требования прокурора о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворены, в части требований о переводе денежных средств для приобретения жилого помещения вне очереди - отказано



Дело № 2-60/2011 г.             Р Е Ш Е Н ИЕ

Именем Российской Федерации

п. Суксун          16 марта 2011 года

Суксунский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Ярушина И.В.,

с участием заместителя прокурора Суксунского района Пановой Е.П.,

при секретаре Кузнецовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суксунского района в интересах Гетманова О.В. к администрации Суксунского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета,

у с т а н о в и л :

Прокурор Суксунского района в защиту прав и законных интересов Гетманова О.В. обратился в суд с иском:

-к Правительству Пермского края о возложении обязанности по выделению Администрации Суксунского муниципального района денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения Гетманову О.В.;

- к Администрации Суксунского муниципального района о предоставлении Гетманову О.В. за счет средств бюджета Пермского края по договору социального найма жилого помещения на территории <адрес>.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по обращению Гетманова О.В. об оказании помощи в предоставлении жилья, было установлено, что он имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Коржавина Л.Д. и отец Гетманов В.А. были лишены родительских прав решением Суксунского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время оба родителя умерли.

На основании Постановления главы администрации Суксунского района от ДД.ММ.ГГГГ Гетманов О.В. был помещен в Суксунский детский дом. С ДД.ММ.ГГГГ находился в патронатной семье И. (распоряжение главы ), с 2007 года - в патронатной семье П.. В период с сентября 2007 года по июль 2009 года Гетманов О.В. проходил обучение в Кунгурском государственном художественно-промышленном колледже. На период обучения проживал временно в общежитии образовательного учреждения. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гетманов О.В. проходил срочную военную службу. Своего жилья Гетманов О.В. не имеет, временно проживает на квартире, в связи с чем, прокурор полагает, что Гетманов О.В. имеет право на предоставление жилья вне очереди согласно ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также по основаниям ст. 57 ЖК РФ. Своего жилья Гетманов О.В. не имеет, в связи с чем, еще ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в список «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В судебном заседании истец Гетманов О.В. на требованиях настаивает в полном объеме, пояснив суду, что он является сиротой, его родители были лишены родительских прав, в настоящее время они оба умерли. Своего жилья он не имеет.

Заместитель прокурора Панова Е.П. в суде исковые требования поддержала в полном объеме.

Истец Гетманов О.В. в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В предварительных судебных заседаниях Гетманов О.В. исковые требованиях поддержал в полном объеме, пояснив суду, что он является сиротой, его родители были лишены родительских прав, в настоящее время они оба умерли. Своего жилья он не имеет.

Представители ответчиков - Правительства Пермского края и Администрации Суксунского района, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения прокурора, изучив письменные возражения ответчиков и материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

Судом установлено, что Гетманов О.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, и его родителями записаны отец Гетманов В.А. и мать Коржавина Л.Д. (л.д.11).

Решением Суксунского районного Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ родители Коржавина Л.Д. и Гетманов В.А. были лишены родительских прав в отношении сына Гетманов О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9).

Из путевки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Гетманов О.В. был направлен в Суксунский детский дом (л.д.7). На основании распоряжения главы МО «Суксунский район» Пермской области № 417 от 05.12.2005 Гетманов О.В. передан в патронатную семью И. (л.д.8).

Согласно списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа их, состоящих на регистрационном учете нуждающихся в жилом помещении, по Суксунскому муниципальному району на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному и.о. главы администрации Суксунского муниципального района, Гетманов О.В. поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д12-13).

На основании адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделением УФМС России по Пермскому краю в Суксунском районе, Гетманов О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (бывшее здание Суксунского детского дома) (л.д.20, 25).

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии недвижимого имущества за родителями истца Гетманова О.В. - Гетмановым В.А. и Коржавиной Л.Д., а также самого истца жилых помещений и иного недвижимого имущества не зарегистрировано (л.д.29-33, 79,80).

Согласно сведениям ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» за Гетмановым О.В., Гетмановым В.А. и Коржавиной Л.Д. недвижимое имущество на территории <адрес> и <адрес> не зарегистрировано (л.д.28).

По договорам социального найма жилье истцу, а также его умершим родителям не предоставлялось.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.2004г.) под детьми, оставшимися без попечения родителей понимаются лица, в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

В связи с тем, что Гетманов О.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, на него распространяются социальные гарантии, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства), по окончании их пребывания в образовательных учреждениях.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гетманов О.В. обучался в ФГОУ СПО «Кунгурский государственный художественно-промышленный колледж». Находился на полном гособеспечении (л.д.35).

Тот факт, что истец не имеет закрепленного жилья, а также жилья находящегося в собственности, либо предоставленного по договору социального найма, суд считает установленным. Данные обстоятельства подтверждаются приведенными выше доказательствами.

Из изложенного следует, что по окончанию образовательного учреждения 21 октября 2009 года в силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ у Гетманова О.В., имеющего статус лица, оставшегося без попечения родителей, при том, что за ним не закреплено жилое помещение, возникло право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Данное право истца предполагает возложение соответствующей обязанности на орган исполнительной власти по месту ее жительства.

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8. Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.2004г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В Пермском крае данные отношения регулируются Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.

Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении на Правительство Пермского края произвести перевод необходимых средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Гетманову О.В.

Указанное требование нарушает бюджетный процесс Пермского края и порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, определенный Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п. Как следует из п.2 Положения (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

С учетом изложенного, требование о том, что жилье подлежит приобретению за счет источников, специально направленных в орган местного самоуправления для этих целей, ограничивает право истца на внеочередное получение жилья. В этом случае, его право поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для него жилого помещения, в то время как такое финансирование осуществляется в соответствии с положениями закона системно (то есть в пределах объема финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья).

В соответствии с ч.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилое помещение предоставляется в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, пригодным для постоянного проживания.

В соответствии с ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Руководствуясь изложенным, ст. 194-198, ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Суксунского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Гетманову О.В. вне очереди, по договору социального найма, жилое помещение на территории <адрес> края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, пригодное для постоянного проживания.

В удовлетворении требования прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Гетманову О.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес>вой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                 подпись                                    И.В. Ярушин