РЕШЕНИЕ Дело №
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ ст. Орджоникидзевская
Сунженский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Умаева Х.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
ФИО1 на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании неправомерными действий МРУ ФМС России, выразившиеся в исключении ее из списка миграционной службы в качестве вынужденного переселенца из РСО-А и лица имеющего право на оказание государственной поддержки. Так, из заявления следует, что решением Сунженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление было удовлетворено. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда отменено и постановлено новое решение об отказе в удовлетворении решения. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено заявление по вновь открывшимся обстоятельствам и вынесено новое определение об отмене определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Президиума Верховного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ отменено, оставлено в силе определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на новые обстоятельства, возникшие после вынесения решения Сунженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1обратилась в МРУ ФМС России с заявлением о пересмотре решения об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, вынесенное ранее в связи с новыми обстоятельствами, в чем ей было отказано. На данное заявление ДД.ММ.ГГГГ она получила уведомление, согласно которому было отказано в пересмотре решения и в продлении статуса вынужденного переселенца. ФИО1, просит суд признать действия Межрегионального Управления Федеральной миграционной службы России (далее - МРУ ФМС России), выразившиеся в отказе продления срока действия статуса вынужденного переселенца, незаконными, обязать МРУ ФМС России восстановить в электронной базе данных вынужденных переселенцев из РСО-А, продлить срок действия статуса вынужденного переселенца и обязать оказать государственную поддержку на восстановление разрушенного жилья в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО5 поддержал требования заявителя, изложенные в заявлении, и просил их удовлетворить, а также восстановить срок подачи документов на оказание государственной поддержки.
В судебном заседании заинтересованное лицо МРУ ФМС России уведомленное о времени и месте судебного заседания в суд не явился. Об уважительности не явки в суд не сообщил.
В соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя МРУ ФМС России.
Выслушав представителя ФИО1, исследовав письменные доказательства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Из удостоверения вынужденного переселенца усматривается, что ФИО1 являлась вынужденным переселенцем. Своевременно продлевала срок действия статуса вынужденного переселенца с 1995 года по ДД.ММ.ГГГГ год.
Как усматривается из Акта обследования состояния собственного домовладения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ расположенного в пер. Полевой,3 <адрес> РСО-Алания по литером «Б» и имеется разрушенное строение площадью застройки- 104 м.2 ( л.д. 20).
Согласно решения Пригородного районного суда РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 на 02.11,1992 г. в <адрес> РСО-Алания по пер. Полевой,3 принадлежало двухэтажное домовладение общей площадью 242,4 м.2 ( л.д._____).ктябрьское <адрес> РСО-Алания по пер. ет, что ФИО1 на 2.агометанском кладбище ст. еспублики Ингушетия по С
Из уведомлений МРУ ФМС России №№ МС15/34 15423 от ДД.ММ.ГГГГ, МС15/6790 от ДД.ММ.ГГГГ, МС15/38-8067от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО1отказано в оказании государственной поддержки на основании того, что была выдана долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках Постановления правительство РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и по этому основанию отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца ( л.д. 18).
Довод МРУ ФМС России о том, что ФИО1 предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство жилья несостоятелен, так как
решением Назрановского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ данный договор признан недействительным.
Решением Сунженского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи жилого помещения по адресу: РИ, <адрес>, ст. Троицкая, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным.
В силу п.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановление по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не полежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона «О вынужденных переселенцах» N 4530-1 от ДД.ММ.ГГГГ при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно Закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцам гарантировано оказание государственной поддержки в виде выплаты компенсации за утраченное имущество при невозможности его возврата вынужденному переселенцу (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ).
Согласно п. 1 Указа Президента РФ № от 06. 10. 2004 г. «О мерах по совершенствованию деятельности государственных органов по развитию отношений между РСО-Алания и РИ» функции специального представителя Президента РФ в РСО-Алания и РИ по обеспечению законных прав граждан, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта 1992 г.; получателя средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, а так же по контролю за расходованием указанных средств переданы Федеральной миграционной службе РФ.
В соответствии с п. 3 Положения «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г., их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки, а так же получившим жилые помещения в собственность в порядке наследования после ДД.ММ.ГГГГ, от вынужденного переселенца лишившегося указанных жилых помещений в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года.
Рассмотрение вопросов, связанных с оказанием вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственной поддержки осуществляется уполномоченным территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 5 Положения).
Конституционным судом РФ в Постановлении от 21.П.2002 года за № сформулирована правовая позиция о том что, «непосредственно из Конституции РФ вытекает обязанность РФ оказывать вынужденным переселенцам дополнительную поддержку государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого, Закон РФ «О вынуждены переселенцах» определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст.1,4,5,6,7,8).
Предоставление гражданину статуса вынужденного переселенца ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью отказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества». В целях реализации указанных законодательных норм Правительство РФ своим постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Положение о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным поселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года.
В соответствии с п. 3 данного Положения право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г., их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки, а так же получившим жилые помещения в собственность в порядке наследования после ДД.ММ.ГГГГ, от вынужденного переселенца лишившегося указанных жилых помещений в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года.
В соответствии с п. 15 п/п «б» Положения государственная поддержка предоставляется вынужденным переселенцам, лишившимся жилья врезультате осетино-ингушского конфликта, имевшим на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение на праве собственности или получившим его в собственность в порядке наследования после ДД.ММ.ГГГГ от члена семьи вынужденного переселенца, лишившегося жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и покинувшим место прежнего проживания безвозвратно, - в форме субсидий на приобретение готового или строительство нового жилого помещения с предоставлением для строительства земельного участка при условии передачи в установленном порядке оставленного по месту прежнего проживания на территории РСО-Алания или РИ земельного участка и находящегося на нём жилого помещения или незастроенного земельного участка на безвозмездной основе в муниципальную собственность.
Размер социальной выплаты определяется из расчета 33 кв. м. на одинокого гражданина, 42 кв. м. на семью из двух человек, по 18 кв. м. на 1 члена семьи из 3 и более человек, но не менее общей площади утраченного жилья (пп. «б» п. 15 Положения).
Таким образом, законодатель предусматривает необходимость следующих условий для получения государственной поддержки на приобретение или строительство жилого помещения:
1. наличие статуса вынужденного переселенца;
2. наличие на праве собственности жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ или получение его в собственность в порядке наследования после ДД.ММ.ГГГГ от члена семьи вынужденного переселенца;
3.утрата жилого помещения в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года;
4. безвозвратное оставление места прежнего проживания и передачи в установленном порядке домовладения.
Суд, при этом так же принимает во внимание, что в соответствие с действующим
законодательством единственным государственным органом,обеспечивающим
реализацию законных прав граждан РФ, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта и получателем бюджетных средств выделяемых на осуществление мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта является Федеральная миграционная служба РФ в лице Межрегионального управления ФМС России (с местом дислокации в <адрес>).
Учитывая, что по вопросу о восстановлении статуса вынужденного переселенца и оказания государственной поддержки заявительница своевременно обращалась в МРУ ФМС России, а в связи с отказом с 2008 года в различные судебные инстанции, суд находит, что данный срок пропущен по уважительной причине и считает возможным его восстановление.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявитель обоснованно обратилась за защитой с вышеуказанными требованиями, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 257 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 на неправомерные действия Межрегионального управления Федеральной Миграционной службы России (с местом дислокации в <адрес>) - удовлетворить.
Восстановить ФИО3 срок подачи документов на оказание государственной поддержки.
Обязать Межрегиональное управление Федеральной Миграционной службы России продлить статус вынужденного переселенца в отношении ФИО1 и оказать государственную поддержку в соответствии с Постановлением Правительства РФ№ 274 от ДД.ММ.ГГГГ на утраченное домовладение.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение 10-дней со дня его оглашения.
П.п. судья Умаев Х.А., копия верна
Федеральный судья
Сунженского районного суда РИ Х.А. Умаев