иск прокурора в интересах Чайкина о предоставлении вне очереди жилого помещения лицу, имеющему статус оставшегося без попечения родителей, удовлетворен, в удовлетворении требований перевести для этого денежные средства - отказано.



Дело № 2-62Р Е Ш Е Н ИЕ

именем Российской Федерации

«01» марта 2011 г.                                                                                п. Суксун

Суксунский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Ярушиной А.А.,

при секретаре Щелконоговой Л.Н.,

с участием истца Чайкина М.Д.,

представителя истца- зам.прокурора Суксунского района Пановой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Суксун дело по иску прокурора Суксунского района в защиту прав и законных интересов Чайкина М.Д. к Администрации Суксунского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Суксунского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов Чайкина М.Д. с иском к Администрации Суксунского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении Чайкину М.Д. жилого помещения по договору социального найма, как лицу, имеющему статус сироты. Требования мотивирует тем, что Чайкин М.Д., как лицо, имеющее статус сироты, был поставлен на учет с целью предоставления жилой площади. Постановлением главы администрации Суксунского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ Чайкину М.Д. был назначен опекун- П. По достижению им 18 лет опека над Чайкиным М.Д. была прекращена, Чайкин М.Д. является инвалидом с детства 2 группы, не учился, не работает, однако, жилое помещение ему до сих пор не предоставлено. В настоящее время Чайкин М.Д. проживает без регистрации у своего брата Ч.., своего жилья не имеет, зарегистрирован в доме по адресу: <адрес> в доме своего бывшего опекуна П., однако этот дом ему не принадлежит. Полагает, что Чайкин М.Д. имеет право на предоставление жилья вне очереди согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также - по основаниям ст. 57 ЖК РФ. Кроме того прокурор просит возложить на Правительство Пермского края обязанность произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Чайкину М.Д.

В судебном заседании истец настаивает на иске, поясняет, что в настоящее время он проживает у брата в <адрес>, просит предоставить жилье в <адрес>.

Представитель истца- зам.прокурора поддерживает исковые требования.

Представитель ответчика администрации Суксунского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем судебное заседание проведено в его отсутствие.

Представитель ответчика- Правительства Пермского края, действующая по доверенности Н.А.Старцева, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в представленных возражениях на иск указала, что Правительство не является надлежащим ответчиком, исполняет свои обязательства своевременно и в полном объеме, просит в удовлетворении требований прокурора отказать.

Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.2004г.) под детьми-сиротами понимаются лица, в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель.

Как следует из справки о рождении Чайкина М.Д. -ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.16), сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Мать истца умерла 02.05.1999 г. (свидетельство о смерти <данные изъяты>.), с 17.06.99 г. над Чайкиным М.Д. была установлена опека его брата Ч.. (Постановление главы администрации Суксунского района от ДД.ММ.ГГГГ -л.д.14).Затем в связи с осуждением опекуна постановлением главы администрации Суксунского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ Чайкину М.Д. была назначена опекуном П.., в доме которой он по настоящее время зарегистрирован, что подтверждается справкой администрации <данные изъяты> сельского поселения (л.д.12). Согласно справке <данные изъяты> коррекционной школы Чайкин М.Д. обучался в данном учебном заведении в 1994-1995 г. и решением медико-педагогической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ выведен из школы как необучаемый (л.д.10). Из представленной справки сер. МСЭ-ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чайкину М.Д. бессрочно установлена 2 группа инвалидности с детства. Таким образом, Чайкин М.Д. относится к категории детей - сирот и на него распространяются социальные гарантии, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона № 159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичные положения содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам при прекращении опеки (попечительства).

То обстоятельство, что истец не имеет закрепленного жилья, а также жилья, находящегося в собственности, подтверждается справкой Суксунского филиала государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» (л.д.13),сообщением Суксунского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю (л.д.10), справкой администрации <данные изъяты> сельского поселения (л.д.12). Дом, где зарегистрирован Чайкин М.Д., согласно данных Суксунского филиала ЦТИ и регистрационной службы, в качестве домовладения не зарегистрирован (л.д.23,24). Из пояснений свидетеля П.. следует, что она, будучи опекуном Чайкина М.Д., зарегистрировала его в доме, где проживает сама, по настоящее время он там и значится зарегистрированным, хотя фактически не проживает с сентября 2008 г.. Данный дом принадлежит ее мужу П.., Чайкин М.Д. им родственником не является. Они намерены снять Чайкина М.Д. с регистрационного учета при оформлении документов на домовладение. Показания свидетеля о принадлежности жилого помещения подтверждаются справкой администрации <данные изъяты> сельского поселения, выданной на основании похозяйственной книги , лицевой счет .

Как следует из пояснений свидетелей П., Ч. в настоящее время Чайкин М.Д. проживает без регистрации у брата Ч.. в <адрес>. Согласно справки МУП «Горкомхоз» <адрес> Ч.. значится зарегистрированным в <адрес>, нанимателем квартиры значится его жена Ч.., совместно с ними зарегистрированы дочь Ч.. 2005 г.р., Ч.., 2009 г.р., иных лиц, зарегистрированных по данному адресу, не значится (л.д.27).

Факт отсутствия жилья у матери истца-умершей Ч. б\о подтвержден сведениями Суксунского филиала государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации <адрес>» (л.д.24),сообщением Суксунского отдела Управления Росреестра по <адрес>(л.д.22).

Следовательно, Чайкин М.Д.не имеет закрепленного за ним жилья, а также жилья, принадлежащего на праве собственности либо предоставленного по договору социального найма, не имела такого жилья и его единственный умерший родитель -мать Ч..

Из изложенного следует, что в силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ при прекращении опеки над Чайкиным М.Д. по достижению им 18 лет (ДД.ММ.ГГГГ), у Чайкина М.Д., имеющего статус ребенка-сироты, возникло право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Данное право истца предполагает возложение соответствующей обязанности на орган исполнительной власти по месту его жительства.

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8. Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 17.12.2009 г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В Пермском крае данные отношения регулируются Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16- п ( в ред. от 29.06.2010 г.). Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения..

В соответствии с п.6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее- Закон № 184-ФЗ) законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 ст. 26.3 (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 пункта 2 ст. 26.3), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Таким образом, полномочия по социальной поддержке … детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)..перечисленные в пп. 24, а также полномочия, указанные в пп. 24.2 п.2 ст. 26.3, могут быть делегированы органам местного самоуправления при условии предоставления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования и здравоохранения. В соответствии со ст.3 Закона полномочия переданы органам местного самоуправления на неограниченный срок. Законом Пермского края от 28.11.2006 г. № 29-КЗ, действие указанного выше закона распространено на территорию Пермского края. Согласно ст.1 указанного Закона государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов… Статья 1 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет понятие социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как осуществление комплекса мер, связанных с обеспечением социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая меры по их полному государственному обеспечению.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. При этом субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот…(п.2. Правил). В соответствии с п. 2 «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16- п ( в ред. от 29.06.2010 г.) перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов Пермского края осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Кроме того, п.9 Положения предусмотрено, что средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

В силу п.6 указанного выше Положения распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Распоряжением Правительства Пермского края от 14.12.2010 г. № 247-п «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 г. на приобретение, строительство или реконструкцию для детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Суксунскому муниципальному району выделено 1 186,7 тыс.руб.

Исходя из совокупности положений вышеуказанных правовых актов, суд считает, что администрация Суксунского муниципального района является надлежащим ответчиком по требованию о предоставлении истцу жилья на условиях договора социального найма.

Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности произвести перевод необходимых средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Чайкину М.Д.

Как следует из п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29.06.2010 г. года), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

С учетом изложенного, требование прокурора о том, что жилье подлежит приобретению за счет источников, специально направленных в орган местного самоуправления для этих целей, ограничивает право истца на внеочередное получение жилья. В этом случае его право поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для него жилого помещения, в то время, как такое финансирование осуществляется в соответствии с положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья).

В соответствии с ч.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилое помещение предоставляется в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, пригодным для постоянного проживания.

В соответствии с ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

                         Руководствуясь изложенным и ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Суксунского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Чайкину М.Д. вне очереди, по договору социального найма, жилое помещение на территории <адрес>, общей площадью, не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, пригодное для постоянного проживания.

В удовлетворении требования прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Чайикин М.Д. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                                                    А.А.Ярушина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>я