РЕШЕНИЕ Дело №
Именем Российской Федерации
с.п. Орджоникидзевское ДД.ММ.ГГГГ
Сунженский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Умаева Х.А.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 (также в интересах несовершеннолетнего ФИО6) на неправомерные действия Межрегионального управления ФМС России,
у с т а н о в и л:
Заявители обратились в суд с заявлением на неправомерные действия МУ ФМС России, выразившиеся в отказе в продлении статуса вынужденного переселенца, ссылаясь на следующее. До осетино-ингушского конфликта 1992 года заявители проживали в РСО-Алания, <адрес> с.Ир. В результате конфликта осени 1992 года их семья вынуждена была покинуть место постоянного проживания в РСО-Алания и временно обосноваться на территории <адрес>. По заявленному ими ходатайству в Миграционную службу РИ они были признаны вынужденными переселенцами и выданы удостоверения, подтверждающие статус вынужденного переселенца. Они систематически продлевали статус вынужденного переселенца до ДД.ММ.ГГГГ. До окончания срока действия статуса вынужденного переселенца, то есть ДД.ММ.ГГГГ, они обратились в МУ ФМС РФ для продления. После обращения в МУ ФМС России с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца они получили в марте 2011 года уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №МС15/44-660 МУ ФМС об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих их обустройству на новом месте жительства. Возвращение к месту постоянного проживания в настоящее время невозможно, государственная поддержка для жилищного обустройства им не оказана, но вернуться для решения жилищного вопроса они не могут, а в <адрес> они жильем не обеспечены, проживают на съемной квартире.
Просят суд признать действия МУ ФМС России незаконными и обязать МУ ФМС России восстановить в отношении них статус вынужденного переселенца.
В судебном заседании заявители ФИО1, ФИО5 (также в интересах несовершеннолетнего ФИО6) и ФИО3 поддержали заявленные требования по мотивам, изложенным в заявлением и дополнительно пояснили, что в результате осетино-ингушского конфликта осенью 1992 г. их семья покинула место постоянного проживания в с. <адрес> РСО-Алания и обосновалась на территории РИ. Они обратились в Миграционную службу РИ, их признали вынужденными переселенцами и выдали удостоверения соответствующего образца. После чего, они своевременно обратились в МРУ ФМС России с заявлением о продлении срока действия статуса, однако им отказали, ссылаясь на то, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, так как им оказана государственная поддержка на восстановления жилья в полном объеме в 2000-2004 гг. В с. <адрес> РСО-Алания, в настоящее время проживать невозможно из-за того, что является закрытой зоной для лиц ингушской национальности. В 2009 году ими была совершена попытка вернуться, был выделен вагончик, который местные жители подожгли в их присутствии. Власть никаких мер против правонарушителей и поджигателей не приняла. В настоящее время заявители не обустроены, снимают квартиру за определенную плату. Просят суд признать действия МУ ФМС России незаконными и обязать МУ ФМС России продлить в отношении них статус вынужденного переселенца.
От заявителей ФИО2 и ФИО4 поступили заявления с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.
В соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без их участия.
Представитель Межрегионального управления ФМС России извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не явился, дело рассмотрено без его участия.
В соответствии со ст. 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого - либо из участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителей, суд приходит к следующему.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.5 данного Закона, - статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом Миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Из копий удостоверений вынужденного переселенца №, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № и № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что заявители являются вынужденными переселенцами из РСО-А, регулярно проходили переучет и продлевали статус вынужденного переселенца, о чем свидетельствуют отметки и подписи руководителя УДМ МВД РИ и МУ ФМС России, скрепленные гербовой печатью.
Из постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-н следует, что статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен.
В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения им прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ).
Конституционным судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П сформулирована правовая позиция о том, что «непосредственно из Конституции РФ вытекает обязанность РФ оказывать вынужденным переселенцам дополнительную поддержку государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого, Закон РФ «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст.1.4,5,6,7 и 8). Предоставление гражданину статуса вынужденного переселенца ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества». В целях реализации указанных законодательных норм Правительство РФ своим Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утвердило Положение о порядке оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года.
Об имеющихся препятствиях в жилищном обустройстве свидетельствует то, что действие статуса вынужденного переселенца в отношении заявителей продлевалось до ДД.ММ.ГГГГ, а решением Сунженского районного суда РИ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, заявителям продлен срок действия статуса вынужденного переселенца.
Заявителям по настоящее время жилье не восстановлено, заявители не обустроены, вернуться на прежнее подворье не могут, так как с. <адрес> РСО-Алания является закрытым населенным пунктом для вынужденных переселенцев ингушской национальности.
Факт получения заявителями компенсации на восстановление жилья не говорит о том, что они вернулись на постоянное место жительство и жилищно обустроены. Как следует из пояснений, вернуться заявители не прежнее место проживания не могут, так как местные жители всячески препятствуют им в этом, в связи с чем они на правах вынужденных переселенцев временно проживают на съемной квартире в <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 (также в интересах несовершеннолетнего ФИО6) на неправомерные действия должностных лиц Межрегионального управления ФМС России удовлетворить.
Обязать Межрегиональное управление ФМС России продлить срок действия статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (также в интересах несовершеннолетнего ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней.
копия верна
Федеральный судья
Сунженского районного суда РИ Х.А. Умаев