на неправомерные действия ОФМС РФ по РИ



                                                             РЕШЕНИЕ                        Дело Именем Российской Федерации                                                                                                

ДД.ММ.ГГГГ                                                        с.<адрес>

              

Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи Бекботовой Т.А.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 и ФИО2 на неправомерные действия ОФМС России по Республики Ингушетия,

у с т а н о в и л:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с заявлением на неправомерные действия отдела Федеральной миграционной службы по <адрес>, выразившиеся в отказе им в продлении статуса вынужденного переселенца.

Из данного заявления следует, что в результате конфликта осени 1994 года заявителям пришлось покинуть место постоянного проживания в Чеченской Республике и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству в Миграционной службе РИ им был предоставлен статус вынужденного переселенца и выданы удостоверения вынужденного переселенца. Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца они систематически проходили переучет в Миграционной службе РИ. В очередной раз при обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца ими было получено уведомление-отказ со ссылкой на п.4 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах». В 2002 году им была выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в размере 135 000 руб. но размер компенсации за утрату жилья значительно отстает от реальной стоимости жилья в РФ, кроме того, его индексации не предусмотрена. Ограничение размера компенсационной выплаты не дает им возможности приобрести жилье отвечающей социальным нормам. Данное обстоятельство в силу Закона РФ «О вынужденных переселенцах» не является основанием считать их жилищно обустроенными и не нуждающимися в получении помощи от государства. Просят признать действия ОФМС Росси по РИ, выразившиеся в отказе продления срока действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики незаконными и обязать ОФМС России по РИ продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал и пояснил, что в ноябре 2011 года они получили уведомление ОФМС России по РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым их информировали о том что, ими получена компенсация в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в размере 135000 рублей в 2002 и согласно п. 9 Порядка ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья, утвержденного Приказом Минфедерации России от ДД.ММ.ГГГГ и п. 40 «Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в сводные списки не включаются вынужденные переселенцы, получившие компенсацию за утраченное жилье. Полученная ими компенсация не соответствует стоимости утраченного жилья и на эти деньги они не могут приобрести домовладение, а полученные деньги потратили на оплату съемного жилья. В настоящее время они не обустроены, собственного жилья на территории Республики Ингушетия не имеют, проживают на съемной квартире, государственную поддержку для жилищного обустройства не получали. Отсутствие статуса вынужденного переселенца лишит их возможности получить государственную поддержку и жилищно обустроить свою семью. Просил признать действия ОФМС России по РИ, выразившиеся в отказе продления им срока действия статуса вынужденного переселенца незаконными и обязать ОФМС России по РИ продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца.

Извещенная о времени и месте судебного заседания заявительница ФИО2 в суд не явилась. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель ОФМС России по РИ ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за , требования заявителей не признал и пояснил, что статус вынужденного переселенца согласно ст.5 п.4 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Заявителям в 2002 году выплачена компенсация в размере 135 000 руб., в связи с чем, им отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Просит отказать в удовлетворении заявления ФИО1 и ФИО2      

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Из уведомления ОФМС России по РИ от ДД.ММ.ГГГГ за следует, что статус вынужденного переселенца согласно ст. 5 п.4 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. В 2002 году ФИО1 и ФИО2 выплачена компенсация в размере 135 000 руб. Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в ЧР и покинувшим ее безвозвратно».

Указанная компенсация, предоставленная заявителям, не обеспечивает возможности строительства или приобретения соответствующего жилья и не обеспечивает их обустройство на новом месте жительства.

В соответствии с п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их законности, возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемые действия (бездействие).

Из постановления Конституционного суда РФ от 21.11. 02. -П следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен.

В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения его прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ).

Следовательно, жилищная необустороенность вынужденного переселенца является одним из оснований для продления статуса вынужденного переселенца.

Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.      

Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).

В ходе судебного заседания установлено, что заявители до настоящего времени не обустроены, проживают на съемной квартире, собственного жилья не имеют, нуждаются в жилищном обустройстве.

Утверждение заявителей о том, что они не обустроены на новом месте жительства и имеются препятствия для ее жилищного обустройства, представителем ОФМС России по РИ не опровергнуто.

Действия ОФМС России, выразившиеся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, нарушает закрепленное Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ право вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилищном обустройстве.

Таким образом, отказ ОФМС Росси по РИ в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца по мотивам получения компенсации в размере 135000 рублей, не может быть признан правильным, поскольку полученная компенсация не решает проблему жилищного обустройства вынужденного переселенца по новому месту жительства.

При этих обстоятельствах суд считает требования заявителей обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 и ФИО2 на неправомерные действия ОФМС России по <адрес> удовлетворить.

Признать действия ОФМС России по РИ, выразившиеся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО1 и ФИО2, незаконными.

Обязать ОФМС России по РИ продлить ФИО1 и ФИО2 срок действия статуса вынужденного переселенца.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в 10-дневный срок.

Судья

Копия верна:

судья Сунженского

районного суда РИ                                                           Т.А. Бекботова

Решение суда вступило в законную силу «____»______________ 2011 г.

Судья Сунженского

районного суда РИ      Т.А. Бекботова