на неправомерные действия ОФМС РФ по РИ



               РЕШЕНИЕ                                            

                                      Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                    с.<адрес>

Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи Бекботовой Т.А.,

при секретаре ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению

ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 и ФИО2 на неправомерные действия ОФМС России по РИ

у с т а н о в и л:

ФИО3 и др. обратились в суд с заявлением на действия ОФМС России по РИ, выразившиеся в исключении их из сводного списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из данного заявления следует, что в результате конфликта осени 1994 года заявителям пришлось покинуть место постоянного проживания в Чеченской Республике и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству в Миграционной службе РИ им был предоставлен статус вынужденного переселенца и выданы удостоверения вынужденного переселенца. Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца они систематически проходили переучет в Миграционной службе РИ, о чем в удостоверении вынужденного переселенца имеются отметки вплоть до 2006 года включительно. Домовладение, принадлежащее им на праве личной собственности, расположенное на территории Чеченской Республики в <адрес>, в котором они проживали до начала конфликта 1994 года, полностью разрушено. Уведомлением ОФМС России по РИ отказывает им в продлении статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики и восстановлении в сводные списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение субсидии или жилищного сертификата, ссылаясь на то, что ими пропущены сроки обращения с заявлением в ОФМС России по РИ для продления срока действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики. Они жилищно не обустроены. Своими действиями, выразившимися в отказе продления срока действия статуса вынужденного переселенца, снятии их из сводного списка, на получение субсидии ОФМС России по РИ нарушены их гражданские права. Просит обязать ОФМС России по РИ продлить ей и членам ее семьи срок действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики до полного жилищного обустройства и обязать ОФМС России по РИ восстановить в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий на получении жилищного сертификата или субсидии до полного жилищного обустройства.

В судебном заседании заявительница ФИО3 в соответствии со ст. 39 ГПК РФ изменила свои требования - просила восстановить им срок обращения в ОФМС России по РИ для продления срока действия статуса вынужденного переселенца, обязать ОФМС Росси по РИ продлить ей и членам ее семьи срок действия статуса вынужденного переселенца, а также включить их в сводный список вынужденных переселенцев из Чеченской Республики нуждающихся в улучшения жилищных условий. Поддерживая данные требования ФИО3 дополнительно пояснила, что она получила уведомление ОФМС России по РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым ее информировали, о том что, согласно Закона РФ «О вынужденных переселенцах» ей необходимо было обратится с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца не позднее дня истечения срока действия ее статуса, и ей отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, так как она не обращалась с 2006 года с заявлением. Срок обращения пропущен ими по уважительной причине, она тяжело болела, длительное время находилась на лечении и нуждалась в постороннем уходе. В настоящее время ее семья жилищно не обустроена, собственного жилья на территории Республики Ингушетия не имеет, проживают на съемной квартире, государственную поддержку для жилищного обустройства не получали. Их исключили из сводных списков вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий на получение субсидии или жилищного сертификата, ссылаясь на то, что ими пропущен срок обращения с заявлением в ОФМС России по РИ для продления срока действия статуса вынужденного переселенца. Утрата срока действия вынужденного переселенца препятствует им в реализации их прав как вынужденных переселенцев, в частности в получении жилья.

Извещенный о времени и месте судебного заседания ФИО2, ФИО1, ФИО5 и ФИО2 в суд не явились, просил суд рассмотреть дело в их отсутствии. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствии.

В судебном заседании представитель ОФМС России по РИ ФИО7 действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ за требования заявительницы не признал и пояснил, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Заявители не обращались с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в ОФМС с 2006 года, в связи, с чем они утратили статус вынужденного переселенца. Просит отказать в удовлетворении заявления.      

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Как усматривается из письма ОФМС России по РИ от ДД.ММ.ГГГГ за , ФИО9 с 2006 года не обращалась с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи, с чем они утратила статус вынужденного переселенца.

Согласно имеющейся в материалах дела светокопии удостоверения вынужденного переселенца ФИО3 и члены ее семьи, не достигшие 18-летнего возраста - ФИО4, ФИО1, ФИО5 и ФИО2 состояли на учете в ОФМС России по РИ как вынужденные переселенцы из ЧР, до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их законности, возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.      

Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).

В соответствии со ст.51 ЖК РФ, право состоять на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, в случаях установленных ст. 56 ЖК РФ.

Из постановления Конституционного суда РФ от 21.11. 02. -Н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен.

Следовательно, жилищная необустороенность вынужденного переселенца является одним из оснований для продления статуса вынужденного переселенца.

Утверждение заявительницы о том, что она не обустроена на новом месте жительства и имеются препятствия для ее жилищного обустройства, представителем ОФМС России по РИ не опровергнуто.

Пропуск заявительницей срока обращения в ОФМС России с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца подтверждается выпиской из истории болезни о нахождении на лечении ФИО3 в терапевтическом отделении ИГБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из истории болезни о нахождении на лечении ФИО3 в терапевтическом отделении Карабулакской городской больницы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Данные обстоятельства суд признает уважительными причинами пропуска срока обращения в ОФМС России по РИ с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, в связи с болезнью ФИО3 и длительным нахождением ее на лечении.

Согласно пункту 25 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 465 срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, а также в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении, при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

В ходе судебного заседания установлено, что заявители признаны вынужденными переселенцами, покинула место постоянного проживания безвозвратно, социальное жилье или государственную помощь на восстановление (приобретение) жилья не получали, нуждаются в жилищном обустройстве. Срок обращения для продления статуса вынужденного переселенца пропустили по уважительной причине.

Таким образом, отказ ОФМС России по РИ в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, не может быть признан правильным.

При таких условиях суд находит возможным удовлетворить требования заявителей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

                                                                

                                          р е ш и л:

Заявление ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 и ФИО2 на неправомерные действия ОФМС России по РИ удовлетворить.

Восстановить ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 и ФИО2 срок для обращения в Отдел Федеральной миграционной службы России по РИ с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.

Обязать Отдел Федеральной миграционной службы России по РИ продлить ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 и ФИО2 срок действия статуса вынужденного переселенца.

Обязать Отдел Федеральной миграционной службы России по РИ восстановить ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 и ФИО2 в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий до их полного жилищного обустройства.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

Копия верна

Судья Сунженского

районного суда РИ                                                      Т.А. Бекботова