РЕШЕНИЕ Дело № Именем Российской Федерации 25 августа 2011 года с.п. Орджоникидзевское Сунженский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Умаева Х.А., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО3, ФИО2 на неправомерные действия ОФМС России по РИ, у с т а н о в и л: ФИО1 и др. обратились в суд с заявлением на неправомерные действия ОФМС России по РИ, выразившиеся в отказе продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев из Чеченской Республики. В судебном заседании ФИО1, ФИО3, ФИО2 подтвердили требования, изложенные в заявлении и пояснили, что в результате военных действий в Чеченской Республике 1994 года заявителям пришлось покинуть место постоянного проживания в <адрес> и переехать в Республику Ингушетия, где ФИО1, ФИО3, ФИО2 признали вынужденными переселенцами и выдали удостоверение ФИО1 №с от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 и ФИО2 выданные им удостоверения были утеряны, взамен их выданы дубликаты (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). Срок действия статуса своевременно продлевался ими до ДД.ММ.ГГГГ. Обратившись в очередной раз с заявлением в ОФМС РФ по РИ о продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев письмом - уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № заявителям было отказано в удовлетворении обращения, мотивируя отказ тем, что в 2000 году им выплачена компенсация в размере 133,9тыс. рублей согласно постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ввиду незначительности выплаченной компенсации и инфляции заявители не смогли приобрести жилье. По настоящее время ФИО1, ФИО3, ФИО2 проживают на квартире по найму, собственного жилья не имеют; иную государственную поддержку не получали. ФИО2 состоит на учете в администрации Сунженского муниципального района <адрес> по программе, предусматривающей субсидии на приобретение жилья. Статус вынужденных переселенцев им необходим для жилищного обустройства. Заявители просят восстановить им статус вынужденных переселенцев до их полного жилищного обустройства. В судебном заседании представитель Отдела Федеральной миграционной службы по <адрес> ФИО5 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № заявленные требования не признал и пояснил, что заявителям отказано в связи с выплатой им компенсации в размере 133,9тыс. рублей согласно постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителей ФИО1, ФИО3, ФИО2, возражения представителя ОФМС России по РИ, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ). Согласно п. 2 «Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории Чеченской республики жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с ДД.ММ.ГГГГ, при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики. В соответствии п. 5 вышеуказанного порядка, компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади, но не более 120 миллионов рублей на семью. Как установлено в судебном заседании, семья ФИО1 состоит из трех человек и временно проживает в РИ, с.п. Троицкое, <адрес>. Таким образом, размер компенсации, предоставляемой семье ФИО1, состоящей из трех человек в соответствии с п. 5 вышеуказанного Порядка должен был составлять стоимость строительства жилья не менее 54 кв.м. жилой площади. В связи с тем, что в 2000 году Госстрой РФ в постановлениях не указал среднюю рыночную стоимость 1 кв.м общей площади жилья в Чеченской Республике, суд руководствуется наиболее близким по времени постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на I квартал 2002 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета», средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на первый квартал 2002 г. по Чеченской Республике составляет 7000 рублей. Таким образом, исходя из стоимости жилья и нормы общей площади, предусмотренной действовавшим законодательством на момент выплаты компенсации, семье ФИО1 подлежало выплате в качестве компенсации за утраченное жилье 378 000 рублей (3х 18 кв.м. х 7000 = 378 000). Упомянутый «Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, компенсацию за утраченное жилье устанавливал исходя из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья в 1997 году, тогда как фактически семье ФИО1 компенсация была выплачена в 2000 году. Как единовременная выплата, указанная компенсация с учетом реальной стоимости жилья и постоянно растущей инфляции не индексировалась. В связи с тем, что компенсация в размере 133,9 тыс. рублей не была своевременно выплачена заявителям, они до настоящего времени не обустроены и не имеют собственного жилья, проживают на квартире по найму. В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения им прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ). Из постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» следует, что при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. В удостоверении вынужденного переселенца ФИО1 №с от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Отделом Федеральной миграционной службы по <адрес>, имеются отметки о прохождении переучета в ОФМС России по РИ, как вынужденного переселенца из ЧР, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ В удостоверении вынужденного переселенца ФИО3, выданного Отделом Федеральной миграционной службы по <адрес> взамен утерянного, имеются отметки о прохождении переучета в ОФМС России по РИ, как вынужденного переселенца из ЧР, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ В удостоверении вынужденного переселенца ФИО2, выданного Отделом Федеральной миграционной службы по <адрес> взамен утерянного, имеются отметки о прохождении переучета в ОФМС России по РИ, как вынужденного переселенца из ЧР, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, из письма-уведомления и.о. начальника ОВП ОФМС России по РИ ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что заявителям отказано в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев в связи с получением в 2000 году компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в сумме 133,9 тыс. рублей. Однако, такая позиция противоречит решению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому п. 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, признан незаконным и недействующим. В соответствии с данным решением суда получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло служить основанию к снятию заявительницы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных в данном регионе норм. Полученная ФИО1 в 2000 году компенсация в размере 133,9тыс. рублей не могла решить проблему их жилищного обустройства в силу ее незначительности. Изложенное подтверждает доводы заявителей о необходимости продления срока действия статуса вынужденного переселенца в целях жилищного обустройства. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: Заявление ФИО1, ФИО3, ФИО2 на неправомерные действия ОФМС России по РИ удовлетворить. Продлить срок действия статуса вынужденных переселенцев из Чеченской Республики ФИО1, ФИО3, ФИО2. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней. Председательствующий судья Х.А. Умаев. КОПИЯ верна. Федеральный судья <адрес>