Заявление Яндаров Т.А. и др на неправомерные действия МРУ ФМС РФ



РЕШЕНИЕ Дело № 2-204/2012/

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ с.<адрес>

Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе:

председательствующего судьи Умаева Х.А..

при секретаре Балаевой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яндарова Тимура Адильмурзаевича, Яндарова Адильмурзы Абдулхановича,

Яндаровой Любови Маисовны, Яндаровой Эльмиры Адильмурзаевны, Яндаровой Фатимы Адильмурзаевны в интересах несовершеннолетних Яндарова Руслана Юсуповича и Яндаровой Айны Юсуповны, Яндаровой Альбины Адильмурзаевны, Яндаровой Заремы Адильмурзаевны, Яндаровой Мадины Адильмурзаевны, Яндаровой Азы Адильмурзаевны, Яндаровой Танзилы Адильмурзаевны, Яндаровой Марины Адильмурзаевны, Яндаровой Лауры Адильмурзаевны на неправомерные действия должностных лиц Межрегионального управления ФМС России (<адрес> РСО-Алания) и ОФМС РФ по РИ,

УСТАНОВИЛ:

Заявители обратились в суд с заявлением на неправомерные действия МРУ ФМС России и ОФМС РФ по РИ, выразившиеся в не выполнении обязанностей по передаче учетного дела в МРУ ФМС России с местом дислокации в <адрес> для принятия решения об оказании государственной поддержки в соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ и принуждении МРУ ФМС России оказать им государственную поддержку в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ссылаясь на следующие обстоятельства. В результате конфликта осени 1992 года семье заявителей пришлось покинуть место постоянного проживания в РСО-Алания и обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству им был предоставлен статус вынужденного переселенца и выданы удостоверения вынужденных переселенцев. По окончании действия статуса вынужденного переселенца они проходили переучет в ОФМС РФ по РИ, о чем имеются отметки в удостоверениях вынужденных переселенцев. В настоящее время срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до декабря 2012 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на праве собственности или ином праве заявители не имеют собственного жилья, то есть, не обустроены на новом месте жительства. Временно проживают по договору найма по адресу: РИ, с.<адрес>. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ они своевременно обратились в миграционный орган с заявлением об оказании их семье государственной поддержки как вынужденным переселенцам, лишившихся жилья в результате осетино-ингушского конфликта и не обустроенных на новом месте жительства, с приложением всех необходимых документов. Согласно п.2 Порядка организации работы по оказанию государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, и осуществления выплат и контроля за целевым использованием средств государственной поддержки утвержденному Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ « О вопросах организации оказания государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года» ( далее Порядок) принятия решения по вопросам продления срока действия статуса вынужденного переселенца, выдачи свидетельства о предоставлении государственной поддержки вынужденному переселенцу, лишившемуся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, а также прием и выдачу соответствующих документов на территории Республики Северная Осетия – Алания и Республики Ингушетия осуществляет в установленном порядке Межрегиональное управление ФМС России ( с местом дислокации в <адрес>). Длительное время не получая какой-либо информации о результате рассмотрения их заявления, они обратилась с заявлением в ОФМС РФ по РИ. Из ответа на запрос поступившего из ОФМС по РИ усматривается, что Яндаровой Любовью Маисовной 1949 года рождения в соответствии с п.7 Положения утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ не было передано в ОФМС России по <адрес> заявление на оказание государственной поддержки. В связи с этим, учетное дело не было сформировано и передано в МРУ ФМС России для рассмотрения по существу, при том что ими было подано заявление и к заявлению об оказании государственной поддержки были приложены все необходимые документы, и какого-либо уведомления о необходимости принести дополнительные документы в срок до ДД.ММ.ГГГГ из МРУ ФМС РФ или ОФМС по РИ в их адрес не поступало. Заявление в ОФМС РФ по РИ принимали прикомандированные сотрудники ФМС. Им неизвестно, по какой причине они не внесли данные заявителей в базу данных.

Отказ в оказании государственной поддержки считают незаконным, грубо нарушающим их права как вынужденных переселенцев.

Так, согласно п.3 Положения право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта осени 1992 года, а также их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки.

В соответствии с п.11 Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года ( утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) решение о предоставлении или отказе в предоставлении или об отказе в предоставлении заявителю государственной поддержки принимается не позднее чем в месячный срок с даты подачи заявления и всех необходимых документов.

П.6 Положения предусматривает, что Территориальный орган ФМС:

а) осуществляет прием заявлений на получение государственной поддержки, и организует проверку приложенных к ним документов.

Более того, п.6 Порядка, предусматривает, что в случае отсутствия в учетном деле заявителя документов, предусмотренных подпунктами положения для принятия обоснованного решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной поддержки, МРУ ФМС России, направляет в соответствующие организации запросы для их истребования.

Какого-либо уведомления о принятом решении, о необходимости принести дополнительные документы им не направляли, чем лишили возможности устранить допущенные нарушения, обжаловать такое решение.

Таким образом, МРУ ФМС России и ОФМС по РИ самовольно, даже не уведомив об этом, грубо нарушило их права и необоснованно лишило их права на получение государственной поддержки. Просят признать действия МРУ ФМС России неправомерными и обязать ОФМС РФ по РИ передать в МРУ ФМС России учетное дело для принятия решения об оказании государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании заявитель Яндарова Л.М. изменила требования, изложенные в заявлении и пояснила, что в связи с тем, что в 1999 году ей и членам ее семьи при специальном представительстве Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года оказана государственная поддержка в размере 307 тысяч рублей. Данный размер государственной помощи был рассчитан, учитывая семью из 14 человек по 18 кв. м., но не более общей площади домовладения, разрушенного в результате осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 года, составлявшей 55 кв.м. Таким образом, их семье состоящей из 14 человек уменьшили размер государственной помощи на приобретение жилья на 197 кв.м. (252-55 = 197 кв.м.). В связи с тем, что в настоящее время внесены изменения в Постановление и государственная поддержка на приобретение жилья рассчитывается в настоящее время по 18 кв.м на количество членов семьи, но не менее занимаемой площади и с момента оказания ей государственной помощи стоимость кв.метра возросла, Яндарова Л.М. обратилась с заявлением в МРУ ФМС России с местом дислокации в <адрес> о перерасчете размера государственной поддержки, ( произвести доплату за неучтенные квадратные метры домовладения исходя из количества членов семьи) исходя из стоимости квадратного метра жилья по РСО-Алания, утверждаемой Мирегионразвития РФ на момент выплаты, в соответствии с Приказом Минрегионразвития « О средней стоимости 1 кв. м. жилья по субъектам РФ». ДД.ММ.ГГГГ МРУ ФМС РФ ей отказано в пересчете суммы государственной поддержки в связи с тем, что постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрен перерасчет государственной поддержки. В связи, с чем она хочет изменить свои требования, отказавшись от ранее заявленных требований. Просит суд признать действия МРУ ФМС РФ с местом дислокации в <адрес> незаконными и обязать МРУ ФМС РФ произвести перерасчет размера государственной поддержки из расчета 18 кв.м на 14 человек за минусом оплаченных ранее 55 кв.м исходя из стоимости 1 кв.м жилья по РСО-Алания, утверждаемой Мирегионразвития РФ на момент выплаты, в соответствии с Приказом Минрегионразвития « О средней стоимости 1 кв. м. жилья по субъектам РФ» на день выплаты. Перерасчет государственной поддержки просит произвести посредством перечисления денежных средств на расчетный счет Яндаровой Любови Маисовны , открытый в филиале «Южный» АКИБ «Образование» (ЗАО) ст. Орджоникидзевская, к/с 30101810200000000799, БИК 042618799, ИНН 7736017052 за утраченное в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года домовладение.

Заявители Яндаров Т.А., Яндаров А.А., Яндарова А.А., Яндарова Э.А., Яндарова Ф.А., Яндарова А.А., Яндарова З.А., Яндарова М.А., Яндарова Т.А., Яндарова М.А., Яндарова Л.А. обратились в суд с письменным заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель МРУ ФМС России Аракелова И.А., действующая на основании доверенности № МС 15-56 от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании требования заявителей не признала и пояснила, что в связи с тем, что постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрен перерасчет государственной поддержки, просила отказать в их удовлетворении.

Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела представитель ОФМС РФ по РИ в судебное заседание не явился, причины не явки суду не сообщил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованной стороны.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из письменного ответа МРУ ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ № МС/15-51, следует, что по архивным данным Представительства специального представителя Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года Яндаровой Л.М. в 1999-2003 гг. оказана государственная помощь в рамках постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение готового жилья взамен утраченного в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года по адресу: <адрес>. Расчеты завершены полностью. Государственная поддержка вынужденным переселенцам за счет средств федерального бюджета оказывается один раз и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрен перерасчет ранее выплаченных сумм государственной поддержки, а также иные доплаты.

Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В статье 1 данного закона содержится определение понятия вынужденный переселенец. Вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства, вследствие совершенного в отношении его и членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признакам расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Конституционным судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ сформулирована правовая позиция о том, что «непосредственно из Конституции РФ вытекает обязанность РФ оказывать вынужденным переселенцам дополнительную поддержку государства для восстановления своих нарушенных прав». Исходя из этого, Закон РФ «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории РФ, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула ст. 1,4,5,6,7 и 8).

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 06. 10. 2004 г. «О мерах по совершенствованию деятельности государственных органов по развитию отношений между РСО-Алания и РИ» функции специального представителя Президента РФ в РСО-Алания и РИ по обеспечению законных прав граждан, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта 1992 г.; получателя средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление мероприятий по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, а так же по контролю за расходованием указанных средств переданы Федеральной миграционной службе РФ.

В соответствии с п. 3 Положения «Об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ право на получение государственной поддержки предоставляется вынужденному переселенцу и членам его семьи, имеющим статус вынужденного переселенца и лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г., их несовершеннолетним детям, состоящим в составе семьи на дату подачи заявления об оказании государственной поддержки, а так же получившим жилые помещения в собственность в порядке наследования после ДД.ММ.ГГГГ, от вынужденного переселенца лишившегося указанных жилых помещений в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года.

Согласно п. 15 Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино –ингушского конфликта в октябре – ноябре 1992 года размер субсидии определяется из расчета 33 квадратных метров на одинокого гражданина, 42 квадратных метра на семью из двух человек, по 18 квадратных метров на 1 члена семьи из 3 и более человек, а также 10 квадратных метров, предоставляемых дополнительно при наличии члена семьи, имеющего право на дополнительную жилую площадь, но не менее общей площади утраченного жилья.

Рассмотрение вопросов, связанных с оказанием вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственная поддержка осуществляется уполномоченным территориальным органом Федеральной миграционной службы (п. 5 Положения), то есть МРУ ФМС России.

В соответствии с ч.1 ст.129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ функции специального представителя Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта по обеспечению законных прав граждан, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта 1992 года; получателя средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление мероприятий по ликвидации осетино-ингушского конфликта; по контролю за расходованием указанных средств; по обеспечению заключения договоров на выполнение строительно-восстановительных работ; по контролю за реализацией указанных договоров переданы Федеральной миграционной службе.

Кроме того, согласно Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ в том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий - иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования подлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

Как установлено в судебном заседании Межрегиональное Управление ФМС России является распорядителем бюджетных средств, предназначенных для оказания государственной поддержки вынужденным переселенцам из РСО-Алания.

Из этого следует, что Межрегиональное Управление ФМС России является правопреемником ликвидированного Представительства специального представителя Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта.

Межрегиональное Управление ФМС России отказав заявителям, в пересчете денежных средств выделенных для восстановления разрушенного жилья, нарушило права заявителя предусмотренные ст.40 Конституции РФ.

В связи с изменением стоимости квадратного метра жилья заявители так и не смогли жилищно обустроиться к тому же у них продлен статус до 2012 года. и строительных материалов, заявитель не может приступить к началу восстановления разрушенного домовладения.

В судебном заседании установлено, что МРУ ФМС России заявителям предоставило государственную поддержку не в полном объеме, чем нарушило права заявителей предусмотренные п. 15 Положения об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино –ингушского конфликта в октябре – ноябре 1992 года.

При этих обстоятельствах суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Яндарова Тимура Адильмурзаевича, Яндарова Адильмурзы Абдулхановича, Яндаровой Любови Маисовны, Яндаровой Эльмиры Адильмурзаевны, Яндаровой Фатимы Адильмурзаевны в интересах несовершеннолетних Яндарова Руслана Юсуповича и Яндаровой Айны Юсуповны, Яндаровой Альбины Адильмурзаевны, Яндаровой Заремы Адильмурзаевны, Яндаровой Мадины Адильмурзаевны, Яндаровой Азы Адильмурзаевны, Яндаровой Танзилы Адильмурзаевны, Яндаровой Марины Адильмурзаевны, Яндаровой Лауры Адильмурзаевны на неправомерные действия Межрегионального Управления ФМС России (с местом дисклокации в <адрес>) и ОФМС РФ по РИ удовлетворить.

Признать действия Межрегионального Управления ФМС России выразившиеся в отказе в перерасчете суммы государственной поддержки для жилищного обустройства неправомерными.

Обязать Межрегиональное Управление ФМС России (с местом дислокации в <адрес>) произвести перерасчет размера государственной поддержки из расчета 18 кв.м на 14 человек за минусом оплаченных ранее 55 кв.м исходя из стоимости 1 кв.м жилья по РСО-Алания, утверждаемой Мирегионразвития РФ на момент выплаты, в соответствии с Приказом Минрегионразвития « О средней стоимости 1 кв. м. жилья по субъектам РФ» на день выплаты.

Перерасчет государственной поддержки произвести посредством перечисления денежных средств на расчетный счет Яндаровой Любови Маисовны , открытый в филиале «Южный» АКИБ «Образование» (ЗАО) ст. Орджоникидзевская, к/с 30101810200000000799, БИК 042618799, ИНН 7736017052 за утраченное в результате осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года домовладение.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 30 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

Копия верна

Судья Сунженского

районного суда РИ Х.А.Умаев