Решение по гражданскому делу по заявлению К.З.Ю. и др. на неправомерные действия ОФМС России по РИ



РЕШЕНИЕ Дело

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с.п. Орджоникидзевское

Сунженский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Умаева Х.А.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на неправомерные действия ОФМС России по <адрес> и Администрации Сунженского муниципального района,

у с т а н о в и л:

ФИО1 и др. обратились в суд с заявлением на неправомерные действия ОФМС России по <адрес> и Администрации Сунженского муниципального района, выразившиеся в исключении заявителей из сводного списка в связи с получением компенсации за утраченное жилье и имущество в ЧР в соответствии с «Порядком выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании ОФМС России по РИ и Администрации Сунженского муниципального района продлить сроки действия статуса вынужденного переселенца заявителям, состоящим на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и восстановить их в сводный список участников по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» до полного жилищного обустройства на постоянное место жительства.

ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО2, надлежаще извещенные о рассмотрении судом их заявления, в судебное заседание не явились. В судебном заседании представитель заявителя ФИО6ФИО7 по доверенности за от ДД.ММ.ГГГГ подтвердила требования, изложенные в заявлении и пояснила, что до военных действий ее доверительница ФИО1 проживала в <адрес>, . В результате военных действий 1994 года им пришлось покинуть место постоянного проживания в <адрес> и обосноваться на территории РИ. По заявленному ходатайству заявителям был предоставлен статус вынужденного переселенца и выдано удостоверение «с» ДД.ММ.ГГГГ. Указанный статус продлевался на каждый последующий год.

В настоящее время Администрацией Сунженского муниципального района они исключены из сводного списка нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в связи с получением компенсации. В 1999 году им была выделена компенсация на три семьи в сумме 134 тыс. руб. На сегодняшний день ФИО1 проживает по <адрес> в с.п. Орджоникидзевское РИ у родственников. ФИО1 и ее семья нуждается в улучшении жилищных условий. Просит удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель Отдела Федеральной миграционной службы по <адрес> ФИО8 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования не признал. В связи с оказанием государственной поддержки и выдачи компенсации за утраченное жилье и имущество, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представитель Администрации Сунженского муниципального района ФИО9 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что в части признания действий Администрации Сунженского муниципального района неправомерными возражает в связи с тем, что из сводных списков Администрации Сунженского муниципального района заявители ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 не исключены, а второй пункт заявленных требований об обязании ОФМС России по РИ и Администрации Сунженского муниципального района продлить сроки действия статуса вынужденного переселенца заявителям, состоящим на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и восстановить их в сводный список участников по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» до полного жилищного обустройства на постоянное место жительства, оставляет на усмотрение суда.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявительницы ФИО1ФИО7, возражения представителей ОФМС России по <адрес> и Администрации Сунженского муниципального района, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ). Согласно п. 2 «Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории ЧР жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и личное имущество, безвозвратно покинувшие ЧР с ДД.ММ.ГГГГ, при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории ЧР.

В соответствии п. 5 вышеуказанного порядка, компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади, но не более 120 миллионов рублей на семью.

Как установлено в судебном заседании, семья ФИО1 состоит из четырех человек и временно проживает в РИ, с.п. Орджоникидзевское, <адрес>, . Таким образом, размер компенсации, предоставляемой семье ФИО1, состоящей из четырех человек в соответствии с п. 5 вышеуказанного Порядка должен был составлять стоимость строительства жилья не менее 72 кв.м. жилой площади.

В связи с тем, что в 1999 году Госстрой РФ в постановлениях не указал среднюю рыночную стоимость 1 кв.м общей площади жилья в Чеченской Республике, суд руководствуется наиболее близким по времени постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на I квартал 2002 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета», средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на первый квартал 2002 г. по Чеченской Республике составляет 7000 рублей.

Таким образом, исходя из стоимости жилья и нормы общей площади, предусмотренной действовавшим законодательством на момент выплаты компенсации, ФИО1 и др. подлежало выплате в качестве компенсации за утраченное жилье 504 000 рублей (72 кв.м. х 7000 = 504 000).

Упомянутый «Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за , компенсацию за утраченное жилье устанавливал исходя из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья в 1997 году, тогда как фактически ФИО10-Б. компенсация была выплачена в 1999 году в размере 134 тыс. руб.

Как единовременная выплата, указанная компенсация с учетом реальной стоимости жилья и постоянно растущей инфляции не индексировалась.

В связи с тем, что компенсация в размере 134 тыс. руб. не была своевременно выплачена заявителям, они до настоящего времени не обустроены и не имеют собственного жилья.

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения им прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ).

Из постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -Н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» следует, что при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

В удостоверении вынужденного переселенца ФИО1 с от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Отделом Федеральной миграционной службы по <адрес>, имеются отметки о прохождении переучета в ОФМС России по РИ, как вынужденного переселенца из ЧР, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письма-уведомления и.о. начальника ОВП ОФМС России по РИ ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ заявительнице ФИО1 отказано в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев в связи с получением в 1999 году компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в сумме 134 тыс. руб.

Из справки Администрации Сунженского муниципального района за исх. от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1 действительно с ДД.ММ.ГГГГ значится на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий под № 18, для получения сертификата по постановлению , по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы.

Согласно письма-уведомления врио начальника ОВП ОФМС России по РИ ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключена из сводного списка вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), в связи с тем, что ей ДД.ММ.ГГГГ выплачена денежная компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в размере 134,190 руб., в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Однако, такая позиция противоречит решению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому п. 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за , признан незаконным и недействующим.

В соответствии с данным решением суда получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло служить основанию к снятию заявительницы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных в данном регионе норм.

Полученная ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ компенсация в размере 134,190 руб. не могла решить проблему жилищного обустройства в силу ее незначительности. Изложенное подтверждает доводы заявительницы о необходимости продления срока действия статуса вынужденного переселенца в целях жилищного обустройства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление на неправомерные действия ОФМС России по <адрес> и Администрации Сунженского муниципального района, выразившиеся в исключении заявителей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 из сводного списка в связи с получением компенсации за утраченное жилье и имущество в ЧР в соответствии с «Порядком выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , удовлетворить.

Обязать ОФМС России по РИ и Администрацию Сунженского муниципального района продлить сроки действия статуса вынужденного переселенца ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, состоящим на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и восстановить их в сводный список участников по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» до полного жилищного обустройства на постоянное место жительства.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней.

Председательствующий судья Х.А. Умаев.

КОПИЯ верна.

Федеральный судья

Сунженского районного суда Х.А.Умаев

<адрес>