Решение по гражданскому делу по заявлению Султыговой М.М. и др. на неправомерные действия ОФМС России по РИ



РЕШЕНИЕ Дело

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с.п. Орджоникидзевское

Сунженский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Умаева Х.А.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению

ФИО3, ФИО1, ФИО2 на неправомерные действия ОФМС России по РИ,

у с т а н о в и л:

ФИО3 и др. обратились в суд с заявлением на неправомерные действия ОФМС России по РИ, выразившиеся в отказе продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и выдачи удостоверений лицам, достигшим восемнадцати лет.

ФИО3 и ФИО2, надлежаще извещенные о рассмотрении судом их заявления, просили о рассмотрении дела без их участия, заявленные требования поддерживали в полном объеме. В судебном заседании заявительница ФИО1 подтвердила требования, изложенные в заявлении и пояснила, что в результате военных действий в Чеченской Республике 1994 года заявителям пришлось покинуть место постоянного проживания в <адрес> и переехать в Республику Ингушетия, где ФИО3 признали вынужденным переселенцем и выдали удостоверение с от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия статуса своевременно продлевался ей до ДД.ММ.ГГГГ. Обратившись в очередной раз с заявлением в ОФМС РФ по РИ о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца письмом - уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за исх. ФИО3 было отказано в удовлетворении обращения, мотивируя отказ тем, что в 2004 году ей выплачена компенсация в размере 136000 рублей согласно постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, на указанную сумму в связи с инфляцией заявительница не смогла приобрести жилье. По настоящее время ФИО3, ФИО1 и ФИО2 проживают на квартире по найму, собственного жилья не имеют; иную государственную поддержку не получали. Заявители состоят на учете в администрации Сунженского муниципального района <адрес> по программе, предусматривающей субсидии на приобретение жилья. Статус вынужденного переселенца им необходим для жилищного обустройства. Заявители просят восстановить им статус вынужденного переселенца до их полного обустройства на новом месте жительства и выдать соответствующие удостоверения лицам, достигшим восемнадцати лет, т.е. ФИО1 и ФИО2

Отдел Федеральной миграционной службы по <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения заявления, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя ФИО1, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).

Согласно п. 2 «Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории Чеченской республики жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с ДД.ММ.ГГГГ, при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики.

В соответствии п. 5 вышеуказанного порядка, компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади, но не более 120 миллионов рублей на семью.

Как установлено в судебном заседании, семья ФИО1 состоит из трех человек и временно проживает в РИ, с.п. Троицкое, <адрес>. Таким образом, размер компенсации, предоставляемой семье ФИО1, состоящей из трех человек в соответствии с п. 5 вышеуказанного Порядка должен был составлять стоимость строительства жилья не менее 54 кв.м. жилой площади.

В соответствии с постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на I квартал 2004 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды представляются за счет средств федерального бюджета» и постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2004 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета», средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на первый и второй квартал 2004 г. по Чеченской Республике составляет 8380 рублей.

Таким образом, исходя из стоимости жилья и нормы общей площади, предусмотренной действовавшим законодательством на момент выплаты компенсации, семье ФИО1 подлежало выплате в качестве компенсации за утраченное жилье 452520 рублей (3х 18 кв.м. х 8380 = 452520).

Упомянутый «Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за , компенсацию за утраченное жилье устанавливал исходя из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья в 1997 году, тогда как фактически семье ФИО1 компенсация была выплачена в 2004 году.

Как единовременная выплата, указанная компенсация с учетом реальной стоимости жилья и постоянно растущей инфляции не индексировалась.

В связи с тем, что компенсация в размере 136 000 рублей не была своевременно выплачена заявителям, они до настоящего времени не обустроены и не имеют собственного жилья, проживают на квартире по найму.

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения им прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ).

Из постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -Н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» следует, что при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

В удостоверении вынужденного переселенца ФИО3 с от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Отделом Федеральной миграционной службы по <адрес>, имеются отметки о прохождении переучета в ОФМС России по РИ, как вынужденного переселенца из ЧР, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, из письма-уведомления и.о. начальника ОВП ОФМС России по РИ ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что заявительнице отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением в 2004 году компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в сумме 136000 рублей.

Однако, такая позиция противоречит решению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому п. 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за , признан незаконным и недействующим.

В соответствии с данным решением суда получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло служить основанию к снятию заявительницы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных в данном регионе норм.

Полученная ФИО1 в 2004 году компенсация в размере 136000 рублей не могла решить проблему их жилищного обустройства в силу ее незначительности.

Изложенное подтверждает доводы заявителей о необходимости продления срока действия статуса вынужденного переселенца в целях жилищного обустройства.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей. В связи с этим в удостоверении ФИО3 как вынужденного переселенца делались отметки о членах семьи, признанных вынужденными переселенцами, но не достигших 18-летнего возраста: о дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сыне ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения о предоставлении и продлении им статуса вынужденных переселенцев. Поэтому, в соответствии с ч. 3 ст.5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» продлевая срок действия статуса вынужденного переселенца ФИО3 и ее детям, после достижения ими 18-летнего возраста ОФМС России по РИ следовало выдать удостоверения вынужденных переселенцев. Данное требование закона Миграционной службой <адрес> выполнено не было, поэтому заявление в части предоставления и продления ФИО1 и ФИО2 срока действия статуса вынужденных переселенцев подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление ФИО3, ФИО1, ФИО2 на неправомерные действия ОФМС России по РИ удовлетворить.

Продлить срок действия статуса вынужденных переселенцев из Чеченской Республики ФИО3.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней.

Председательствующий судья Х.А. Умаев.

КОПИЯ верна.

Федеральный судья

Сунженского районного суда Х.А.Умаев

<адрес>