РЕШЕНИЕ Дело №Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с.п. Орджоникидзевское
Сунженский районный суд <адрес> в составе:председательствующего Умаева Х.А.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО3 на неправомерные действия <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с заявлением о признании действий <адрес>, выразившихся в исключении их из базы данных вынужденных переселенцев незаконными.
В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал заявление и пояснил, что в результате военных действий в Чеченской Республике ему со своей семьей пришлось покинуть место постоянного проживания в <адрес> и обосноваться на территории <адрес>. По заявленному ходатайству им был предоставлены статусы вынужденных переселенцев и выданы удостоверения. Статус вынужденного переселенца ими продлевался на каждый последующий год включительно до ДД.ММ.ГГГГ. В очередной раз они своевременно подали в <адрес> документы на продление статуса вынужденного переселенца. ДД.ММ.ГГГГ ими получено уведомление из <адрес> о лишении их статусов вынужденных переселенцев в связи с получением ими компенсации в размере 71354 рублей за утраченное жилье и имущество согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР и покинувшим ее безвозвратно» и в соответствии с п. 40 «Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ», утвержденного Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ. № и п.9 Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. «об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» они исключены из базы данных вынужденных переселенцев. Однако как следует из объяснений представителей Правительства РФ, и из содержания вступившего в законную силу решения Верховного Суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ по делу ГКПИ2000-1224, компенсация за утраченное жилье не предполагает полного возмещения его стоимости. Следовательно, названные граждане лишены возможности обеспечить себя жилыми помещениями по установленным нормам на полученную сумму компенсации. Выплаченная им компенсация согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № является не значительной и не соответствует рыночным ценам для приобретения жилья. В данное время он и члены его семьи не обустроены, своего жилья не имеют. Просит удовлетворить заявление.
От заявителей: ФИО4, ФИО5, ФИО3 и ФИО2 поступили заявления о рассмотрении их заявления на неправомерные действия <адрес> без их участия. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без их участия.
В судебном заседании представитель <адрес> требования заявителей не признал и пояснил, что заявителями в 1999 году получена компенсация за утраченное жилье в Чеченской Республике согласно Постановлению Правительства за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).
В силу ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст. 5 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Как усматривается из письма <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ. заявители отказано в продлении статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что в 1999 году им выплачена компенсация в размере 71354 руб. согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «о Порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР и покинувшие безвозвратно».
Как установлено в судебном заседании заявители состояли на учете в <адрес>, как вынужденные переселенцы из Чеченской Республики, что подтверждается представленными удостоверениями вынужденных переселенцев.
Из содержания вступившего в законную силу решения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу ГКПИ2000 -1224, компенсация за утраченное жилье не предполагает полного возмещения его стоимости. Таким образом, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № компенсационные выплаты лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской республике, являются дополнительной социальной льготой и не предусматривают полного возмещения стоимости утраченного жилья и (или) имущества. Следовательно, заявители лишены возможности обеспечить себя жилыми помещениями по установленным нормам на полученную сумму компенсации.
Указанная компенсация, предоставленная семье ФИО1, не обеспечивает возможности строительства или приобретения соответствующего жилья и не обеспечивает их обустройство на новом месте жительства.
В соответствии с п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их законности, возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемые действия (бездействие).
В обоснование своих доводов представитель <адрес> не представил сведений о фактическом использовании указанной компенсации.
Из постановления Конституционного суда РФ от 21.11. 02. №-Н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен.
В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения его прав на жилье ( ст. 27 Конституции РФ).
Заявители до настоящего времени не обустроены, собственного жилья не имеют, государственную поддержку не получили.
При таких условиях суд находит возможным удовлетворения требований заявителей ФИО1.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО3 удовлетворить.
Признать действия <адрес> выразившиеся в исключении ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО3 из базы данных вынужденных переселенцев незаконными
Обязать <адрес> восстановить ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО2, ФИО3 в электронной базе данных вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней.
п.п.судья Умаев Х.А. Копия верна.
Федеральный судья
Сунженского районного суда РИ Х.А. Умаев