РЕШЕНИЕ 2-243
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ ст. Орджоникидзевская
Сунженский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Умаева Х.А.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению
ФИО1 на неправомерные действия Межрегионального Управления ФМС России и ОФМС России по РИ,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России и ОФМС России по РИ выразившиеся в исключении его из списков вынужденных переселенцев, а также в отказе передачи учетного дела № на имя ФИО1 в Межрегионального управления ФМС России.
Заявители также просят обязать ОФМС России по РИ передать учетное дело № на имя ФИО1 в Межрегиональное управление ФМС России.
В судебном заседании представитель заявителей ФИО5 поддержал заявленные требования и пояснила, что в результате осетино-ингушского конфликта осени 1992 года ФИО1 со своей семьей пришлось покинуть место постоянного проживания в РСО-Алания, <адрес> и временно обосноваться на территории РИ. По заявленному ходатайству в Миграционной службе РИ им был предоставлен статус вынужденного переселенца, который систематический продлевался. В 2009 году их семье была оказана государственная поддержка на приобретение жилья взамен утраченного домовладения по <адрес> в <адрес> РСО-Алания. Однако, ФИО1 и его сестра ФИО3 были исключены из состава семьи были исключены из состава семьи отца – ФИО2 по причине того, что на момент принятия решения об оказании государственной поддержки и выдачи свидетельства у них отсутствовал статус вынужденного переселенца, хотя заявление о продлении статуса было подано своевременно. После чего они обратились в Межрегиональное управление ФМС России для продления статуса вынужденного переселенца, но в продлении статуса им было отказано, в связи, с чем они обратились в суд, и статус был продлен согласно решению Назрановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В последующем письмом от ДД.ММ.ГГГГ. им было отказано в продлении статуса вынужденного переселенца и оказании государственной поддержки. Решением сунженского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ действия МРУ ФМС России были признанны неправомерными и ФИО1 и ФИО3 был продлен статус вынужденных переселенцев, а также данным решением МРУ ФМС России было обязано оказать им государственную поддержку в жилищном обустройстве в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании государственной поддержки гражданам РФ, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта 1992 года.» Данное решение суда вступило в законную силу. При предоставлении вышеназванного решения суда в МРУ ФМС России для исполнения выяснилось, что учетное дело заявителя было незаконно передано в ОФМС России по РИ в связи, с чем исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ остается неисполненным, а требования заявителя к МРУ ФМС России о затребовании его учетного дела из ОФМС России по РИ остаются безрезультатными. Просит удовлетворить заявление ФИО1
Извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представитель МРУ ФМС России в судебное заседание не явился. В соответствии со ч. 2 ст.257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя МРУ ФМС России.
В судебном заседании представитель ОФМС России по РИ ФИО6 пояснил, что личное дело ФИО1 было передано из Межрегионального управления ФМС России в Отдел ФМС России по РИ и в данное время дело находится в ОФМС России по РИ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Закона РФ «О вынужденных переселенцах» таким является гражданин России, покинувший место жительства вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку национальной принадлежности.
Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).
В силу ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст. 5 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Как установлено в судебном заседании заявители до осетино-ингушского конфликта проживали в РСО-Алания. Свое домовладение покинули в результате вооруженного конфликта, а потому она подпадает под категорию вынужденных переселенцев. В настоящее время из-за отсутствия жилья не могут вернуться на прежнее место жительства.
Согласно уведомлению за подписью начальника ОВП ОФМС России по РИ ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с п. 4 ст. 5 и с п.п. 2 п. 2 ст. 9 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ. и приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. сняты с учета ОФМС России по РИ. В связи с этим передать личное дело ФИО1 по продлению срока действия статуса вынужденного переселенца не предоставляется возможным. (л.д. 9)
В соответствии с п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их законности, возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемые действия (бездействие).
Решением Сунженского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
«Заявление ФИО3 и ФИО1 на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России удовлетворить. Признать действия Межрегионального управления ФМС России, выразившиеся в отказе ФИО3 и ФИО1 в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и оказании государственной поддержки, незаконными. Обязать Межрегиональное управление ФМС России продлить срок действия статуса вынужденного переселенца из РСО-Алания в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Обязать Межрегиональное управление ФМС России оказать ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения государственную поддержку в жилищном обустройстве в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года.» (л.д.10-11)
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что заявители были признаны вынужденными переселенцами, по настоящее время не обустроены, нуждаются в жилищном обустройстве, не имеют возможности решить вопрос жилищного обустройства и вернуться на прежнее место жительства по независящим от них обстоятельствам.
Действия ОФМС России по РИ, выразившиеся в отказе в исключении его из списков вынужденных переселенцев, а также в отказе передачи учетного дела № на имя ФИО1 в Межрегионального управления ФМС России и, нарушает закрепленное Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ право вынужденных переселенцев на оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве путем предоставления вынужденному переселенцу нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья.
С учетом изложенного суд находит требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать действия Отдела Федеральной миграционной службы России, выразившиеся в отказе в исключении его из списков вынужденных переселенцев и в отказе передачи учетного дела № на имя ФИО1 в Межрегионального управления ФМС России незаконными.
Обязать ОФМС России по РИ передать учетное дело № на имя ФИО1 в Межрегиональное управление ФМС России (с местом дислокации <адрес>), а Межрегиональное управление ФМС России обязать принять учетное дело № на имя ФИО1 для рассмотрения вопроса об оказании государственной поддержки.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней.
п.п.судья Умаев Х.А., КОПИЯ верна
Федеральный судья
Сунженского районного суда Х.А. Умаев