РЕШЕНИЕ Дело № Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с.<адрес> Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Умаева Х.А., при секретаре ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО5, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на неправомерные действия ОФМС России по <адрес>, у с т а н о в и л: ФИО5 и др. обратились в суд с заявлением на неправомерные действия ОФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики. В судебном заседании заявительница ФИО5 подтвердила требования, изложенные в заявлении, и пояснила, что в результате военных действий 1994 года ей и ее семье: ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО3, пришлось покинуть место постоянного проживания в <адрес> ЧР и обосноваться на территории РИ. По заявленному ходатайству ФИО5 был предоставлен статус вынужденного переселенца и выдано удостоверение № «с» от ДД.ММ.ГГГГ. Ее несовершеннолетние дети: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вписаны в указанное удостоверение. Указанный статус продлевался на каждый последующий год до ДД.ММ.ГГГГ. В 2006 году они получили компенсацию в сумме 137 тыс. руб., которая не решила их жилищных проблем. Просит удовлетворить заявленные требования: признать действия ОФМС России по <адрес>, выраженные в отказе в продлении статуса вынужденных переселенцев, незаконными, обязать ОФМС России по <адрес> восстановить ей и ее семье статус вынужденных переселенцев до их полного обустройства на новом месте жительства, выдать удостоверения членам ее семьи, достигшим восемнадцати лет. В настоящее время они не обустроены, проживают на частной квартире, государственную поддержку не получили. ФИО1, ФИО2 и ФИО3, надлежаще извещенные о рассмотрении судом их заявления, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст. 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. В судебном заседании представитель Отдела Федеральной миграционной службы по <адрес> ФИО8 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № заявленные требования не признал. В связи с оказанием государственной поддержки и выдачи компенсации за утраченное жилье и имущество заявительнице ФИО5 в размере 137 тыс. рублей, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявительницы ФИО5, возражения представителя ОФМС России по <адрес> ФИО8, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ). Согласно п. 2 «Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, право на получение компенсации имеют граждане, утратившие на территории Чеченской Республики жилье независимо от формы его собственности и степени разрушения и личное имущество, безвозвратно покинувшие Чеченскую Республику с ДД.ММ.ГГГГ, при условии снятия с регистрационного учета всех членов семьи по прежнему месту жительства и их отказа от жилья на территории Чеченской Республики. В соответствии п. 5 вышеуказанного порядка, компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади, но не более 120 миллионов рублей на семью. Как установлено в судебном заседании, семья ФИО12 состоит из пятерых человек и временно проживает в РИ, с.<адрес>. Размер компенсации, предоставляемой ФИО5, в соответствии с п. 5 вышеуказанного Порядка должен был составлять стоимость строительства жилья не менее 90 кв.м. жилой площади. В связи с тем, что в 2006 году Госстрой РФ в постановлениях не указал среднюю рыночную стоимость 1 кв.м общей площади жилья в Чеченской Республике, суд руководствуется наиболее близким по времени постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11"О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2004 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета", средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на второй квартал 2004 г. по Чеченской Республике составляет 8380 рублей. Таким образом, исходя из стоимости жилья и нормы общей площади, предусмотренной действовавшим законодательством на момент выплаты компенсации, семье ФИО12 подлежало выплате в качестве компенсации за утраченное жилье 754200 рублей (5х18 кв.м.х8380 = 754200). Упомянутый «Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, компенсацию за утраченное жилье устанавливал исходя из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья в 1997 году, тогда как фактически семье ФИО12 компенсация была выплачена в 2006 году. Как единовременная выплата, указанная компенсация с учетом реальной стоимости жилья и постоянно растущей инфляции не индексировалась. В связи с тем, что компенсация в размере 137 000 рублей не была своевременно выплачена заявителям, они до настоящего времени не обустроены и не имеют собственного жилья, проживают на квартире по найму. В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения им прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ). Из постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ « О вынужденных переселенцах» следует, что при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. В соответствии с удостоверением вынужденного переселенца № «с» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 проходила переучет в Миграционной службе РИ до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письма-уведомления и.о. зам. начальника ОФМС России по РИ ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № заявительнице отказано в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев в связи с получением в 2006 году компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в сумме 137 тыс. руб. Однако, такая позиция противоречит решению Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому п. 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, признан незаконным и недействующим. В соответствии с данным решением суда получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло служить основанию к снятию заявительницы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных в данном регионе норм. Полученная ФИО5 в 2006 году компенсация в размере 137тыс. руб. не могла решить проблему жилищного обустройства в силу ее незначительности. Согласно справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ врачом-эндокринологом ФИО10, ФИО5 состоит на «Д» учете с диагнозом сахарный диабет 2 степени. Кроме того, из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО5 имеет вторую группу инвалидности бессрочно. Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и определением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ ОФМС России по <адрес> обязано восстановить ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 срок обращения для продления статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики. Изложенное подтверждает доводы заявителей о необходимости продления срока действия статуса вынужденного переселенца в целях жилищного обустройства. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: Заявление на неправомерные действия ОФМС России по <адрес>, выразившиеся в отказе ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО3 в продлении статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики, удовлетворить. Обязать ОФМС России по <адрес> восстановить ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО3 статус вынужденных переселенцев. Выдать удостоверения вынужденных переселенцев ФИО1, ФИО2 и ФИО3. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 10 дней. Председательствующий судья Х.А. Умаев. КОПИЯ верна. Федеральный судья Республики Ингушетия