца). С заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца заявители в МРУ ФМС России не обращались, а также не представители документы, позволяющие признать уважительной причину пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. В 2006 году ФИО1 обратился в органы ФМС России, а именно в Отдел ФМС России по РИ, с заявлением об оказании государственной поддержки, как того требует пункт 7 положения «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года», положение утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ8 года за № «Об оказании государственной поддержки гражданам РФ, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года». Однако учетное дело №, сформированное по заявлению ФИО1 об оказании государственной поддержки в МРУ ФМС России из Отдела ФМС РФ по РИ, для рассмотрения вопроса предоставления государственной поддержки, не передавалось. Из пункта 7 Положения следует, что вынужденный переселенец лишившийся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, не представивший до ДД.ММ.ГГГГ в территориальный орган Федеральной миграционной службы документы, указанные в п. 8 Положения, реализует свое право на оказание государственной поддержки в порядке, предусмотренном законодательством РФ о вынужденных переселенцах. Действия МРУ ФМС России, не являются теми действиями, согласно ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего. На основании изложенного в удовлетворении требований заявителей просит отказать

В судебном заседании представитель ОФМС России по РИ ФИО11 требования заявителей не признал и пояснил, что заявители ФИО1 в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ не представители удостоверения и другие документы согласно п. 8 Положения Постановления Правительства РФ. В связи с чем, Отделом ФМС России не было передано дело в МРУ ФМС России. В МРУ ФМС России передаются укомплектованные дела. Просит отказать в удовлетворении требований заявителей.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Закона РФ «О вынужденных переселенцах» таким является гражданин России, покинувший место жительства вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку национальной принадлежности.

Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).

В силу ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст. 5 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Как установлено в судебном заседании заявители до осетино-ингушского конфликта проживали в РСО-Алания. Свое домовладение покинули в результате вооруженного конфликта, а потому она подпадает под категорию вынужденных переселенцев. В настоящее время из-за отсутствия жилья не могут вернуться на прежнее место жительства.

В соответствии с п.4 ст. 9 Федерального закона РФ «О вынужденных переселенцах» территориальный орган Миграционной службы обязан уведомить лицо о лишении его статуса вынужденного переселенца с указанием причин, порядка обжалования в течение пяти дней со дня принятия такого решения.

Согласно уведомлению за подписью заместителя руководителя МРУ ФМС России ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, ФИО2 и ФИО3 утратил статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса. (л.д.40)

Как следует из уведомления за подписью начальника ОВП ОФМС России по РИ ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ. учетное дело № ФИО4 не укомплектовано до ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с п. 8 Постановления РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № в связи, с чем оно не передано в МРУ ФМС России для принятия решения по существу. (л.д.41)

В соответствии с п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их законности, возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемые действия (бездействие).

ФИО1 как следует из выписки из истории болезни, находился на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., согласно выписному эпикризу из медицинской карты № ФИО13 находился в отделении травматологии с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 42-44)

Из постановления Конституционного суда РФ от 21.11. 02. №-Н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен.

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения его прав на жилье ( ст. 27 Конституции РФ).

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что заявители были признаны вынужденными переселенцами, по настоящее время не обустроены, нуждаются в жилищном обустройстве, не имеют возможности решить вопрос жилищного обустройства и вернуться на прежнее место жительства по независящим от них обстоятельствам, срок действия статуса вынужденного переселенца заявителями пропущен по уважительной причине, поскольку глава семьи ФИО1 тяжело заболел и длительное время находился на лечении в стационаре и по этой причине не смог обратиться с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. ФИО2 также по причине заболевания самостоятельно не может передвигаться, а ФИО3 в ходе поездки к месту проживания был избит и также находился на лечении.

При таких условиях суд находит, что срок продления статуса вынужденного переселенца заявителями пропущен по уважительным причинам вследствие чего они не смогли также укомплектовать своевременно учетное дело на оказание государственной поддержки.

С учетом изложенного суд находит требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление ФИО1, ФИО5 и ФИО3 удовлетворить.

Признать действия Межрегионального Управления Федеральной миграционной службы России (с местом дислокации <адрес>), выразившиеся в отказе продлении срока действия статуса вынужденного переселенца заявителям незаконными

Обязать Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации <адрес>) продлить ФИО1, ФИО5 и ФИО3 срок действия статуса вынужденного переселенца на один год.

Восстановить заявителям срок подачи документов в ОФМС России по РИ на оказание государственной поддержки.

Обязать ОФМС России по РИ передать учетное дело № на имя ФИО6 в Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации <адрес>), а Межрегиональное управление ФМС России обязать принять учетное дело № на имя ФИО4 для рассмотрения вопроса об оказании государственной поддержки.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней.

п.п.судья Умаев Х.А., КОПИЯ верна

Федеральный судья

Сунженского районного суда Х.А. Умаев