гражданское дело по заявлению ФИО, на неправомерные действия должностных лиц ОФМС РФ по РИ



РЕШЕНИЕ Дело №Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ ст.Орджоникидзевская

Сунженский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Умаева Х.А.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

ФИО1, ФИО5, ФИО2, на неправомерные действия должностных лиц ОФМС РФ по РИ,

У С Т А Н О В И Л:

Заявители ФИО1 обратились в суд с заявлением о признании неправомерными действий ОФМС РФ по РИ, выразившихся в отказе продлить им срок действия статуса вынужденных переселенцев на следующий год.

В судебном заседании ФИО1 подтвердил заявленные требования и пояснил, что до военных действий в Чеченской Республике они ( заявитель и члены его семьи) проживали в <адрес>. В 1996г. в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике их семье пришлось вынужденно покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории <адрес>. После прибытия к временному месту проживания они стали на учет в миграционной службе республики, ему и членам его семьи был предоставлен статус вынужденных переселенцев, выданы удостоверения. После истечения пяти лет они ежегодно проходили переучет в Миграционной службе РИ. В 2007 году они в очередной раз обратились в ОФМС России по РИ с заявлением о продления статуса вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, однако в приеме документов нам было отказано в связи с занятостью, связанной с передачей дел вынужденных переселенцев. При повторном обращении им объяснили, что их удостоверения, переданные ими для продления срока действия утеряны и необходимо время для их восстановления, при этом им длительное время не выдавалось решение, которое они могли обжаловать в суд. Учитывая изложенные обстоятельства по их заявлению решением Сунженского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, им был восстановлен срок подачи заявления в ОФМС России по РИ для продления срока действия статуса вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и решениями ОФМС РФ по РИ им до ДД.ММ.ГГГГ, а затем до ДД.ММ.ГГГГ был продлен срок действия статуса вынужденного переселенца. В связи с тем, что они не имеют жилья, миграционной службой в целях оказания государственной поддержки они были включены в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. До истечения срока действия статуса вынужденных переселенцев из Чеченской Республик, который им был продлен ОФМС России по РИ до ДД.ММ.ГГГГ, они обратились в миграционную службу с заявлениями о продлении им срока действия статуса вынужденных переселенцев на следующий год. Как следует из уведомления ОФМС России по РИ, которое им было направлено по факсимильной связи только ДД.ММ.ГГГГ, решением ОФМС от ДД.ММ.ГГГГ, им отказано в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев на следующий год. Основанием данного решения послужило то, что их семья в ноябре месяце 2003 года получила компенсацию за жилье, принадлежавшее им в <адрес> ЧР, поэтому у них отсутствуют препятствия в жилищном обустройстве. Принимая такое решение ОФМС России по РИ оставило без внимания ряд обстоятельств. Так, сумма компенсации за жилье, принадлежавшего им в <адрес> ЧР 120000 рублей, выплаченная их семье только в ноябре 2003г., в результате инфляционных процессов, происходивших в тот период в стране, оказалась ко времени ее выплаты мизерной и была использована на погашение задолженности арендной платы за жилье, в котором они проживали с 1994 года. В результате того, что их семье указанная компенсация не была своевременно выплачена они до настоящего времени не обустроены, не имеют своего жилья. При этом они также лишены жилья, принадлежавшего им в <адрес>, поскольку при предоставлении компенсации вынужденные переселенцы в соответствии с порядком предоставления компенсации, утвержденным постановлением правительства РФ утрачивали право на жилье, находящееся на территории ЧР. При вынесении указанного решения судом данное обстоятельство было рассмотрено с учетом их доводов, поэтому ОФМС неправомерно повторно приняло решение, которое противоречит решению Сунженского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела ФИО5 и ФИО2 в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду ими не сообщено. В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ОФМС России по РИ ФИО7 пояснил, что требования заявителей ФИО1 он не признает в связи с тем, что их семье выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в соответствии с постановлением Правительства РФ от № от ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя и представителя заинтересованной стороны, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).

Согласно п.2 «Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ7г. №, право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории Чеченской республики жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с ДД.ММ.ГГГГ, при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики.

В соответствии п.5 вышеуказанного порядка, компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади, но не более 120 миллионов рублей на семью.

Как установлено в судебном заседании, семья ФИО1 состоит из трех человек и временно проживает в ст.Орджоникидзевская по <адрес>. Таким образом, размер компенсации, предоставляемой семье ФИО1, состоящей из трех человек в соответствии с п. 5 вышеуказанного Порядка должен был составлять стоимость строительства жилья не менее 54 кв.м. жилой площади.

В соответствии с постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 158 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2003 г.», средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на четвертый квартал 2003г. по Чеченской Республике составляет 8380 рублей.

Таким образом, исходя из стоимости жилья и нормы общей площади, предусмотренной действовавшим законодательством на момент выплаты компенсации, семье ФИО1 подлежало выплате в качестве компенсации за утраченное жилье 452520 рублей (3х 8 кв.м. х 8380=452520).

Упомянутый «Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ7г. за №, компенсацию за утраченное жилье устанавливал исходя из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья в 1997 году, тогда как фактически семье ФИО1 компенсация была выплачена в 2003 году.

Как единовременная выплата, указанная компенсация с учетом реальной стоимости жилья и постоянно растущей инфляции не индексировалась.

В связи с тем, что компенсация в размере 120000 рублей не была своевременно выплачена заявителям, они до настоящего времени не обустроены и не имеют собственного жилья, что подтверждается исследованными судом свидетельствами о регистрации заявителей по месту пребывании за №№303, 305, 306 и не оспаривается заинтересованной стороной.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Учитывая изложенные обстоятельства, доводы заинтересованной стороны ОФМС РФ по РИ о том, что семье заявителей выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике не являются обоснованными, поскольку по смыслу закона в течение периода, на который предоставлен статус вынужденного переселенца соответствующие органы власти обязаны провести комплекс мероприятий, направленных на создание вынужденным переселенцам должного уровня жизни.

В связи с этим суд полагает, что выплата компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике, произведенная семье заявителей по истечении указанного срока при ненадлежащем выполнении органами государственной власти мер по обеспечению обустройства, не может рассматриваться как безусловное основание, которое влечет за собой лишение статуса вынужденного переселенца.

При таких обстоятельствах суд считает требования заявителей обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1, ФИО5, ФИО3 о признании неправомерными действий ОФМС РФ по РИ и принуждении ОФМС России по РИ продлить им сроки действия статуса вынужденных переселенцев до жилищного обустройства их семьи и выдать им удостоверения вынужденных переселенцев удовлетворить.

Признать действия ОФМС РФ по РИ выразившиеся в принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе продлить сроки действия статуса вынужденных переселенцев заявителям ФИО4, ФИО5, ФИО3 незаконными.

Обязать ОФМС России по РИ продлить сроки действия статуса вынужденных переселенцев заявителям ФИО4, ФИО5, ФИО3 до их жилищного обустройства и выдать им удостоверения вынужденных переселенцев из Чеченской Республики.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней.

п.п.судья Умаев Х.А., Копия верна:

Федеральный судья

Сунженского районного суда РИ Х.А.Умаев