иск прокурора о признании незаконными бездействий ГКУСОН удовлетворен частично



Дело № 2-98/2010Р Е Ш Е Н ИЕ

Именем Российской Федерации

п. Суксун «07» июня 2010 года

Суксунский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Ярушиной А.А.,

при секретаре Вязовиковой О.Б.,

с участием зам. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,

представителя ответчика - Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания населения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Суксунского района Обориной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суксунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействия Агентства по управлению социальными службами Пермского края, Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания населения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Суксунского района ( далее- Учреждение) и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Суксунского района Пермского края обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействия Агентства по управлению имуществом Пермского края, Агентства по управлению социальными службами Пермского края и Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания населения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Суксунского района по устранению недостатков, выявленных по результатам проверки Учреждения Управлением Росздравнадзора, возложении обязанности: на Агентство по управлению имуществом Пермского края и Учреждение устранить выявленные нарушения ; на Агентство по управлению социальными службами Пермского края проконтролировать устранение выявленных нарушений.

Далее требования прокурором были уточнены, в качестве ответчиков указаны Агентство по управлению социальными службами Пермского края и Учреждение, а Агентство по управлению имуществом Пермского края указано в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

При уточнении исковых требований прокурор Суксунского района Пермского края просил:

признать незаконным бездействие Агентства по управлению социальными службами Пермского края в части непринятия мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных 20.07.2009 г. Управлением Росздравнадзора по Пермскому краю в ГКУСОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Суксунского района (в настоящее время КГАУСОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Суксунского района), а именно: необходимых для осуществления текущего и капитального ремонта здания учреждения и всех его помещений, на замену ветхой мебели в спальных помещениях учреждения и обеспечения проживающих клиентов необходимой мебелью в соответствии с требованиями, предъявляемыми СанПин 2.4.1201-03 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2003 г.;

признать незаконным бездействие Учреждения, не устранившего нарушения по предписанию Управления Росздравнадзора по Пермскому краю от 31.07.2009 г., в части: а) не проведения капитального и текущего ремонта здания учреждения и всех его помещений; б) отказа от замены ветхой мебели в спальных помещениях учреждения и обеспечения проживающих клиентов необходимой мебелью в соответствии с требованиями, предъявляемыми СанПин 2.4.1201-03 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2003 г.; в) непринятия мер к получению учреждением лицензии на осуществление медицинской деятельности; г) непринятия директором учреждения мер к укомплектованию учреждения специалистами: логопедом, инструктором ЛФК, музыкальным работником для оказания детям-инвалидам минимального перечня гарантированных государством социальных услуг; д) непринятия мер к обеспечению детей-инвалидов гарантированными государством социальными услугами, утвержденными Постановлением Правительства Пермского края № 99-п от 18.05.2007 г. «О государственном стандарте социального обслуживания населения Пермского края»: лечебная физкультура, логопедический массаж, обучение использованию протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, обучение родителей детей-инвалидов основам реабилитации инвалидов в домашних условиях, проведение музыкальных и спортивных занятий;

обязать Агентство по управлению социальными службами Пермского края: а) устранить допущенное нарушение по финансированию затрат, необходимых для осуществления текущего и капитального ремонта здания Центра и всех его помещений, на замену ветхой мебели в спальных помещениях учреждения и обеспечения проживающих клиентов необходимой мебелью в соответствии с требованиями, предъявляемыми СанПин 2.4.1201-03 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2003 г.; б) проконтролировать: выполнение капитального и текущего ремонта зданий, технического оснащения этого учреждения; государственного стандарта социального обслуживания Пермского края при оказании детям-инвалидам этим Учреждением социальных услуг, предусмотренных разделом 9 Постановления Правительства Пермского края № 99-п от 18.05.2007 г. «О государственном стандарте социального обслуживания населения Пермского края»;

обязать Учреждение за счет средств, выделенных Агентством по управлению социальными службами Пермского края: а) провести капитальный и текущий ремонт здания учреждения и всех его помещений; б) заменить ветхую мебель в спальных помещениях учреждения и обеспечить проживающих клиентов необходимой мебелью в соответствии с требованиями, предъявляемыми СанПин 2.4.1201-03 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2003 г.; в) получить лицензию на осуществление медицинской деятельности; г) укомплектовать учреждение специалистами: логопедом, инструктором ЛФК, музыкальным работником для оказания детям-инвалидам минимального перечня гарантированных государством социальных услуг; д) обеспечить детей-инвалидов гарантированными государством социальными услугами, утвержденными Постановлением Правительства Пермского края № 99-п от 18.05.2007 г. «О государственном стандарте социального обслуживания населения Пермского края»: лечебная физкультура, логопедический массаж, обучение использованию протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, обучение родителей детей-инвалидов основам реабилитации инвалидов в домашних условиях, проведение музыкальных и спортивных занятий.

Требования прокурор мотивирует тем, что указанные выше нарушения были выявлены при проверке Управлением Росздравнадзора по Пермскому краю 20.07.2009 г., по результатам которой в адрес Учреждения было вынесено предписание, часть пунктов данного предписания Учреждением не исполнена на момент подачи иска.

В судебном заседании прокурор на всех заявленных требованиях настаивает.

Представитель третьего лица, Агентства по управлению имуществом Пермского края, Т.А. Трубинова в судебное заседание не явилась, представив пояснения, что с заявлением прокурора не согласна, так как Агентство не является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждению.

Представитель соответчика Агентства по управлению социальными службами Пермского края Лошкарева Е.А. в судебное заседание не явилась, поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила пояснения, что с заявлением прокурора не согласна по следующим основаниям. Полагает, что прокурор не имеет права на предъявление указанного иска, т.к. фактически им заявлено требование в защиту интересов контролирующего органа, а не в защиту неопределенного круга лиц. Также считает, что согласно бюджетному законодательству субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должен нести главный распорядитель бюджетных средств- Министерство социального развития Пермского края

Кроме того, согласно бюджетному законодательству главным распорядителем средств краевого бюджета является Министерство социального развития Пермского края, Агентство же является только распорядителем средств краевого бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности государственных краевых образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в связи с чем не может отвечать за обеспечение финансовых потребностей Учреждения по заявленным требованиям. Также считает, что обязанности по финансированию Учреждения согласно сметы Агентством исполнены полностью.

Кроме того, Учреждение устранило часть нарушений, а также проводятся мероприятия по устранению оставшейся части нарушений.

Представитель ответчика -Учреждения Оборина С.П. с иском прокурора согласна частично, так как часть нарушений устранена, то есть укомплектован штат( принят логопед и инструктор ЛФК), получена лицензия на три вида медицинской деятельности, частично начали производить замену мебели в спальных помещениях, проведен ремонт прачечной, кухни, душевых комнат. Полностью устранить недостатки, указанные в предписании, невозможно из-за отсутствия денежных средств.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично.

Судом установлено, что реабилитационный центр является краевым автономным учреждением, что подтверждается п.1.1. Устава л.д. 12), имущество за которым согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и п. 7.1. Устава закреплено на праве оперативного управления.

Целью деятельности учреждения согласно п.2.1 Устава является осуществление на территории Пермского края комплексной социальной реабилитации детей-инвалидов, начиная с их рождения до 18 лет, а также семей, в которых они воспитываются.

Согласно п.3 ст. 6 Федерального закона «Об автономных учреждениях» в случае, если иное не установлено федеральными законами или нормативным актом Президента РФ, функции и полномочия учредителя автономного учреждения, предусмотренные настоящим законом, осуществляются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с п.3 ст. 2 закона Пермского края от 14.12.2007 г. № 150-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края» исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по управлению и распоряжению краевым имуществом подведомственных государственных унитарных предприятий, учреждений Пермского края в соответствующей отрасли (сфере управления), координацию и регулирование их деятельности - это отраслевой орган.

В соответствии с п.1.3. Устава учреждения учредителем автономного учреждения является Пермский край, соответственно и собственником имущества тоже. При этом указанным пунктом установлено, что уполномоченным органом, осуществляющим функции учредителя по управлению и распоряжению краевым имуществом, является Агентство по управлению имуществом Пермского края (далее по тексту Устава - Агентство), а отраслевым органом, осуществляющим в пределах своей компетенции функции и полномочия учредителя, является Агентство по управлению социальными службами Пермского края (далее по тексту Устава - Учредитель).

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Доказательств, подтверждающих, что бремя содержания имущества несет иное лицо, ответчиками не представлено.

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью, осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем. При этом финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае из бюджета Пермского края.

В связи с вышеизложенным, бремя содержания имущества, переданного в оперативное управление учреждению, несет собственник - Пермский край в лице его отраслевого органа- Агентства по управлению социальными службами Пермского края.

Доводы ответчика Агентства о том, что прокурор не имеет права на предъявление указанного иска, т.к. фактически прокурором заявлено требование в защиту интересов контролирующего органа, а не в защиту неопределенного круга лиц, несостоятельны по следующим основаниям. Акт контролирующего органа послужил лишь основанием для проведения прокурором соответствующей проверки. Требования прокурора в соответствии со ст. 45 ГПК РФ направлены в защиту интересов неопределенного круга лиц- клиентов учреждения (детей-инвалидов), которые являются незащищенной категорией лиц и в силу вышеизложенных правовых норм имеют право на получение установленного государственного стандарта социальных услуг и благоприятные условия для проживания в месте временного пребывания.

Доводы ответчика Агентства о том, что в силу пп.12.1. п.1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений) от имени Пермского края должен нести главный распорядитель средств бюджета Пермского края - Министерство социального развития Пермского края несостоятельны.

Согласно абзацу 5 п.2 ст. 120 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Вместе с тем п.3 ст.120 ГК РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ денежные обязательства - это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Как установлено выше, Агентство выполняет функции учредителя и согласно Федеральному закону «Об автономных учреждениях» устанавливает задания для автономного учреждения и осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание имущества.

Кроме того, согласно п. 10 ст. 5 федерального закона «Об автономных учреждениях» имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

Как следует из Устава Учреждения, оно является автономным, однако обязанность по устранению допущенных нарушений возникла в июле 2009 г., когда Учреждение являлось бюджетным и при недостаточности средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения нес собственник имущества в силу абз. 4 п.2 ст. 120 ГК РФ.

Таким образом, обязанность по финансированию выявленных нарушений должно нести Агентство.

В соответствии с СанПин 2.4.1201-03 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2003 г. спальные комнаты для детей школьного возраста обеспечиваются твердым и мягким инвентарем в соответствии с требованиями, предъявляемыми к мебели (п.2.4.15), количество тумбочек и стульев должно соответствовать числу проживающих в комнате лиц (п.2.4.17).

Судом установлено, что мебель в спальных помещениях (прикроватные тумбочки, шкафы для одежды, кровати) ветхая, обеспеченность мебелью по количеству проживающих, в частности, стульями, не соответствует установленным стандартам, что подтверждается актом федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, пояснениями представителя ответчика Учреждения Обориной С.П. л.д.28-30).

При указанных обстоятельствах, суд считает доводы прокурора о признании незаконным бездействий Агентства в части непринятия мер по финансированию затрат по замене ветхой мебели в спальных помещениях учреждения и обеспечения проживающих клиентов необходимой мебелью в соответствии с требованиями, предъявляемыми вышеуказанными санитарными нормами обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, судом учитывается, что Учреждение помимо бюджетных средств (субсидий) имеет собственные средства, получаемые от предпринимательской деятельности ( в частности за 2009 г. эти доходы составили 693 948 руб.43 коп), которыми в силу п.7.6 Устава Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, в том числе приобретать мебель для спальных помещений, то есть требование прокурора об удовлетворении требований только за счет средств, выделяемых Агентством, незаконно.

В связи с изложенным, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора частично и обязать КГАУСОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Суксунского района заменить ветхую мебель в спальных помещениях учреждения и обеспечить проживающих клиентов необходимой мебелью в соответствии с требованиями, предъявляемыми СанПин 2.4.1201-03 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2003 г..

В удовлетворении оставшейся части требований прокурору следует отказать в связи со следующим.

Прокурором заявлены требования о проведении текущего и капитального ремонта всего здания учреждения и всех его помещений и соответственно о выделении средств на проведение указанного ремонта.

Судом установлено, что ремонт здания Учреждением частично произведен, что подтверждается договором № 38 от 14.12.2009 г. на ремонт кухни и актом приемки выполненных работ от 16.12.2009 г. л.д. 117-119), государственным контрактом № 2 от 17.08.2009 г. на ремонт стены прачечной и актами приемки работ от 20.08.2009 г. и 11.11.2009 г., договором № 47 от 17.12.2009 г. на ремонт кабинета и актом приемки от 31.03.2010 г., договором № 11 от 05.04.2010 г. на ремонт кабинета и актом приемки от 20.04.2010 г. л.д. 121-128, 218-223).

Из представленных суду документов (акта о результатах проверки и предписания об устранении нарушений от 31.07.2009 г.) не представляется возможным установить, какие именно помещения Учреждения требуют капитального ремонта, а какие- текущего. Иных доказательств истцом не представлено. При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

В оставшейся части нарушения ответчиком устранены: получена лицензия на осуществление медицинской деятельности № ФС-59-01-001101 от 25.05.2010 г. л.д. 230), приняты соответствующие специалисты: логопед Шестакова Е.И., инструктор ЛФК, массажист; музыкальные и спортивные занятия проводятся воспитателями, что следует из представленных инструкций.

Прием указанных специалистов на работу подтверждается соответствующими договорами, а уровень образования дипломами л.д. 84- 85, 80, 159, 168-169).

В силу изложенного, гарантированный государством набор социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Пермского края № 99-п от 18.05.2007 г. «О государственном стандарте социального обслуживания населения Пермского края»: лечебная физкультура, логопедический массаж, обучение использованию протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации, обучение родителей детей-инвалидов основам реабилитации инвалидов в домашних условиях, проведение музыкальных и спортивных занятий учреждением предоставляется, следовательно, оснований для удовлетворения оставшейся части требований прокурора также не имеется.

Руководствуясь изложенным, ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Суксунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействия Агентства по управлению социальными службами Пермского края, Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания населения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Суксунского района и об обязании Агентства по управлению социальными службами Пермского края, Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания населения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Суксунского района устранить допущенные нарушения удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Агентства по управлению социальными службами Пермского края в части непринятия мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных 20.07.2009 г. Управлением Росздравнадзора по Пермскому краю в ГКУСОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Суксунского района (в настоящее время КГАУСОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Суксунского района), а именно, необходимых для замены ветхой мебели в спальных помещениях учреждения и обеспечения проживающих клиентов необходимой мебелью в соответствии с требованиями, предъявляемыми СанПин 2.4.1201-03 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2003 г.

Признать незаконным бездействие Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания населения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Суксунского района в части отказа от замены ветхой мебели в спальных помещениях учреждения и обеспечения проживающих клиентов необходимой мебелью в соответствии с требованиями, предъявляемыми СанПин 2.4.1201-03 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2003 г.

Обязать Агентство по управлению социальными службами Пермского края устранить допущенное нарушение по финансированию затрат КГАУСОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Суксунского района, необходимых для замены ветхой мебели в спальных помещениях учреждения и обеспечения проживающих клиентов необходимой мебелью в соответствии с требованиями, предъявляемыми СанПин 2.4.1201-03 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2003 г.

Обязать КГАУСОН «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Суксунского района, заменить ветхую мебель в спальных помещениях учреждения и обеспечить проживающих клиентов необходимой мебелью в соответствии с требованиями, предъявляемыми СанПин 2.4.1201-03 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.03.2003 г.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований прокурору Суксунского района Пермского края отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий А.А. Ярушина

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2010 г.