РЕШЕНИЕ Дело № Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с.<адрес> Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Умаева Х.А., при секретаре ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО4 (ФИО6) ФИО7 на неправомерные действия ОФМС России по <адрес>, у с т а н о в и л: ФИО1 обратилась в суд с заявлением на неправомерные действия ОФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики; ФИО2, ФИО4 (ФИО6) ФИО7 обратились в суд с заявлением на неправомерные действия ОФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе выдать удостоверения вынужденных переселенцев. В судебном заседании заявители подтвердили требования, изложенные в заявлении и пояснили, что в результате военных действий 1994 года их семье: ФИО3, ФИО1, ФИО2, ФИО4 (ФИО6) ФИО7 пришлось покинуть место постоянного проживания в ЧР и временно обосноваться на территории РИ. По заявленному ходатайству ФИО1 был предоставлен статус вынужденного переселенца и выдано удостоверение № «с». Указанный статус продлевался на каждый последующий год. В 2001 году заявительница ФИО1и ее семья получила компенсацию в сумме 136 тыс. руб., нуждаются в улучшении жилищных условий. Просит удовлетворить заявленные требования: обязать ОФМС России по <адрес> продлить ей срок действия вынужденного переселенца, включить в базу данных вынужденного переселенца, включить в сводный список на получение жилья в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также выдать удостоверение вынужденного переселенца. Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 и ФИО4 (ФИО6) ФИО7 был продлен срок действия статуса вынужденного переселенца, но в выдаче удостоверений вынужденных переселенцев им было отказано, в связи с чем просят суд обязать ОФМС России по <адрес> выдать удостоверения вынужденных переселенцев. В судебном заседании представитель Отдела Федеральной миграционной службы по <адрес> ФИО9 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № заявленные требования не признал. В связи с оказанием государственной поддержки и выдачи компенсации за утраченное жилье и имущество в составе семьи матери заявителей ФИО3 в размере 136 тыс. рублей, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителей, возражения представителя ОФМС России по <адрес> ФИО9, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ). Согласно п. 2 «Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории Чеченской Республики жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с ДД.ММ.ГГГГ, при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики. В соответствии п. 5 вышеуказанного порядка, компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади, но не более 120 миллионов рублей на семью. Как установлено в судебном заседании, семья заявителей состоит из четырех человек и временно проживает в РИ, с.<адрес>, №. Размер компенсации, предоставляемой заявителям, в соответствии с п. 5 вышеуказанного Порядка должен был составлять стоимость строительства жилья не менее 72 кв.м. жилой площади. В связи с тем, что за 2001 год Госстрой РФ в постановлениях не указал среднюю рыночную стоимость 1 кв.м общей площади жилья в Чеченской Республике, суд руководствуется наиболее близким по времени постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на I квартал 2002 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета», средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на первый квартал 2002 г. по Чеченской Республике составляет 7000 рублей. Таким образом, исходя из стоимости жилья и нормы общей площади, предусмотренной действовавшим законодательством на момент выплаты компенсации, заявителям подлежало выплате в качестве компенсации за утраченное жилье 504000 рублей (72 кв.м. х 7000 = 504000). Упомянутый «Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, компенсацию за утраченное жилье устанавливал исходя из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья в 1997 году, тогда как фактически матери заявителей ФИО3 компенсация была выплачена в 2001 году в размере 136 тыс. руб. Как единовременная выплата, указанная компенсация с учетом реальной стоимости жилья и постоянно растущей инфляции не индексировалась. В связи с тем, что компенсация в размере 136 тыс. руб. не была своевременно выплачена заявителям, они до настоящего времени не обустроены и не имеют собственного жилья. В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения им прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ). Из постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» следует, что при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ восстановлен ФИО3, ФИО2 и ФИО4 срок обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики; ОФМС России по РИ обязано продлить ФИО3, 1964 г.р., ФИО2, 1983 г.р. и ФИО4, 1991 г.р. статус вынужденного переселенца из Чеченской Республики; ОФМС России по РИ обязано включить в базу данных вынужденных переселенцев ФИО3, ФИО2 и ФИО4, а также обязано включить ФИО3, ФИО2 и ФИО4 в сводный список на получение жилья в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Из удостоверения вынужденного переселенца № «с» ФИО3 следует, что заявители ФИО1, ФИО2, ФИО4 (ФИО6) ФИО7 входят в состав семьи матери и признаны вынужденными переселенцами. Из свидетельства о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО4 переменила имя на ФИО5. Согласно письма-уведомления врио. начальника ОВП ОФМС России по РИ ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ № заявительнице ФИО1 отказано в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев в связи с получением в 2001 году компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в сумме 136 тыс. руб. согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № о «Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно». Однако, такая позиция противоречит решению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому п. 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, признан незаконным и недействующим. В соответствии с данным решением суда получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло служить основанию к снятию заявительницы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных в данном регионе норм. Полученная матерью заявителей ФИО3 в 2001 году компенсация в размере 136тыс. руб. не могла решить проблему жилищного обустройства в силу ее незначительности. Изложенное подтверждает доводы заявительницы ФИО1 о необходимости продления срока действия статуса вынужденного переселенца в целях жилищного обустройства и доводы заявителей ФИО2, ФИО4 (ФИО6) ФИО7 о необходимости выдать удостоверения вынужденных переселенцев. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: Заявление ФИО1 на неправомерные действия ОФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики, и ФИО2, ФИО4 (ФИО6) ФИО7 на неправомерные действия ОФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе выдать удостоверения вынужденных переселенцев, удовлетворить. Восстановить ФИО1 срок обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики. Обязать ОФМС России по РИ продлить ФИО1, 1989 г.р., статус вынужденного переселенца из Чеченской Республики. Обязать включить в базу данных вынужденных переселенцев ФИО1 в сводный список на получение жилья в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Выдать удостоверения вынужденных переселенцев ФИО1, ФИО2 и ФИО4 (ФИО6) ФИО7. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 10 дней. Председательствующий судья Х.А. Умаев. КОПИЯ верна. Федеральный судья Республики Ингушетия