иск об обспечении жильем детей сирот удовлтворен частично



Дело № 2 -279Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

п. Суксун           «10» ноября 2010 года

Суксунский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Ярушиной А.А. с участием

истицы Джамилевой А.А.,

представителя истицы - пом. прокурора Суксунского района Солтаханова А.Х.,

при секретаре Вязовиковой О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску прокурора Суксунского района в защиту прав и законных интересов Джамилевой А.А. к Администрации Суксунского муниципального района Пермского края, Министерству финансов Правительства Пермского края о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Суксунского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов Джамилевой А.А. с иском к Администрации Суксунского муниципального района (далее-Администрации), Министерству финансов <адрес> о предоставлении ей жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Требования мотивирует тем, что мать и отец Джамилевой А.А. - М. и Д. были лишены родительских прав решением Суксунского районного суда ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Джамилева А.А. была помещена в Суксунский детский дом, где воспитывалась по 2006 г. С 2006 г. по 2009 г. обучалась в ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна» <адрес>, в период обучения проживала в общежитии колледжа. После окончания колледжа проживает на съемной квартире, своего жилья в собственности не имеет. С ДД.ММ.ГГГГ Джамилева А.А., состоит на жилищным учете по предоставлению жилой площади, как лицо, оставшееся без попечения родителей. За ней сохраняется постоянная регистрация в Суксунском детском доме.

Полагает, что Джамилева А.А. имеет право на предоставление жилья вне очереди согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также - по основаниям ст. 57 ЖК РФ, как лицо, оставшееся без попечения родителей, по окончанию пребывания в образовательном учреждении.

Просит возложить на Министерство финансов <адрес> обязанность по переводу необходимых денежных средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма истице, также просит обязать Администрацию за счет средств, перечисленных Министерством финансов приобрести жилое помещение для Джамилевой А.А. и предоставить вне очереди на условиях договора социального найма. Впоследствии истец уточнила требования, указав, что жилье просит предоставить на территории <адрес>.

В судебном заседании истица Джамилева А.А. на требованиях настаивает в полном объеме, пояснив суду, что своего жилья не имеет, проживала на съемной квартире в <адрес>, где она работала после окончания колледжа.

Представитель истца - пом.прокурора поддерживает исковые требования.

Представитель ответчика- администрации <адрес>, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленных пояснений, с иском не согласен, полагая, что надлежащим ответчиком по данному требованию должно выступать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Представитель ответчика - Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что Минфин является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является Администрация Суксунского муниципального района, в связи с чем, в иске по требованию к Минфину прокурору просит отказать.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.2004г.) под детьми, оставшимися без попечения родителей понимаются лица, в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

Судом установлено, что решением Суксунского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители истицы - мать М., отец Д. были лишены родительских прав в отношении дочери Джамилевой А.А. (л.д.9). Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Джамилева А.А. на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ была направлена в детский дом. Из справки Жилищно-бытовой комиссии <адрес> следует, что Джамилева А.А. поставлена на жилищный учет граждан как имеющая статус лица, оставшегося без попечения родителей, номер очередности - 22.

Из справки Суксунского санаторного детского дома следует, что истица являлась воспитанницей Суксунского детского дома с ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленной копии диплома серии <адрес>4 следует, что в период с 2006 г. по ДД.ММ.ГГГГ Джамилева А.А. обучалась в ГОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна» <адрес>.

Таким образом, Джамилева А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и на нее распространяются социальные гарантии, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Суд считает установленным факт отсутствия закрепленного за истицей жилого помещения.

Так, при определении истицы в детский дом, в соответствии постановлением главы администрации Суксунского района от ДД.ММ.ГГГГ, какого-либо жилья за истицей закреплено не было.

Данные обстоятельства подтверждаются представленной справкой Администрации Муниципального образования «Суксунское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой за Джамилевой А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории Суксунского городского поселения закрепленного по договору социального найма жилья не имеется (л.д.11).

Также суду представлены сведения из Суксунского отдела Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых за истицей нет зарегистрированных прав на объекты недвижимого имущества (л.д. 10; 12).

Кроме того, согласно сведениям из Суксунского филиала Центра технической инвентаризации за от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> и <адрес> какого-либо недвижимого имущества, в собственности Джамилевой А.А., либо переданного в порядке приватизации, не зарегистрировано (л.д. 13; 21).

Кроме того, согласно сведений Администрации Киселевского сельского поселения а от ДД.ММ.ГГГГ мать истицы М.., проживавшая и зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>, выбыла по адресу: д. ФИО2 <адрес>; отец Д. проживавший и зарегистрированный в д. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ8г. по ДД.ММ.ГГГГ выбыл по адресу: д. <адрес> (л.д.40).

Согласно представленных Суксунским отделом Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю сведений за от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ за лишенными родительских прав в отношении истицы - Д. и М. прав на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано (л.д. 16; 17).

Также согласно сведений Суксунского филиала Центра технической инвентаризации за от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> и <адрес> какого-либо недвижимого имущества за Д. и М., не зарегистрировано (л.д.15).

Согласно сведений Администрации Ключевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором в настоящее время зарегистрирована мать истицы М.., по договору социального найма ей не передавалось, данное помещение в реестре муниципальной собственности не значится (л.д.18). Как следует из сообщения <данные изъяты> данное жилое помещение предоставлялось работнику кооператива В., которое после его смерти М. заняла самовольно (л.д.60).

Согласно справки ГКОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на данный момент истица имеет постоянную регистрацию в Суксунского санаторном детском доме по адресу: <адрес>, что также следует из ее паспорта.

Таким образом, судом установлено, что истица не имеет закрепленного или иного жилья, принадлежащего ей на праве собственности, либо предоставленного по договору социального найма.

Из изложенного следует, что по окончанию образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ в силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ у Джамилевой А.А., имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, при том, что за нею не закреплено жилое помещение, возникло право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Доводы представителя ответчика о том, что Администрация Суксунского муниципального района Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, т.к. дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей в силу п.п.24 и 24.2 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) и п.1 ст. 34 ГК РФ должны обеспечиваться жилыми помещениями соответствующими органами власти Пермского края - Министерством жилищно-коммунального хозяйства Правительства Пермского края, несостоятельны.

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8. Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.2004г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В Пермском крае данные отношения регулируются Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленной очередности.

В соответствии с п.6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее- Закон № 184-ФЗ) законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 ст. 26.3 (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 пункта 2 ст. 26.3), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Таким образом, полномочия по социальной поддержке … детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)..перечисленные в пп. 24, а также полномочия, указанные в пп. 24.2 п.2 ст. 26.3, могут быть делегированы органам местного самоуправления при условии предоставления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования и здравоохранения. В соответствии со ст.3 Закона полномочия переданы органам местного самоуправления на неограниченный срок. Законом Пермского края от 28.11.2006 г. № 29-КЗ, действие указанного выше закона распространено на территорию Пермского края. Согласно ст.1 указанного Закона государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов… Статья 1 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет понятие социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как осуществление комплекса мер, связанных с обеспечением социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая меры по их полному государственному обеспечению.

Ссылка представителя ответчика на то, что Законом Пермского края от 17.12.2009 г. № 560-ПК «О бюджете Пермского края на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов» субвенций органам местного самоуправления на осуществление указанных выше полномочий не предусмотрено, а приобретение жилья возможно только за счет средств субвенций, не соответствует действительности.

Законом Пермского края от 17.12.2009 г. № 560-ПК «О бюджете Пермского края на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов» выделение субвенций органам местного самоуправления на осуществление указанных выше полномочий действительно не предусмотрено. Вместе с тем, ограничения о приобретении жилья только за счет средств субвенций также не установлены. Кроме того, в силу прямого указания Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» возможно приобретение жилья за счет средств субсидий бюджета Пермского края (ст. 10).

Согласно ст. 132 Бюджетного кодекса РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются субсидии в виде межбюджетных трансфертов. При этом, совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

Как следует из ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения РФ и субъектов, в силу чего выполнение указанных полномочий возможно не только за счет средств субвенций, но и за счет субсидий.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Указанными Правилами предусмотрено предоставление субсидий, а не субвенций. При этом субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот…(п.2. Правил). В соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п также предусмотрено предоставление субсидий на указанные выше цели бюджетам муниципальных районов (п.2 Положения). При этом, перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Согласно п.8 указанного Положения органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья, а затем приобретенные жилые помещения предоставляют детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. В соответствии с п. 7 Положения распределение средств, субсидий местным бюджетам рассматривается межведомственной комиссией по реализации прав детей-сирот, состав которой утвержден распоряжением председателя Правительства Пермского края и выделяется органам местного самоуправления в установленном порядке. Поскольку Положением предусмотрен такой порядок распределения денежных средств, то в Законе Пермского края о бюджете субсидии местным бюджетам на реализацию прав детей сирот не отражаются. Кроме того, п.9 Положения предусмотрено, что средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

Согласно п. 3.1.4. Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2009 г. № 868-п Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края осуществляет предоставление органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в установленном порядке.

Исходя из совокупности положений вышеуказанных правовых актов, суд считает, что администрация Суксунского муниципального района является надлежащим ответчиком, а доводы представителя ответчика - администрации о том, что надлежащим ответчиком является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края необоснованны.

Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении на Министерство финансов Правительства Пермского края обязанности произвести перевод необходимых средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Джамилевой А.А.

Заслуживают внимания доводы представителя Министерства о том, что указанное требование нарушает бюджетный процесс Пермского края и бюджетные полномочия Министерства финансов Пермского края, как участника бюджетного процесса, и порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей определенный Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. Согласно указанного порядка (п.2 и 5 Положения) перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. В силу чего финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов и относится к полномочиям других органов государственной власти края.

Как следует из п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

С учетом изложенного, требование истца о том, что жилье подлежит приобретению за счет источников, специально направленных в орган местного самоуправления для этих целей, ограничивает право истца на внеочередное получение жилья. В этом случае его право поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для него жилого помещения, в то время, как такое финансирование осуществляется в соответствии с положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья).

В соответствии с ч.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилое помещение предоставляется в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, пригодным для постоянного проживания.

В соответствии с ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Руководствуясь изложенным, ст. 194-198, ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Суксунского района в защиту прав и законных интересов Джамилевой А.А. удовлетворить.

Обязать Администрацию Суксунского муниципального района <адрес> за счет средств бюджета <адрес>, выделенных на эти цели, предоставить Джамилевой А.А. вне очереди, по договору социального найма, жилое помещение на территории <адрес> края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, пригодное для постоянного проживания.

В удовлетворении требования прокурора о возложении на Министерство финансов <адрес> обязанности произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Джамилевой А.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес>вой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий       А.А. Ярушина

Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2010 г.

Копия верна.Судья