именем Российской Федерации «18» марта 2011 г. п. Суксун Суксунский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ярушиной А.А., при секретаре Вязовиковой О.Б., с участием истца Солодянкина А.В., представителя истца - пом. прокурора Суксунского района Чебыкина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Суксунского района в защиту прав и законных интересов Солодянкина А.В. к Администрации Суксунского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: прокурор Суксунского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов Солодянкина А.В. с иском к Администрации Суксунского муниципального района и Правительству Пермского края об обязании Правительства Пермского края произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Солодянкину А.В., об обязании Администрации Суксунского муниципального района за счет средств Пермского края, выделенных на приобретение жилого помещения Солодянкину А.В., приобрести жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям п. Суксун и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма - Солодянкину А.В.. Требования мотивирует тем, что Солодянкин А.В. является сиротой, своего жилья не имеет. Как лицо, имеющее статус сироты и нуждающееся в жилом помещении, был поставлен на учет с целью предоставления жилой площади ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации Суксунского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ Солодянкинку А.В. был назначен опекун- его сестра М., у которой он и проживал до достижения совершеннолетия. По достижению им 18 лет в 2004 г. опека над Солодянкиным А.В. была прекращена. Обучение он закончил в 2003 году и более нигде не учился, однако, жилое помещение ему до сих пор не предоставлено. В настоящее время Солодянкин А.В. проживает без регистрации в доме у своей жены Ш., своего жилья не имеет. Дом принадлежит его супруге на праве личной собственности, так как приобретен до заключения брака. Солодянкин А.В., зарегистрирован по адресу: <адрес> в доме своего бывшего опекуна М., однако этот дом ему не принадлежит. Полагает, что Солодянкин А.В. имеет право на предоставление жилья вне очереди согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также - по основаниям ст. 57 ЖК РФ. Полагает, что финансовые средства на приобретение органом местного самоуправления Солодянкину А.В. жилого помещения должны быть выделены Правительством Пермского края. При этом указывает, что в соответствии с п.4 ст. 34 Устава Пермского края от 27.04.2007 г. №32-ПК исполнение государственных полномочий может быть возложено на органы местного самоуправления только законами Пермского края с одновременной передачей достаточных материальных и финансовых средств в порядке, предусмотренном законом. Обязанность органов местного самоуправления по самостоятельному осуществлению переданных государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, предусмотрена п.6 ст.1 и п.1 ст.4 Закона Пермской области № 2621-580. Однако объем финансовых средств, выделяемых Суксунскому муниципальному району, является недостаточным для исполнения государственного полномочия и обеспечения нуждающихся сирот жилым помещением. В судебном заседании истец настаивает на иске, просит выделить жилье на территории <адрес>, поясняет, что в настоящее время он проживает у жены, при этом в регистрации по месту жительства супруга ему отказывает, т.к. семейные отношения не сложились, периодически он вынужден проживать у родственников в связи со скандалами в семье, кроме того супруга намерена продать дом. Представитель истца- пом.прокурора поддерживает исковые требования. Представитель ответчика администрации Суксунского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем, судебное заседание проведено в его отсутствие. Представитель ответчика - Правительства Пермского края, действующая по доверенности И.Л. Кондрашина, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в представленных возражениях на иск указала, что Правительство не является надлежащим ответчиком, исполняет свои обязательства своевременно и в полном объеме. В соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от 14.12.2010 г. № 247-рп Суксунскому муниципальному району на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, выделено 1 186,7 тыс. руб.. Кроме того, считает, что Солодянкин А.В. приобрел право пользования жилым помещением, принадлежащим его супруге - Ш., в связи с чем, не имеет права на обеспечение жилой площадью. В связи с изложенным, просит в удовлетворении требований прокурора отказать. Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам. В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.2004 г.) под детьми-сиротами понимаются лица, в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель. В соответствии со свидетельством о рождении родителями Солодянкина А.В. являются отец - С. и мать - М. (л.д.10). Как следует из свидетельства о смерти № мать истца М. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8). Отец истца С. согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). С ДД.ММ.ГГГГ над Солодянкиным А.В. была установлена опека его сестры М., что следует из постановления главы администрации Суксунского района Пермской области № 343 от 21.08.2001 г. (л.д.8). Согласно справке администрации МО «Киселёвское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № Солодянкин А.В. зарегистрирован в доме сестры М. по адресу: <адрес> (л.д.10), что также подтверждается данными в его паспорте (л.д.13). В доме по месту жительства в <адрес> он не зарегистрирован. Согласно свидетельству об окончании школы, Солодянкин А.В. окончил специальную (коррекционную) школу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, Солодянкин А.В. относится к категории детей - сирот и на него распространяются социальные гарантии, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона № 159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные положения содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам при прекращении опеки (попечительства). То обстоятельство, что истец не имеет закрепленного жилья, а также жилья, находящегося в собственности, подтверждается справкой администрации МО «Киселёвское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11), сообщением Суксунского филиала государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации <адрес>» (л.д.31), уведомлением Суксунского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю (л.д.9). Солодянкин А.В. значится зарегистрированным в <адрес>, совместно с М. 1968 г.р., М. 1965 г.р., М. 1987 г.р. (л.д.10). Однако дом, где зарегистрирован Солодянкин А.В., согласно сведений Суксунского филиала ЦТИ принадлежит на праве долевой собственности М. и М. (л.д.31). Из пояснений свидетеля М., являющейся сестрой истца, следует, что она, будучи опекуном Солодянкина А.В., зарегистрировала его в доме, где проживает сама, по настоящее время он там и значится зарегистрированным. Данный дом принадлежит ей и ее дочери М. на основании договора купли-продажи. При оформлении опеки над братом она пыталась сохранить за ним право на жилье, в котором он ранее проживал с матерью в <адрес>, однако документы на данное жилое помещение отсутствовали, ордер на вселение в него матери Солодянкина А.В. не выдавали, жилое помещение находилось в крайне аварийном состоянии, там опасно было проживать, в связи с чем жилье за братом и не было закреплено. Она была намерена снять Солодянкина с регистрационного учета после регистрации его брака, однако жена Солодянкина не хочет, чтобы он у нее был зарегистрирован, семейная жизнь у них не сложилась, Солодянкин периодически уходит из семьи и проживает либо у нее в доме, либо у сестры С.. Как следует из пояснений истца и допрошенной в качестве свидетеля супруги истца - Ш. (свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ - л.д.10), Солодянкин А.В. в настоящее время проживает без регистрации в принадлежащем ей доме <адрес>. Поскольку семейная жизнь не складывается, в семье происходят скандалы, в связи с чем, Солодянкин привлекался к уголовной ответственности, она не намерена регистрировать его в своем доме, из-за частых конфликтов в семье Солодянкин периодически проживает у своих сестер. Указанные свидетелем обстоятельства подтверждены приговором мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, которым Солодянкин А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.117 УК РФ - систематическое нанесение побоев Ш. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Ш. на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) Согласно свидетельству о заключении брака брак между Солодянкиным и Ш. заключен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после приобретения жилого дома Ш.. В силу ч.2 ст.256 ГК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, является его собственностью. Таким образом, поскольку указанный жилой дом принадлежит на праве собственности только Ш., как установлено в судебном заседании, Солодянкин проживает в нем непостоянно, регистрация по месту жительства в данном жилом помещении у него отсутствует, то у него не возникло права пользования жилым домом супруги и Солодянкин А.В. не имеет прав на него. Согласно архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № в похозяйственных книгах Администрации Верх-Суксунского сельсовета за период с 1986 по 1995 год имеются сведения о том, что главой хозяйства по адресу: <адрес> являлся С., при этом совместно с ними проживала жена - М. их дети, в т.ч. истец (л.д. 51). Однако, согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, жилое помещение - трехкомнатная квартира по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей совместной собственности другим лицам (л.д.46). Согласно указанной выше справке в похозяйственной книге за период с 1997 по 2001 год, в лицевом счете № имеются сведения о том, что главой хозяйства по адресу: <адрес> значится М. и вместе с ней проживают дети, в т.ч. истец. Как следует из распоряжения комитета имущественных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность Киселевского сельского поселения передана квартира <адрес>. Согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, жилое помещение - часть жилого дома, состоящая из квартиры № 2 по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности О. и О., членом семьи которых истец не является (л.д.47). Факт отсутствия жилья у родителей истца - умершего С. и М., подтвержден сведениями Суксунского филиала государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» (л.д.31), сообщением Суксунского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю(л.д.49,52). Согласно сведений Администрации Киселёвского сельского поселения Суксунского района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № ни истцу, ни его родителям жилое помещение на условиях договора социального найма не предоставлялось (л.д.32). Следовательно, Солодянкин А.В. не имеет закрепленного за ним жилья, а также жилья, принадлежащего на праве собственности либо предоставленного по договору социального найма, не имели такого жилья и его родители - отец С. и мать М. Согласно сведений главы Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-01-08 УТР-51 Солодянкин А.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в списке «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа» с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ- 32 (л.д.33). Из изложенного следует, что в силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ при прекращении опеки над Солодянкиным А.В. по достижению им 18 лет (ДД.ММ.ГГГГ), у Солодянкина А.В., имеющего статус ребенка-сироты, возникло право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Данное право истца предполагает возложение соответствующей обязанности на орган исполнительной власти по месту его жительства. В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8. Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 17.12.2009 г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В Пермском крае данные отношения регулируются Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16- п ( в ред. от 29.06.2010 г.). Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.. В соответствии с п.6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее- Закон № 184-ФЗ) законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 ст. 26.3 (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 пункта 2 ст. 26.3), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Таким образом, полномочия по социальной поддержке … детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)..перечисленные в пп. 24, а также полномочия, указанные в пп. 24.2 п.2 ст. 26.3, могут быть делегированы органам местного самоуправления при условии предоставления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях системы образования и здравоохранения. В соответствии со ст.3 Закона полномочия переданы органам местного самоуправления на неограниченный срок. Законом Пермского края от 28.11.2006 г. № 29-КЗ, действие указанного выше закона распространено на территорию Пермского края. Согласно ст.1 указанного Закона государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов… Статья 1 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет понятие социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как осуществление комплекса мер, связанных с обеспечением социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая меры по их полному государственному обеспечению. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. При этом субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот…(п.2. Правил). В соответствии с п. 2 «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16- п ( в ред. от 29.06.2010 г.) перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов Пермского края осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Кроме того, п.9 Положения предусмотрено, что средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. В силу п.6 указанного выше Положения распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края. Распоряжением Правительства Пермского края от 14.12.2010 г. № 247-п «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 г. на приобретение, строительство или реконструкцию для детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Суксунскому муниципальному району выделено 1 186,7 тыс.руб. Исходя из совокупности положений вышеуказанных правовых актов, суд считает, что администрация Суксунского муниципального района является надлежащим ответчиком по требованию о предоставлении истцу жилья на условиях договора социального найма. Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности произвести перевод необходимых средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Солодянкину А.В. Как следует из п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29.06.2010 г. года), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. С учетом изложенного, требование прокурора о том, что жилье подлежит приобретению за счет источников, специально направленных в орган местного самоуправления для этих целей, ограничивает право истца на внеочередное получение жилья. В этом случае его право поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для него жилого помещения, в то время, как такое финансирование осуществляется в соответствии с положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья). В соответствии с ч.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилое помещение предоставляется в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, пригодным для постоянного проживания. В соответствии с ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Руководствуясь изложенным и ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию Суксунского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Солодянкина А.В. вне очереди, по договору социального найма, жилое помещение на территории <адрес>, общей площадью, не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, пригодное для постоянного проживания. В удовлетворении требования прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Солодянкина А.В. отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий А.А. Ярушина