на неправомерные действия ОФМС РФ по РИ



                РЕШЕНИЕ                      Дело

Именем Российской Федерации

с.п. Орджоникидзевское                        ДД.ММ.ГГГГ

Сунженский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Умаева Х.А.,                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

при секретаре ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 на неправомерные действия ОФМС России по РИ,

у с т а н о в и л:

Заявители обратились в суд с заявлением на неправомерные действия ОФМС России по РИ, выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного переселенца.

     Согласно заявлению, ФИО1 и др. в результате боевых действий в Чеченской Республике пришлось покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории <адрес>. По заявленному ходатайству заявителям был предоставлен статус вынужденного переселенца, который они продлевали до ДД.ММ.ГГГГ и выданы соответствующие удостоверения. После очередного обращения с заявлением в Миграционную службу РИ для продлении статуса вынужденного переселенца, им отказали в связи с тем, что члену их семьи, матери ФИО6 в 1999 году, выдана ссуда в размере 47 692, 80 рублей, на строительство жилья. Данная ссуда является возвратной и не считается государственной поддержкой. На эти денежные средства они не могли купить домовладение, тем более восстановить их жилье, разрушенное при боевых действиях. Установленный законом срок для перерегистрации они не пропустили, так как с заявлением о перерегистрации, они обратились в установленное время. Вынужденными переселенцами они являются с 1995 года. Просят суд признать действия ОФМС РФ по РИ незаконными и обязать продлить им статус вынужденного переселенца из Чеченской Республики.

ФИО1 ФИО4, ФИО3, ФИО2 и ФИО5 предоставили в суд заявления, в которых просят рассмотреть гражданское дело по их заявлению без их участия в связи с невозможностью присутствовать в судебном заседании, требования поддерживают. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии вышеназванных заявителей.

      ФИО7 по РИ ФИО9 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ требования не признал, и пояснил, что требования заявителей считает незаконными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии с п.4 ч.1 ст.7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством РФ. Заявители свое право на получение государственной поддержки реализовали, получив в 1999 году, в рамках постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , государственную поддержку в виде долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство жилья. Заявителям оказана государственная поддержка на восстановление жилья. Указанная ссуда являлась целевой, предоставлялась за счет средств федерального бюджета, направляемых на реализацию Федеральной миграционной программы для граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но не пользовавшимся льготами на строительство (приобретение) жилья. Указанная ссуда являлась формой государственно поддержки, а государственная поддержка повторно не оказывается. В связи с тем, что заявители использовали предоставленную суду, у них отсутствуют обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства. Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. При рассмотрении заявления ФИО1 и др. просит суд в удовлетворении требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы ФИО7 ОФМС РФ по РИ, суд приходит к следующему.

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно п.4 ст.5 данного Закона, - статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Из копий удостоверений вынужденного переселенца АД №0026178, АБ , АД №0026176, АД №0009123, АД №0026177, что заявители являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, регулярно проходили переучет и продлевали статус вынужденного переселенца, о чем свидетельствуют отметки и подписи, скрепленные гербовой печатью.

Из постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен.

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения им прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ).

Об имеющихся препятствиях в жилищном обустройстве свидетельствует то, что действие статуса вынужденного переселенца в отношении заявителей продлевалось до ДД.ММ.ГГГГ, так как они до сих пор не обустроены, компенсацию за утраченное имущество не получили.

Заявителям по настоящее время жилье не восстановлено, заявители не обустроены, вернуться на прежнее место жительства не могут, так как их квартира, расположенная по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, полностью разрушена.

Отказ МРУ ФМС России заявителям в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца на том основании, что заявители получили долговременную беспроцентную возвратную ссуду на строительство(приобретение) жилья необоснован, поскольку данная ссуда является незначительной и не соответствует реальной стоимости жилья.

Как следует из Положения «об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.» оказание государственной поддержки предусмотрено вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992г., а в Положении о предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья предусмотрено оказание государственной поддержки вынужденным переселенцам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но не пользовавшимся льготами на строительство (приобретение) жилья после получения статуса вынужденного переселенца.

Таким образом, вынужденный переселенец, получивший долговременную беспроцентную возвратную ссуду, может получить компенсацию в установленном порядке, и наоборот. Такой позиции придерживается Верховный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ -В05-9: «За гражданами, получившими компенсацию за утраченное жилье и имущество, сохраняется право на получение в установленном порядке долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство и приобретение жилья.

Согласно п.7 Положения «О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной ссуды на строительство (приобретение) жилья» от ДД.ММ.ГГГГ размер ссуды устанавливается дифференцированно и исчисляется путем умножения средней стоимости 1 кв.м. жилья, сложившейся в данном регионе, на размер общей площади приобретаемого (строящегося) на семью жилья в пределах социальных норм, но не более 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, и на региональный коэффициент комплекса критериев целесообразности расселения вынужденных переселенцев (состояние экологи, климата, демографической обстановки, географическое положение, ситуация на рынке труда и миграционная ситуация).

В соответствии с п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их законности, возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемые действия (бездействие).

В обоснование своих доводов ОФМС России по РИ не представило сведений о фактическом использовании указанной ссуды на восстановление жилья заявителей и их жилищном обустройстве.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России удовлетворить.

Обязать Межрегиональное управление ФМС России продлить срок действия статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней.

                  копия верна

Федеральный судья

Сунженского районного суда РИ                                Х.А. Умаев