РЕШЕНИЕ Дело № Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с.п. Орджоникидзевское Сунженский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Умаева Х.А., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1-Башировны на неправомерные действия ОФМС России по <адрес> и Администрации Сунженского муниципального района, у с т а н о в и л: ФИО1-Б. обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия ОФМС России по <адрес> и Администрации Сунженского муниципального района, выразившиеся в исключении заявительницы из сводного списка в связи с получением компенсации за утраченное жилье и имущество в ЧР в соответствии с «Порядком выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и об обязании ОФМС России по РИ и Администрации Сунженского муниципального района продлить срок действия статуса вынужденного переселенца, а также выдать новый статус вынужденного переселенца взамен справки № от ДД.ММ.ГГГГ на основании удостоверения № «с» ФИО1-Башировне, состоящую на учете как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, и восстановить ее в сводный список участников по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» до полного жилищного обустройства на постоянное место жительства. В судебном заседании ФИО1-Б. подтвердила требования, изложенные в заявлении и пояснила, что до военных действий она проживала в <адрес>. В результате военных действий 1994 года ей пришлось покинуть место постоянного проживания в <адрес> и обосноваться на территории РИ. По заявленному ходатайству ФИО1-Б. был предоставлен статус вынужденного переселенца и выдано удостоверение № «с», которое впоследствии было утеряно и взамен выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ за №. Указанный статус продлевался на каждый последующий год. В настоящее время Администрацией Сунженского муниципального района она исключена из сводного списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с получением компенсации. ДД.ММ.ГГГГ заявительница получила компенсацию в сумме 135 тыс. руб., нуждается в улучшении жилищных условий. Просит удовлетворить заявленные требования: восстановить статус вынужденного переселенца, а в сводном списке восстановить ее до полного жилищного обустройства. В судебном заседании представитель Отдела Федеральной миграционной службы по <адрес> ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № заявленные требования не признал. В связи с оказанием государственной поддержки и выдачи компенсации за утраченное жилье и имущество, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. В судебном заседании представитель Администрации Сунженского муниципального района ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № пояснил, что в части признания действий Администрации Сунженского муниципального района неправомерными возражает в связи с тем, что из сводных списков Администрации Сунженского муниципального района заявительница ФИО1-Башировна не исключена, а второй пункт заявленных требований об обязании ОФМС России по РИ и Администрации Сунженского муниципального района продлить сроки действия статуса вынужденного переселенца, а также выдать новый статус вынужденного переселенца взамен справки № от ДД.ММ.ГГГГ на основании удостоверения № «с» ФИО1-Башировне, состоящую на учете как нуждающуюся в улучшении жилищных условий и восстановить в сводный список участников по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» до полного жилищного обустройства на постоянное место жительства, оставляет на усмотрение суда. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявительницы ФИО1-Б., возражения представителей ОФМС России по <адрес> и Администрации Сунженского муниципального района, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ). Согласно п. 2 «Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории Чеченской республики жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с ДД.ММ.ГГГГ, при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики. В соответствии п. 5 вышеуказанного порядка, компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади, но не более 120 миллионов рублей на семью. Как установлено в судебном заседании, ФИО1-Б. временно проживает в РИ, с.п. Орджоникидзевское, <адрес>, №. Размер компенсации, предоставляемой ФИО1-Б., в соответствии с п. 5 вышеуказанного Порядка должен был составлять стоимость строительства жилья не менее 29 кв.м. жилой площади. В связи с тем, что в 2000 году Госстрой РФ в постановлениях не указал среднюю рыночную стоимость 1 кв.м общей площади жилья в Чеченской Республике, суд руководствуется наиболее близким по времени постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на I квартал 2002 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета», средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на первый квартал 2002 г. по Чеченской Республике составляет 7000 рублей. Таким образом, исходя из стоимости жилья и нормы общей площади, предусмотренной действовавшим законодательством на момент выплаты компенсации, ФИО1-Б. подлежало выплате в качестве компенсации за утраченное жилье 203 000 рублей (29 кв.м. х 7000 = 203 000). Упомянутый «Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, компенсацию за утраченное жилье устанавливал исходя из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья в 1997 году, тогда как фактически ФИО1-Б. компенсация была выплачена в 2005 году в размере 135 тыс. руб. Как единовременная выплата, указанная компенсация с учетом реальной стоимости жилья и постоянно растущей инфляции не индексировалась. В связи с тем, что компенсация в размере 135 тыс. руб. не была своевременно выплачена заявительнице, она до настоящего времени не обустроена и не имеет собственного жилья. В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения им прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ). Из постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» следует, что при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Согласно письма-уведомления и.о. начальника ОВП ОФМС России по РИ ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № заявительнице отказано в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев в связи с получением в 2005 году компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в сумме 135 тыс. руб. Из справки Администрации Сунженского муниципального района за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1-Б. действительно с ДД.ММ.ГГГГ значится на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий под № 97, для получения сертификата по постановлению №, по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы. Из справки от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что заявительница состоит на учете в Миграционной службе РИ как вынужденный переселенец из <адрес>; статус вынужденного переселенца был продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письма-уведомления врио начальника ОВП ОФМС России по РИ ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1-Б. исключена из сводного списка вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), в связи с тем, что ей выплачена денежная компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в размере 135000 тыс. руб., в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Из письма-уведомления врио начальника ОВП ОФМС России по РИ ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № также усматривается, что заявительнице отказано в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев в связи с получением в 2005 году компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике. Однако, такая позиция противоречит решению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому п. 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, признан незаконным и недействующим. В соответствии с данным решением суда получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло служить основанию к снятию заявительницы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных в данном регионе норм. Полученная ФИО1-Б. в 2005 году компенсация в размере 135тыс. руб. не могла решить проблему жилищного обустройства в силу ее незначительности. Изложенное подтверждает доводы заявительницы о необходимости продления срока действия статуса вынужденного переселенца в целях жилищного обустройства. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: Заявление на неправомерные действия ОФМС России по <адрес> и Администрации Сунженского муниципального района, выразившиеся в исключении ФИО1-Б. из сводного списка в связи с получением компенсации за утраченное жилье и имущество в ЧР в соответствии с «Порядком выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, удовлетворить. Обязать ОФМС России по РИ и Администрацию Сунженского муниципального района продлить срок действия статуса вынужденного переселенца, а также выдать новый статус вынужденного переселенца взамен справки № от ДД.ММ.ГГГГ на основании удостоверения № «с» ФИО1-Башировне, состоящую на учете как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Восстановить ФИО1-Б. в сводный список участников по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» до полного жилищного обустройства на постоянное место жительства. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней. Председательствующий судья Х.А. Умаев. КОПИЯ верна. Федеральный судья <адрес>