РЕШЕНИЕ № Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с.<адрес> Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Бекботовой Т.А., при секретаре ФИО10 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО13 Азы ФИО8, ФИО4 на неправомерные действия ОФМС России по РИ у с т а н о в и л: ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с заявлением на действия ОФМС России по РИ, выразившиеся в исключении их из сводного списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из данного заявления следует, что в результате конфликта осени 1994 года ей и членам ее семьи пришлось покинуть место постоянного проживания в Чеченской Республике и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству в Миграционной службе РИ им был предоставлен статус вынужденного переселенца и выданы удостоверения вынужденного переселенца. Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца они систематически проходили переучет в Миграционной службе РИ, о чем у в удостоверении вынужденного переселенца имеются отметки вплоть до 2006 года. В очередной раз при обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца ею было получено уведомление-отказ со ссылкой на п.4 ст. 5 Закона РФ «о вынужденных переселенцах». Она не получала от государства в лице миграционной службы ни компенсации за утраченное жилье и имущество, ни долговременное беспроцентной возвратной ссуды, и никакой другой помощи. Одним из правовых оснований для отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в том числе его лишения, является жилищное обустройство вынужденного переселенца, в том числе его лишения является жилищное обустройство вынужденного переселенца, т.е. предоставление жилья для постоянного проживания. Собственного жилья не имеет, проживает со своей семьей на частной квартире, следовательно, имеются обстоятельства, препятствующие их обустройству на новом месте жительства. Утрата срока действия вынужденного переселенца препятствует ей в реализации ее прав вынужденного переселенца, в частности в получении жилья в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев Российской Федерации». Просит обязать ОФМС Росси по РИ восстановить в базе ФИО7 как вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и продлить срок действия статуса вынужденного переселенца ей и членам ее семьи, а также включить в сводный список для улучшения жилищных условий ее и членов ее семьи ФИО1, ФИО5 и ФИО6 и выдать удостоверение вынужденного переселенца ФИО1 В судебном заседании заявительница ФИО2 в соответствии со ст. 39 ГПК РФ изменила свои требования - просила восстановить срок обращения в ОФМС России по РИ для продления действия статуса вынужденного переселенца и выдачи удостоверения вынужденного переселенца, обязать ОФМС Росси по РИ восстановить ее - ФИО2 и членов ее семьи: ФИО1, ФИО5 и ФИО6 в базе ФИО7 вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца, а также включить их в сводный список для улучшения жилищных условий и выдать удостоверение вынужденного переселенца ФИО1 Поддерживая ФИО7 требования ФИО2 дополнительно пояснила, что в ноябре 2011 года она получила уведомление ОФМС России по РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым ее информировали, о том что, согласно Закона РФ «О вынужденных переселенцах» ей необходимо было обратится с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца не позднее дня истечения срока действия ее статуса, и ей отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, так как она не обращалась с 2006 года с заявлением, а также отказано в выдаче удостоверения ФИО1 Срок обращения ею пропущен по уважительной причине, ее сын ФИО1 инвалид с детства и постоянно нуждается в постороннем уходе и лечении. В настоящее время ее семья не обустроена, собственного жилья на территории Республики Ингушетия не имеет, проживает на съемной квартире, государственную поддержку для жилищного обустройства не получали. Утрата срока действия статуса вынужденного переселенца препятствует ей в реализации ее прав вынужденного переселенца, в частности в получении жилья в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев Российской Федерации». В судебном заседании представитель ОФМС России по РИ ФИО11 действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за № требования заявителей не признал и пояснил, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Заявительница не обращалась с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в ОФМС с 2006 года, в связи, с чем они утратили статус вынужденного переселенца. Просит отказать в удовлетворении заявления. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Как усматривается из письма ОФМС России по РИ от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО2, ФИО1, ФИО6 и ФИО5 с 2006 года не обращались с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи, с чем они утратили статус вынужденного переселенца, а также принято решение об отказе в выдаче удостоверения вынужденного переселенца по причине несвоевременного обращения с заявлением о выдаче удостоверения вынужденного переселенца по достижении возраста. Согласно имеющейся в материалах дела светокопии удостоверения вынужденного переселенца ФИО2 и члены ее семьи, не достигшие 18-летнего возраста - ФИО7, ФИО5 и ФИО6 состояли на учете в ОФМС России по РИ как вынужденные переселенцы из ЧР, до ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из свидетельств о регистрации по месту пребывания, заявительница временно проживает в ст. Орджоникидзевская, <адрес>, б/н. В соответствии с п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их законности, возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемые действия (бездействие). Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ). В соответствии со ст.51 ЖК РФ, право состоять на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, в случаях установленных ст. 56 ЖК РФ. Из постановления Конституционного суда РФ от 21.11. 02. №-Н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен. Следовательно, жилищная необустроенность вынужденного переселенца является одним из оснований для продления статуса вынужденного переселенца. Утверждение заявительницы о том, что она не обустроена на новом месте жительства и имеются препятствия для ее жилищного обустройства, представителем ОФМС России по РИ не опровергнуто. Пропуск заявительницей срока обращения в ОФМС России с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца подтверждается протоколом № Назрановской городской больницы РИ о том, что ФИО1, с диагнозом: последствия органического поражения ЦНС, ДЦП, горизонтальный нистагматизм, нуждается в обучении на дому; медицинскими заключениями ГУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей департамента здравоохранения <адрес>»от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; заключением медицинского центра «Три-З» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; заключением клиники «Екатерининская» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Согласно справке выданной ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по РИ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является инвалидом. ФИО7 обстоятельства суд признает уважительными причинами пропуска срока обращения в ОФМС России по РИ с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в связи с болезнью сына заявительницы ФИО1 и длительным нахождением его на лечении. Согласно пункту 25 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 465 срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, а также в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении, при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения. Кроме того, согласно указанному Административному регламенту Федеральной миграционной службы удостоверения вынужденного переселенца выдаются гражданам, признанным вынужденными переселенцами, достигшие 18-летнего возраста. Из удостоверения вынужденного переселенца №н от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 усматривается, что ее дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения после конфликта была признана вынужденным переселенцем и указана в ее удостоверении. В ходе судебного заседания установлено, что заявители признаны вынужденными переселенцами, покинули место постоянного проживания безвозвратно, социальное жилье или государственную помощь на восстановление (приобретение) жилья не получала, нуждается в жилищном обустройстве. Срок обращения для продления статуса вынужденного переселенца пропустила по уважительной причине. Таким образом, отказ ОФМС Росси по РИ в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, не может быть признан правильным, При таких условиях суд находит возможным удовлетворения требований заявителей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: Заявление ФИО13 Азы ФИО8, ФИО4 на неправомерные действия ОФМС России по РИ удовлетворить. Восстановить ФИО13 Азе ФИО8, ФИО4 срок для обращения в ОФМС России по РИ с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и выдачи удостоверения вынужденного переселенца. Обязать ОФМС России по РИ восстановить в базе ФИО7 вынужденных переселенцах из Чеченской Республике ФИО13 Азу ФИО8, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца. Обязать Отдел Федеральной миграционной службы России по РИ восстановить ФИО13 Азу ФИО8, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий до их полного жилищного обустройства. Обязать ОФМС России по РИ выдать ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения удостоверение вынужденного переселенца. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Судья .