на неправомерные действия Министерства труда и социального развития Республики Ингушетия



                                                       РЕШЕНИЕ 2-889(2011)

     Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с.п.Орджоникидзевское

Сунженский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Бекботовой Т.А.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 на неправомерные действия Министерства труда и социального развития <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия Министерства труда и социального развития <адрес> ссылаясь наследующее. С 1992 года она проживает на территории <адрес>. На протяжении указанного периода она обладает статусом вынужденного переселенца, ей ежегодно продлевалась регистрация по месту пребывания, выплачивалась пенсия и другие социальные льготы, ею оплачивались коммунальные платежи. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» ей, как вдове ветерана Великой Отечественной войны, предоставлено право на обеспечение государством жильем общей площадью 36 кв.м. Законом предусмотрено, что взамен жилья каждый ветеран (член семьи погибшего ветерана) может получить единовременную денежную компенсацию, размер которой определяется исходя из общей площади жилья в 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. по региону.

В августе 2011 г. она обратилась в отдел социальной защиты населения по <адрес> Министерства труда и социального развития РИ с заявлением о постановке научет для получения жилья на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей сообщили, что решить ее жилищный вопрос не представляется возможным, так как она является временным переселенцем из <адрес> РСО-Алания и для решения ее жилищного вопроса ей необходимо обратиться в уполномоченный Правительством РСО-Алания орган или же прописаться в <адрес>. В соответствии с п.1. ст.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О форме и порядке предоставления жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» действие закона распространяется на граждан, постоянно проживающим на территории <адрес>, то есть с постоянной пропиской в <адрес>.

Данные действия Министерства труда и социального развития <адрес>тия считает незаконными и просит обязать Министерство труда и социального развития <адрес> поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ и предоставить ей, как вдове участника Великой Отечественной войны, социальную выплату для приобретения жилья в порядке, установленном Федеральным законом «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования своего заявителя поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель Министерства труда и социального развития <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , требования заявителя не признал и просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на следующее. В соответствии с п.1 ст. 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О форме и порядке предоставления жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» действие указанного закона распространяется на граждан, постоянно проживающих на территории <адрес>шетия, то есть с постоянной пропиской. Министерство труда и социального развития РИ не может решить жилищный вопрос заявителя, так как она является временным переселенцем из <адрес> РСО-Алания. Для решения жилищного вопроса ей необходимо обратиться в уполномоченный Правительством РСО-Алания орган или же прописаться в <адрес>.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» с учетом заслуг по защите Отечества установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Согласно пункту 1 ст. 21 указанного закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии в пенсионным законодательством РФ. Одной из мер социальной поддержки указанных лиц является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Пунктом 2 ст. 23.2. вышеуказанного закона установлено, что средства на реализацию передаваемых органам государственной власти субъектов РФ полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, членом семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.

Согласно пункту 3.1. ст. 23.2. по письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Указанный порядок предоставления жилых помещений, а также единовременной выплаты на строительство или приобретение жилья, устанавливается законодательством субъекта РФ.

Так, пунктом 1 ст. 1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О форме и порядке предоставления жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» предусмотрено, что право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета исходя из общей площади 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РИ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, имеют следующее категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживающие на территории <адрес> члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны.

Из письма и.о. министра труда и социального развития РИ от ДД.ММ.ГГГГ , адресованного заявителю ФИО3 следует, что в соответствии с п.1 ст. 1 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О форме и порядке предоставления жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» действие указанного закона распространяется на граждан, постоянно проживающих на территории <адрес>, то есть с постоянной пропиской. Министерство труда и социального развития РИ не может решить жилищный вопрос заявителя, так как она является временным переселенцем из <адрес> РСО-Алания. Для решения жилищного вопроса ей необходимо обратиться в уполномоченный Правительством РСО-Алания орган или же прописаться в <адрес>.

Право заявителя на получение социальной выплаты для приобретения жилья в порядке, установленном Федеральным законом «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ, подтверждается следующими исследованными в судебном заседании документами.

Из справки управления социальной защиты населения по Иристонскому муниципальному округу <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявитель на учете как льготник в базе данных УСЗН по Иристонскому муниципальному округу <адрес> не состоит, компенсация по жилищно-коммунальным услугам и единовременная денежная выплата за проезд не назначалась.

Из справки военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 действительно является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО2 и пользуется льготами, установленными Законом РФ «О ветеранах». Справка выдана на основании удостоверения участника ВОВ , свидетельства о смерти и свидетельства о рождении детей.

Документы, подтверждающие вступление заявителя в повторный брак после смерти супруга - участника великой Отечественной войны, представителем Министерства труда и социального развития РИ, на котором лежит бремя доказывания правомерности действий Министерства труда и социального развития РИ, суду не представлены.

Отказывая заявителю в улучшении жилищных условий, Министерство труда и социального развития РИ неправомерно указало на необходимость постоянной регистрации заявителя на территории <адрес> как на обязательное условие реализации прав заявителя, предусмотренного Федеральным законом «О ветеранах».

Согласно паспорту гражданина РФ заявитель зарегистрирована в <адрес> РСО-Алания по <адрес>. Из представленных суду свидетельств о регистрации по месту пребывания видно, что заявитель проживает в ст. <адрес> РИ.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Кроме того, в ст. 3 данного закона содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.

Таким образом, Министерство труда и социального развития РИ вышло за пределы своих полномочий, ограничив право заявителя на социальную выплату для приобретения жилья в порядке, установленном Федеральным законом «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление ФИО3 на неправомерные действия Министерства труда и социального развития <адрес> удовлетворить.

Признать действия Министерства труда и социального развития <адрес>шетия, выразившиеся в отказе супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны - ФИО3 в обеспечении за счет средств федерального бюджета жильем, незаконными.

Обязать Министерство труда и социального развития <адрес> принять ФИО3 1932 года рождения на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий супруги погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.

Обязать Министерство труда и социального развития <адрес> предоставить ФИО3 1932 года рождения единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

Копия верна:

судья Сунженского

районного суда РИ        Т.А. Бекботова

Решение суда вступило

в законную силу «____»_______________201__г.

судья Сунженского

районного суда РИ _____________________ Т.А. Бекботова