на неправомерные действия МРУ ФМС РФ



РЕШЕНИЕ                          Дело

Именем Российской Федерации

с.п. Орджоникидзевское               ДД.ММ.ГГГГ

Сунженский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Умаева Х.А.,                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России,

у с т а н о в и л:

Заявители обратились в суд с заявлением на неправомерные действия МУ ФМС России, выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного переселенца.

Согласно заявлению до осетино-ингушского конфликта 1992 года заявители проживали в РСО-Алания, <адрес>. В результате конфликта осени 1992 года их семья вынуждена была покинуть место постоянного проживания в РСО-Алания и временно обосноваться на территории <адрес>. По заявленному ими ходатайству в Миграционную службу РИ они были признаны вынужденными переселенцами и выданы удостоверения, подтверждающие статус вынужденного переселенца. Они систематически продлевали статус вынужденного переселенца до ДД.ММ.ГГГГ. До окончания срока действия статуса вынужденного переселенца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, они обратились в МУ ФМС РФ для продления статуса. После обращения в МУ ФМС России с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца они получили уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №МС15/44-2006 МУ ФМС об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих их обустройству на новом месте жительства. Государственную поддержку на восстановление жилья они не получали, возвращение к месту постоянного проживания невозможно. Вернуться для решения жилищного вопроса они не могут, так как возвращение вынужденных переселенцев в <адрес> закрыто Правительством РСО-Алания, а в <адрес> они жильем не обеспечены, временно проживают в государственном дет.саде с.п. Орджоникидзевское.

Просят суд признать действия МУ ФМС России незаконными и обязать МУ ФМС России восстановить в отношении них статус вынужденного переселенца.

В судебном заседании заявитель ФИО1 поддержал заявленные требования по мотивам, изложенным в заявлением и дополнительно пояснили, что в результате осетино-ингушского конфликта осенью 1992 г. их семья покинула место постоянного проживания в <адрес> РСО-Алания и обосновалась на территории РИ. Они обратились в Миграционную службу РИ, их признали вынужденными переселенцами и выдали удостоверения соответствующего образца. После чего, они своевременно обратились в МРУ ФМС России с заявлением о продлении срока действия статуса, однако им отказали, ссылаясь на то, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства и им выдана беспроцентная ссуда на восстановления жилья, хотя данная ссуда является возвратной и не считается государственной поддержкой. В <адрес> РСО-Алания, в настоящее время проживать невозможно из-за того, что является закрытой зоной для лиц ингушской национальности. В настоящее время они не обустроены, временно проживают в государственном дет. саде с.п. Орджоникидзевское. Просят суд признать действия МУ ФМС России незаконными и обязать МУ ФМС России продлить в отношении них статус вынужденного переселенца.

      От заявителей ФИО2 и ФИО3 поступило заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.

      В соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без их участия.

Представитель Межрегионального управления ФМС России ФИО5 на основании доверенности №МС15/45-2497 от ДД.ММ.ГГГГ требования не признала, и пояснила, что требования заявителей считает незаконными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии с п.4 ч.1 ст.7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством РФ. Заявители свое право на получение государственной поддержки реализовали, получив в 2004-2005 году, в рамках постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , государственную поддержку в виде долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство жилья. ФИО6 и членам его семьи оказана государственная поддержка на восстановление жилья в полном объеме в 2004-2005 г.г. Указанная ссуда являлась целевой, предоставлялась за счет средств федерального бюджета, направляемых на реализацию Федеральной миграционной программы для граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но не пользовавшимся льготами на строительство (приобретение) жилья. Указанная ссуда являлась формой государственно поддержки, а государственная поддержка повторно не оказывается. В связи с тем, что заявители использовали предоставленную суду, у них отсутствуют обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства. Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. При рассмотрении заявления ФИО1 и др. просит суд в удовлетворении требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителей, суд приходит к следующему.

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно п.4 ст.5 данного Закона, - статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Из копий удостоверений вынужденного переселенца , от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ видно, что заявители являются вынужденными переселенцами из РСО-А, регулярно проходили переучет и продлевали статус вынужденного переселенца, о чем свидетельствуют отметки и подписи руководителя УДМ МВД РИ и МУ ФМС России, скрепленные гербовой печатью.

Из постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен.

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения им прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ).

Конституционным судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П сформулирована правовая позиция о том, что «непосредственно из Конституции РФ вытекает обязанность РФ оказывать вынужденным переселенцам дополнительную поддержку государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого, Закон РФ «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст.1.4,5,6,7 и 8). Предоставление гражданину статуса вынужденного переселенца ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества». В целях реализации указанных законодательных норм Правительство РФ своим Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Положение о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года.

Об имеющихся препятствиях в жилищном обустройстве свидетельствует то, что действие статуса вынужденного переселенца в отношении заявителей продлевалось до ДД.ММ.ГГГГ, так как они до сих пор не обустроены, компенсацию за утраченное имущество не получили.

Заявителям по настоящее время жилье не восстановлено, заявители не обустроены, вернуться на прежнее подворье не могут, так как <адрес> РСО-Алания является закрытым населенным пунктом для вынужденных переселенцев ингушской национальности.

Отказ МРУ ФМС России заявителям в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на том основании, что заявители получили долговременную беспроцентную возвратную ссуду на строительство(приобретение) жилья необоснован, поскольку данная ссуда является незначительной и не соответствует реальной стоимости жилья.

Как следует из Положения «об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.» оказание государственной поддержки предусмотрено вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992г., а в Положении о предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья предусмотрено оказание государственной поддержки вынужденным переселенцам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но не пользовавшимся льготами на строительство (приобретение) жилья после получения статуса вынужденного переселенца.

Таким образом, вынужденный переселенец, получивший долговременную беспроцентную возвратную ссуду, может получить компенсацию в установленном порядке, и наоборот. Такой позиции придерживается Верховный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ -В05-9: «За гражданами, получившими компенсацию за утраченное жилье и имущество, сохраняется право на получение в установленном порядке долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство и приобретение жилья.

Согласно п.7 Положения «О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной ссуды на строительство (приобретение) жилья» от ДД.ММ.ГГГГ размер ссуды устанавливается дифференцированно и исчисляется путем умножения средней стоимости 1 кв.м. жилья, сложившейся в данном регионе, на размер общей площади приобретаемого (строящегося) на семью жилья в пределах социальных норм, но не более 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, и на региональный коэффициент комплекса критериев целесообразности расселения вынужденных переселенцев (состояние экологи, климата, демографической обстановки, географическое положение, ситуация на рынке труда и миграционная ситуация).     

В соответствии с п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их законности, возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемые действия (бездействие).

В обоснование своих доводов МРУ ФМС России не представило сведений о фактическом использовании указанной ссуды на восстановление жилья заявителей и их жилищном обустройстве.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России удовлетворить.

Обязать Межрегиональное управление ФМС России продлить срок действия статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней.

             копия верна

Федеральный судья

Сунженского районного суда РИ                                Х.А. Умаев