заявление Исмаиловой на неправомерные действия МРУ ФМс России



РЕШЕНИЕ Дело Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ ст. Орджоникидзевская

Сунженский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Умаева Х.А., при секретаре Гагиевой Ф. К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Исмаиловой Маржан Мусиевны о признании неправомерными действий МРУ ФМС России,

У С Т А Н О В И Л:

Исмаилова М.М. обратилась в суд с заявлением о признании неправомерными действий МРУ ФМС России, выразившихся в отказе предоставления государственной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании представитель заявительницы Гамботов М.Б. пояснил, что до осетино-ингушского конфликта осени 1992 года, их семья проживала в <адрес> «а» РСО-Алания. В результате конфликта им пришлось покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории <адрес>. По ходатайству, с которым они обратились в Миграционную службу, они были признаны вынужденными переселенцами. В 2006 году они подали в органы ФМС России заявление об оказании государственной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ с приложением необходимых документов. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей сообщили об отказе в оказании государственной поддержки в связи с несвоевременным предоставлением свидетельства о праве на наследство по закону, необходимого для приобщения к учетному делу. Отказ в оказании государственной поддержки считает незаконным, так как ею были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные п.8 Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Их жильё в РСО-Алания утрачено, на новом месте они не обустроены. ДД.ММ.ГГГГ обследование разрушенного домовладения было произведено соответствующей комиссией с участием представителей МРУ ФМС России, о чем был составлен акт обследования. В МРУ ФМС России также ею была предоставлена справка АМС Тарского сельского поселения о принадлежности ей домовладения в <адрес> «а», в котором по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проживала ее семья. Решением Сунженского районного суда РИ ей был восстановлен срок для предоставления недостающих документов, необходимых для решения вопроса об оказании государственной поддержки. Однако МРУ ФМС России ей повторно отказано в связи с тем, что судом восстановлен срок для обращения в с заявлением об оказании государственной поддержки, тогда как ею пропущен срок предоставления необходимых документов, предусмотренных п.8 названного Положения. Учитывая изложенное, заявитель просит суд признать действия МРУ ФМС России незаконными и обязать МРУ ФМС России оказать ей государственную поддержку в соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ .

Представитель МРУ ФМС России Багаева Р.С. требования Исмаиловой М.М. не признала и представила в суд возражение на заявление Исмаиловой М.М., из которого следует, что требования заявителя не законны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Исмаилова М.М., ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением об оказании государственной поддержки в Отдел ФМС России по <адрес> для строительства нового жилья, взамен утраченного по адресу: РСО-Алания,с.Тарское,ул.Свердлова,6. Отделом ФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ учетное дело было передано в МРУ ФМС России. При проверке учетного дела было установлено, что оно не укомплектовано всеми необходимыми документами, предусмотренными п.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ Исмаиловой М.М. было направлено уведомление о необходимости предоставления недостающих документов в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое получено ею ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявительницей были представлены все документы, за исключением документа, подтверждающего право собственности на утраченное в результате осетино-ингушского конфликта 1992 года домовладение, полученное в порядке наследования после смерти супруга. При этом, МРУ ФМС России решение об отказе в предоставлении государственной поддержки в отношении Исмаиловой М.М. не принималось. Недостающее свидетельство о праве на наследство заявительницей приобщено к учетному делу ДД.ММ.ГГГГ (вх.Б15-27381) и ДД.ММ.ГГГГ (МС15/27-234760) заявительница письменно была уведомлена о том, что данный документ не может быть рассмотрен в связи с тем, что прием документов на оказание государственной поддержки прекращен ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление получено заявительницей ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на то, что факт подачи заявления об оказании государственной поддержки Исмаиловой М.М. не оспорим, в МРУ ФМС России поступило решение Сунженского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, восстанавливающее Исмаиловой М.М. срок обращения в МРУ ФМС России с заявлением об оказании государственной поддержки и ДД.ММ.ГГГГ в МРУ ФМС России поступила копия кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым решение Сунженского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения. В мотивировочной части данного определения сказано: «Удовлетворяя заявление Исмаиловой М.М., суд пришел к правильному выводу о том, что срок на подачу документов и обращение в суд заявителем пропущен по уважительной причине». Затем, заявление Исмаиловой М.М. от ДД.ММ.ГГГГ об оказании государственной поддержки, МРУ ФМС России было рассмотрено и, ДД.ММ.ГГГГ она была уведомлена, что ее заявление в срок до ДД.ММ.ГГГГ не было укомплектовано документами, предусмотренными п.8 Положения, поэтому оставлено без рассмотрения.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и выслушав доводы сторон, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании заявитель Исмаилова М.М. подала в установленный законом срок до ДД.ММ.ГГГГ заявление об оказании государственной поддержки в ОФМС РФ по РИ в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Учетное дело Исмаиловой М.М. ОФМС России по РИ было направлено в МРУ ФМС России для дальнейшего рассмотрения, что подтверждается уведомлением ОВП ОФМС России по РИ от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается заинтересованной стороной. При этом территориальным органом миграционной службы, принявшим документы Исмаиловой М.М., ей не сообщалось о необходимости предоставления дополнительно каких либо документов.

При проверке учетного дела Исмаиловой М.М. в МРУ ФМС России было установлено, что оно не укомплектовано всеми необходимыми документами, предусмотренными п.8 Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ Исмаиловой М.М. было направлено уведомление о необходимости предоставления недостающих документов в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое получено ею ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (через месяц) заявительницей были представлены все документы, за исключением документа, подтверждающего право собственности на утраченное в результате осетино-ингушского конфликта 1992 года домовладение, полученное в порядке наследования после смерти супруга.

Уведомление о принятом комиссией МРУ ФМС России решении об отказе в предоставлении государственной поддержки в связи с тем, что учетное дело до ДД.ММ.ГГГГ не было укомплектовано всеми необходимыми документами, было вручено заявительнице Исмаиловой М.М. ДД.ММ.ГГГГ. Из уведомления МРУ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № МС 15/27 23476 следует, что прием документов на оказание государственной поддержки прекращен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с этим представленное заявителем свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ не может быть рассмотрено. Кроме того, право наследования на вышеуказанный дом и земельный участок подлежит регистрации в Управлении федеральной регистрационной службы РСО-Алания.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Сунженского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным по обращению Исмаиловой М.М. о признании неправомерными действий МРУ ФМС России, выразившихся в отказе предоставления государственной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ были частично удовлетворены ее требования и восстановлен срок обращения в МРУ ФМС России с заявлением об оказании государственной поддержки.

При этом в судебном заседании было установлено, что заявитель Исмаилова М.М. не смогла своевременно представить необходимые документы в МРУ ФМС России в связи с тем, что длительное время болела, находилась на стационарном лечении, кроме того, она не грамотная, является вынужденным переселенцем и, после смерти мужа, который являлся владельцем домовладения, для нее оказалось затруднительным своевременно подготовить и представить в МРУ ФМС России свидетельство о праве наследования по закону на вышеуказанный дом и земельный участок, а также свидетельство о регистрации прав в Управлении федеральной регистрационной службы РСО-Алания.

Тем самым доводы заявительницы об обстоятельствах препятствовавших ей своевременно представить в МРУ ФМС России с необходимыми документами для укомплектования ее учетного дела суд принял как заслуживающие внимания и признал уважительной причины пропуска ею срока предоставления указанных документов в МРУ ФМС России.

Из п.п. «г» п.15, названного Положения следует, что государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта проживавшим на ДД.ММ.ГГГГ в общежитиях, индивидуальных жилых домах на условиях найма, домах государственного или муниципального жилищного фонда на условиях поднайма, а также в жилых помещениях без оформления права собственности.

В соответствии с п. 10 Положения в процессе подготовки к рассмотрению заявления об оказании государственной поддержки территориальный орган Федеральной миграционной службы запрашивает при необходимости дополнительную информацию у соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления и организаций; обеспечивает совместно с Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости обследование разрушенного (поврежденного) жилья с составлением актов, дефектных ведомостей.

Как следует из данного Положения «не укомплектованность» - отсутствие в представленных документах заявителя свидетельства о праве наследования по закону при наличие иных документов, предусмотренных п.8 Положения, не могло быть рассмотрено МРУ ФМС России как безусловное основание для отказа заявителю в предоставлении государственной поддержки.

Кроме того, при выполнении указанных требований Положения территориальным органом Федеральной миграционной службы, своевременно было бы сформировано и учетное дело и подготовлены необходимые документы заявительницей Исмаиловой М.М. для разрешения вопроса об оказании государственной поддержки.

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).

По смыслу закона (ст.7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ), в течение периода, на который предоставлен статус вынужденного переселенца, соответствующие органы власти, обязаны провести комплекс мероприятий, направленных на создание вынужденным переселенцам должного уровня жизни.

В связи с этим суд полагает, что МРУ ФМС России не выполнены требования Закона «О вынужденных переселенцах» и Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Доказательств выполнения данных требований закона заинтересованной стороной по делу не представлено.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений и их законности, возлагается на государственный орган, принявший решение, однако заинтересованной стороной не представлено суду каких-либо доводов в обоснование своего бездействия и невыполнения данных требований закона.

При таких обстоятельствах суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Исмаиловой Маржан Мусиевны о признании неправомерными действий МРУ ФМС России, выразившихся в отказе предоставления государственной поддержки в соответствии с Положением об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Восстановить Исмаиловой Маржан Мусиевне срок предоставления в МРУ ФМС России документов, указанных в пункте 8 Положения и обязать МРУ ФМС России оказать Исмаиловой Маржан Мусиевне государственную поддержку в соответствии с Положением об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение 10 дней.

Копия верна:

Федеральный судья

Сунженского районного суда РИ Х.А.Умаев