требования прокурора о предоставлении жилого помещения лицу, имеющему статус оставшегося без попечения родителей, удовлетворены частично



Дело № 2-275Р Е Ш Е Н ИЕ

Именем Российской Федерации

«09» ноября 2010 г.                                                                                               п. Суксун

Суксунский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Ярушиной А.А.,

при секретаре Вязовиковой О.Б.,

с участием истицы Федотовой А.Г.,

представителя истицы- пом.прокурора Суксунского района Солтаханова А.Х.,

представителя ответчика -администрации Суксунского муниципального района Мелентьева А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Суксунского района в защиту прав и законных интересов Федотовой А.Г. к Администрации Суксунского муниципального района Пермского края, Министерству финансов Правительства Пермского края о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Суксунского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов Федотовой А.Г. с иском к Администрации Суксунского муниципального района (далее-Администрации), Министерству финансов Правительства Пермского края о предоставлении ей жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Требования мотивирует тем, что мать Федотовой А.Г. Федотова. была лишена родительских прав решением Суксунского районного суда ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ истица, как лицо, имеющее данный статус, была поставлена на учет с целью предоставления жилой площади. Решением Президиума Суксунского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Федотова А.Г. была направлена в Кунгурский дом ребенка, где находилась на воспитании до 1998 г. С 1998 г. по 2007 г. являлась воспитанницей Суксунского санаторного детского дома. С 2007 г. по 2009 г. обучалась в ПУ- 69. В период обучения проживала в общежитии. После окончания училища проживает на съемной квартире, нигде не обучается и не работает.

Полагает, что Федотова А.Г. имеет право на предоставление жилья вне очереди согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также - по основаниям ст. 57 ЖК РФ, как лицо, оставшееся без попечения родителей, по окончанию пребывания в образовательном учреждении.

Просит возложить на Министерство финансов Правительства Пермского края обязанность по переводу необходимых денежных средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма истице, также просит обязать Администрацию за счет средств, перечисленных Министерством финансов приобрести жилое помещение для Федотовой А.Г. и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма. Далее истица уточнила требования, указав, что жилье просит предоставить на территории п. Суксун, Пермского края.

В судебном заседании истица настаивает на иске, поясняет, что своего жилья она не имеет, проживает на съемной квартире.

Представитель истицы - пом. прокурора поддерживает исковые требования.

Представитель ответчика- администрации Суксунского района, действующий на основании доверенности Мелентьев А.Б., с иском не согласен, полагая, что надлежащим ответчиком по данному требованию должно выступать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.

Представитель ответчика- Министерства финансов Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что Минфин является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является Администрация Суксунского муниципального района, в связи с чем в иске по требованию к Минфину прокурору просит отказать.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.2004г.) под детьми, оставшимися без попечения родителей понимаются лица, в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

Судом установлено, что решением Суксунского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать истицы Федотова лишена родительских прав в отношении дочери Федотовой А.Г.

Согласно сведениям Суксунского отдела ЗАГС данные об отце Федотовой А.Г. внесены в ее актовую запись по заявлению матери. Решением Президиума Суксунского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Федотова А.Г. направлена в Кунгурский дом ребенка. Согласно справке ГКОУ «Суксунский санаторный детский дом» Федотова А.Г. являлась воспитанницей данного образовательного учреждения с ДД.ММ.ГГГГ Из копии диплома (л.д.7-9) следует, что в период с 2007 г. по ДД.ММ.ГГГГ Федотова А.Г. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище ». Согласно ответу главы муниципального образования «Суксунский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ очередность Федотовой А.Г. на получение жилья по внеочередному списку «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа » значится под № 29, из справки жилищной комиссии следует, что Федотова А.Г. поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения ею 18 лет.

Таким образом, истица относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, на нее распространяются социальные гарантии, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства), по окончании их пребывания в образовательных учреждениях.

То, что истица, а также ее мать Федотова. не имеет закрепленного жилья, а также жилья, находящегося в собственности, либо предоставленного по договору социального найма, подтверждается справкой Суксунского филиала государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края», сообщениями Управления Росреестра по Пермскому краю, справкой администрации МО «Суксунское городское поселение», справкой администрации МО «Киселевское сельское поселение».

Из изложенного следует, что по окончанию образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ в силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ у Федотовой А.Г., имеющей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, при том, что за нею не закреплено жилое помещение, возникло право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Данное право истицы предполагает возложение соответствующей обязанности на орган исполнительной власти по месту ее жительства.

Суд считает неосновательными доводы представителя ответчика - администрации Суксунского муниципального района о том, что администрация Суксунского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу, а надлежащим ответчиком по делу является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Правительства Пермского края.

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8. Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.2004г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В Пермском крае данные отношения регулируются Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, в порядке установленной очередности.

В соответствии с п.6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее- Закон № 184-ФЗ) законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 ст. 26.3 (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 пункта 2 ст. 26.3), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Таким образом, полномочия по социальной поддержке … детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)..перечисленные в пп. 24, а также полномочия, указанные в пп. 24.2 п.2 ст. 26.3, могут быть делегированы органам местного самоуправления при условии предоставления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования и здравоохранения. В соответствии со ст.3 Закона полномочия переданы органам местного самоуправления на неограниченный срок. Законом Пермского края от 28.11.2006 г. № 29-КЗ, действие указанного выше закона распространено на территорию Пермского края. Согласно ст.1 указанного Закона государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов… Статья 1 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет понятие социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как осуществление комплекса мер, связанных с обеспечением социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая меры по их полному государственному обеспечению.

Доводы представителя ответчика - Администрации о том, что в силу ч.5 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов в порядке указанном в ст. 86 и п.1 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ необоснованны.

Законом Пермского края от 17.12.2009 г. № 560-ПК «О бюджете Пермского края на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 годов» выделение субвенций органам местного самоуправления на осуществление указанных выше полномочий действительно не предусмотрено. Вместе с тем, ограничения о приобретении жилья только за счет средств субвенций также не установлены. Кроме того, в силу прямого указания Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» возможно приобретение жилья за счет средств субсидий бюджета Пермского края (ст. 10).

Согласно ст. 132 Бюджетного кодекса РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются субсидии в виде межбюджетных трансфертов. При этом, совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

Как следует из ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения РФ и субъектов, в силу чего выполнение указанных полномочий возможно не только за счет средств субвенций, но и за счет субсидий.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Указанными Правилами предусмотрено предоставление субсидий, а не субвенций. При этом субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот…(п.2. Правил). В соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п также предусмотрено предоставление субсидий на указанные выше цели бюджетам муниципальных районов (п.2 Положения). При этом, перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Согласно п.8 указанного Положения органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья, а затем приобретенные жилые помещения предоставляют детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. В соответствии с п. 7 Положения распределение средств, субсидий местным бюджетам рассматривается межведомственной комиссией по реализации прав детей-сирот, состав которой утвержден распоряжением председателя Правительства Пермского края и выделяется органам местного самоуправления в установленном порядке. Поскольку Положением предусмотрен такой порядок распределения денежных средств, то в Законе Пермского края о бюджете субсидии местным бюджетам на реализацию прав детей сирот не отражаются. Кроме того, п.9 Положения предусмотрено, что средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

Согласно п. 3.1.4. Положения, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2009 г. № 868-п Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края осуществляет предоставление органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в установленном порядке.

Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика - Администрации средства на приобретение жилья детям-сиротам в 2010 году предоставлены и уже приобретено жилье пяти лицам, из категории детей-сирот.

Исходя из совокупности положений вышеуказанных правовых актов, суд считает, что администрация Суксунского муниципального района является надлежащим ответчиком, а доводы представителя ответчика - администрации о том, что надлежащим ответчиком является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края необоснованны.

Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении на Министерство финансов Правительства Пермского края обязанности произвести перевод необходимых средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Федотовой А.Г..

Заслуживают внимания доводы представителя Министерства о том, что указанное требование нарушает бюджетный процесс Пермского края и бюджетные полномочия Министерства финансов Пермского края, как участника бюджетного процесса, и порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей определенный Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. Согласно указанного порядка (п.2 и 5 Положения) перечисление, распределение субсидий местным бюджетам осуществляют Министерство социального развития Пермского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. В силу чего финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов и относится к полномочиям других органов государственной власти края.

Как следует из п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

С учетом изложенного требование истца о том, что жилье подлежит приобретению за счет источников, специально направленных в орган местного самоуправления для этих целей, ограничивает право истца на внеочередное получение жилья. В этом случае его право поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для него жилого помещения, в то время, как такое финансирование осуществляется в соответствии с положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья).

В соответствии с ч.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилое помещение предоставляется в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, пригодным для постоянного проживания.

В соответствии с ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Руководствуясь изложенным и ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Суксунского района в защиту прав и законных интересов        Федотовой А.Г. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Суксунского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Федотовой А.Г. жилое помещение на территории п. Суксун Пермского края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, пригодное для постоянного проживания.

В удовлетворении требования прокурора о возложении на Министерство финансов Правительства Пермского края обязанности произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Федотовой А.Г. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                                              А.А. Ярушина

Мотивированное решение изготовлено

ДД.ММ.ГГГГ