на неправомерные действия ФМС России



РЕШЕНИЕ Дело Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ ст.Орджоникидзевская Сунженский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Умаева Х.А.,

при секретаре Гагиевой Ф.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Базгиева Якуба Ибрагимовича и Парагульговой Хавы Алихановны об оспаривании действия (бездействия) должностных лиц Федеральной миграционной службы России,

У С Т А Н О В И Л:

Заявители Базгиев Я.И. и Парагульгова Х.А. обратились в суд с заявлением о признании неправомерным действия (бездействия) должностных лиц Федеральной миграционной службы России (ФМС России), выразившихся в отказе исключения их из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике.

В судебном заседании представитель заявителей по доверенности Катиев М.Д. подтвердил заявленные требования и пояснил, что до военных действий в Чеченской Республике они (заявители и члены их семей) проживали в <адрес>, в <адрес> - Базгиев Я.И. и по тому же адресу в <адрес> – Х.В.Парагульгова. В 1994 году в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике их семьям пришлось вынужденно покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории <адрес>. После прибытия к временному месту проживания они стали на учет в миграционной службе республики, им и членам их семей был предоставлен статус вынужденных переселенцев, выданы удостоверения. В начале октября месяца 1995 года они обратился в миграционную службу <адрес> о выплате компенсации за утраченное жилье и имущество в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, находившееся по указанному адресу. В 2008 году при обращении в отдел компенсационных выплат ОФМС России по РИ в связи с длительностью разрешения вопроса о компенсационных выплатах им сообщили, что они уже в 1998 году получили компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество в Ингушском ОСБ . По их обращению, следственной частью СУ МВД по РИ, была проведена проверка в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ для установления лиц, незаконно получивших компенсацию, по результатам которой в возбуждении уголовного дела было отказано в виду отсутствия события преступления, тогда как ни они, ни члены их семей компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество не получали. В виду того, что они не использовали компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, при этом утратили право на принадлежавшее им жилье в <адрес> они обратились в ОФМС России по РИ об исключении их и членов их семей из списков лиц, получивших компенсационные выплаты. Получив отрицательный ответ, они обратились в Назрановский районный суд <адрес> с заявлениями о признании неправомерными действий (бездействия) должностных лиц ОФМС России по РИ, выразившихся в отказе исключить их из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество. Решением от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал ОФМС России по РИ исключить их из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике. Согласно письма руководителя ОФМС России по РИ от ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава исполнителя отдела по <адрес> Федеральной службы судебных приставов по РИ они исключены из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, находящихся в базе данных ОФМС, тогда как для восстановления их жилищных прав, утраченных вследствие внесения их в соответствующий список, необходимо исключить их из Центральной базы данных «Компенсация» ФМС России. Однако на обращение заявителя Базгиева Я.И. по данному поводу в ФМС России им получен ответ Врио начальника Управления по делам переселенцев А.И. Левина о том, что отсутствуют правовые основания, обязывающие ФМС России произвести определенные процессуальные действия в части исполнения упомянутых судебных решений. В результате того, что их семьям указанная компенсация не была выплачена они до настоящего времени не обустроены, не имеют своего жилья. При этом они также лишены жилья, принадлежавшего им в <адрес>, поскольку при предоставлении компенсации вынужденные переселенцы в соответствии с порядком предоставления компенсации, утвержденным постановлением правительства РФ утрачивали право на жилье, находящееся на территории ЧР. При вынесении указанног решения судом данное обстоятельство было рассмотрено с учетом их доводов, поэтому ФМС России неправомерно отказано в удовлетворении их требований и доводы представителя ОФМС России о получении ими компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество противоречат решениям Назрановского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ФМС России по доверенности Д.М. Кильдеева в судебное заседание направила возражения на заявления Парагульговой Х.А. и Базгиева Я.И. с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. При этом просила отказать в удовлетворении требований заявленных Парагульговой Х.А. и Базгиевым Я.И. в связи с тем, что каких-либо доказательств неполучения перечисленных им денежных средств заявителями суду не представлено тогда как в соответствии со ст.56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований. Кроме того, в соответствии постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ7г. «О порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно» право на принятие решений о выплате компенсационных решений гражданам указанной категории, равно как и пересматривать эти решения отнесено к компетенции созданных при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации временных комиссий по выплате компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике. В связи с этим заявителями неправильно определен предмет спора как требование об исключения их из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике в компьютерной базе данных «Компенсация» ФМС России, тогда как вопрос об аннулировании такой информации из компьютерной базы данных «Компенсация» ФМС России может быть решен только после пересмотра решения указанной комиссии и подтверждении возврата гражданами денежных средств в федеральный бюджет либо отмены указанных решений комиссий судом.

В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ФМС России.

Вызванный в суд по ходатайству представителя ФМС России Д.М. Кильдеевой и опрошенный в качестве специалиста ведущий экономист Ингушского ОСБ Сбербанка России С. А. Гойгов суду пояснил, что миграционной службой РИ на счет отделения Сбербанка в ГРКЦ ЦБРФ по РИ в <адрес> действительно были перечислены денежные средства платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, имеющие назначение - выплату компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике Я.И. Базгиеву и Х.А. Парагульговой. При выдаче денежных средств, владельцам лицевых счетов, служащим банка составляется расходный ордер, в котором отражается фамилия имя отчество получателя денег, получаемая сумма, номер счета, с которого выплачиваются деньги, подпись получателя денег, при этом делается и отметка в сберегательной книжке владельца счета. Соответствующая информация сохраняется в электронной базе данных счетов вкладчиков. Однако в Ингушском ОСБ Сбербанка России электронная база данных счетов вкладчиков действует только с 2001 года. При этом расчетные документы банка, согласно Перечня документов со сроками хранения, образующихся в деятельности Сбербанка России, (одобренного Постановлением Правления Сбербанка России Протокол от ДД.ММ.ГГГГ ) имеют срок хранения, только пять лет, в связи с этим в банке не сохранились сведения о выплате и получении указанной компенсации.

В судебном заседании представитель ОФМС России по РИ Борзов М.Б. пояснил, что требования заявителя Базгиева Я.И и Парагульговой Х.А. он не признает в связи с тем, что им ОФМС России перечислены денежные средства на выплату компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в соответствии с постановлением Правительства РФ от от ДД.ММ.ГГГГ, при этом на основании решения Назрановского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ они исключены из списков лиц получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, находящихся в базе данных ОФМС РИ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителей и представителей заинтересованной стороны, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что заявления подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, (справка бюро технической инвентаризации УКХ Грозненского исполкома от 02.1992г. за , выданная Базгиеву Я.И, договор купли-продажи квартиры Базгиевым Я.И. от ДД.ММ.ГГГГ, ордер на жилое помещение, выданный Парагульговой Х.А.ДД.ММ.ГГГГ за ) заявители имели в собственности и владении квартиры в <адрес> . Имея статус вынужденного переселенца, заявители, ДД.ММ.ГГГГ обратились в миграционную службу <адрес> и в адрес специальной комиссии при Правительстве <адрес> о выплате компенсации за утраченное жилье и имущество в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике.

Как усматривается из платежных поручений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ миграционной службой РИ на счет отделения Сбербанка в ГРКЦ ЦБРФ по РИ в <адрес> действительно были перечислены денежные средства, имеющие назначение - выплату компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике Я.И. Базгиеву и Х.А. Парагульговой (л.д.20).

По обращению Базгиева Я.И. и Парагульговой Х.И. о незаконном присвоении их денежных средств неустановленным лицом, следственной частью СУ МВД по РИ была проведена проверка в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ для установления лиц, незаконно получивших компенсацию, по результатам которой в возбуждении уголовных дел было отказано в виду отсутствия события преступления, при этом каких-либо сведений о получении компенсации Базгиевым.Я.И. и Парагульговй Х.И. предварительной проверкой добыто не было (л.д.6-8).

Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).

Согласно п.2 «Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ7г. , право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории Чеченской республики жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с ДД.ММ.ГГГГ, при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики.

В связи с тем, что компенсация не была выплачена заявителям, они до настоящего времени не обустроены и не имеют собственного жилья, что подтверждается исследованным судом свидетельством о регистрации заявителей по месту пребывания и не оспаривается заинтересованной стороной.

Учитывая изложенные обстоятельства, доводы заинтересованной стороны ОФМС РФ по РИ о том, что законные права и интересы заявителей не нарушены, потому как им перечислена компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в соответствии с постановлением Правительства РФ от от ДД.ММ.ГГГГ, при этом на основании решения Назрановского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ они исключены из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, находящихся в базе данных ОФМС РИ, не являются обоснованными.

По смыслу закона (ст.7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ), в течение периода, на который предоставлен статус вынужденного переселенца, соответствующие органы власти, обязаны провести комплекс мероприятий, направленных на создание вынужденным переселенцам должного уровня жизни. Доказательств выполнения данных требований закона заинтересованной стороной по делу не представлено.

В связи с этим суд полагает, что поскольку выплата компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике, не произведена семьям заявителей из-за ненадлежащего выполнения органами государственной власти мер по обеспечению их обустройства, перечисление денежных средств на счет Ингушского ОСБ Сбербанка России при отсутствии доказательств фактической выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике Я.И. Базгиеву и Х.А. Парагульговой, не может рассматриваться как безусловное основание для того, чтобы считать их обустроенными жилищем, что влечет за собой лишение их жилья по прежнему месту жительства.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ суд признал незаконным бездействие должностных лиц ОФМС РИ и обязал исключить Базгиева Я.И. и Парагульгову Х.И. из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество, находящихся в базе данных ОФМС РИ, в связи с тем, что они и члены их семей компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество не получали.

Отказ ФМС России исключить заявителей из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество в связи с тем, что отсутствуют правовые основания, обязывающие ФМС России произвести определенные процессуальные действия в части исполнения упомянутого судебного решения суд также считает неправомерными, поскольку ОФМС России по РИ является территориальным подразделением единой системы Федеральной миграционной службы России, они имеют одинаковые задачи, выполняют одинаковые функции, права граждан, нарушенные должностными лицами, осуществляющими полномочия в одном из территориальных подразделений службы подлежат восстановлению тем государственным органом, в обязанности которого входит выполнение соответствующих функций в настоящее время.

Доводы представителя ФМС России Д.М. Кильдеевой о том, что заявителями неправильно определен предмет спора как требование об исключения их из компьютерной базы данных «Компенсация» ФМС России, в качестве лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, тогда как такой вопрос может быть решен только после пересмотра решения временной комиссией при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении им компенсации и подтверждении возврата гражданами денежных средств в федеральный бюджет либо отмены в судебном порядке указанных решений комиссии, суд считает несостоятельными в виду следующих обстоятельств.

Заявители не оспаривают правомерность решения временной комиссии по компенсационным выплатам при Правительстве РИ о выплате им компенсаций за утраченное жилье и имущество в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, ими оспаривается бездействие должностных лиц по вопросу исключения их из компьютерной базы данных «Компенсация» ФМС России в связи неполучением ими таких компенсационных выплат.

Заявители до настоящего времени не обустроены, не имеют своего жилья, при этом они также лишены жилья, принадлежавшего им в <адрес>, поскольку при предоставлении компенсации вынужденные переселенцы в соответствии с порядком предоставления компенсации, утвержденным постановлением Правительства РФ утрачивали право на жилье, находящееся на территории ЧР.

В настоящее время наличие сведений о выплате заявителям компенсаций за утраченное жилье и имущество в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике в компьютерной базе данных «Компенсация» ФМС России препятствует им восстановить свои права на жилье в <адрес>, а также в жилищном обустройстве их в соответствии со ст.7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ органами власти по месту проживания.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений и их законности, возлагается на государственный орган, принявший решение, однако заинтересованной стороной не представлено суду каких-либо доводов в обоснование своего бездействия по вопросу исключения заявителей из компьютерной базы данных «Компенсация» ФМС России.

При таких обстоятельствах суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия ФМС России выразившиеся в отказе исключить заявителей и членов их семей из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество незаконными.

Обязать ФМС России исключить Базгиева Якуба Ибрагимовича, Парагульгову Хаву Алихановну и членов их семей из списков лиц, получивших компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество в <адрес>, квартиры соответственно и в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, находящихся в компьютерной базе данных «Компенсация» ФМС России.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней.

п.п.судья Умаев Х.А., Копия верна:

Федеральный судья

Сунженского районного суда РИ Х.А.Умаев