п. Суксун «29» сентября 2011 года председательствующего судьи Ярушиной А.А., с участием пом. прокурора Суксунского района Чебыкина И.В., при секретаре Вязовиковой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Суксун гражданское дело по заявлению прокурора Суксунского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащими закону и недействующими со дня принятия Постановления Администрации Суксунского муниципального района №122 от 30 июля 2010 года «Об утверждении Положения о порядке предоставления образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в Суксунском муниципальном районе», а также самого Положения о порядке предоставления образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в Суксунском муниципальном районе, У С Т А Н О В И Л: постановлением Администрации Суксунского муниципального района Пермского края от 30 июля 2010 года №122, опубликованным в газете Суксунского района Пермского края «Новая жизнь» от 23 апреля 2011 года №№50-51 (11251-11252), утверждено Положение о порядке предоставления образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в Суксунском муниципальном районе (далее по тексту – Постановление и Положение соответственно). Прокурор Суксунского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействующими со дня принятия указанного Постановления и утвержденного им Положения. В обоснование своего требования заявитель указал, что данным нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами. А именно: Положение, регулирующее процесс предоставления образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения Суксунского муниципального района, в группах кратковременного пребывания при образовательных учреждениях и в группах кратковременного пребывания, созданных индивидуальными предпринимателями, нарушает право неопределенного круга лиц – детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения Суксунского муниципального района, и их родителей, гарантированное ст. 43 Конституции РФ, ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании», на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, создает препятствия к осуществлению гражданами (родителями, детьми) их прав и свобод. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Положение же фактически регулирует вопросы предоставления платных образовательных услуг на территории Суксунского муниципального района, где заказчиком платных образовательных услуг выступает администрация Суксунского района, родители детей, исполнителями образовательной услуги являются образовательные учреждения и индивидуальные предприниматели, а потребителями – родители и дети дошкольного возраста. Так, согласно п. 4.1 Положения финансовое обеспечение деятельности групп кратковременного пребывания для детей, не достигших возраста пяти лет, осуществляется за счет родителей (законных представителей) и регулируется договором между организатором группы кратковременного пребывания, и родителями (законными представителями), заключаемым в установленном порядке. Согласно п. 4.2 Положения финансовое обеспечение деятельности групп кратковременного пребывания для детей, достигших возраста пяти лет, осуществляется за счет средств бюджета Суксунского муниципального района. Согласно п. 2.7 Положения отношения между организатором группы и родителями регулируются договором, заключенным в установленном порядке. Положение содержит порядок расчета стоимости образовательной услуги, сведения о порядке определения стоимости одного часа бюджетной услуги, порядок оплаты образовательной услуги воспитателям и индивидуальным предпринимателям из бюджета района (п. 4.4, 4.5, 4.8, 4.9 Положения). Правила оказания платных образовательных услуг в соответствии со ст.ст. 1, 39.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», Законом РФ «Об образовании» утверждены Постановлением Правительства РФ №505 от 05.07.2001 года. Органы местного самоуправления не наделены правом регулировать порядок предоставления платных образовательных услуг, в связи с чем, администрация Суксунского муниципального района была не правомочна издать вышеуказанный нормативный правовой акт. Не правомочна администрация района на издание этого акта, по мнению прокурора, и в связи с тем, что в соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании» в систему законодательства Российской Федерации в области образования нормативные правовые акты органов местного самоуправления не входят. В сфере дошкольного образования Законом «Об образовании» органу местного самоуправления предоставлено только право организации общедоступного бесплатного дошкольного образования (ст. 31). Кроме того, в соответствии с разделом 3 Положения содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется программой воспитания и обучения детей на основе федеральных и региональных программ дошкольного образования с учетом режима деятельности группы. Однако образовательные программы могут быть реализованы только в организациях, созданных в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций (ст. 11.1 Закона РФ «Об образовании»). Коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели не вправе вести образовательную деятельность, сопровождающуюся реализацией образовательных программ. В судебном заседании участвующий в деле пом. прокурора Чебыкин И.В. заявленное требование поддержал. Представитель заинтересованного лица – Администрации Суксунского муниципального района, а также привлеченное судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица– управление образования Администрации Суксунского муниципального района, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились. Ранее в судебном заседании представитель управления образования пояснял, что с заявленными требованиями не согласен, пояснив при этом, что образовательному учреждению предоставлено право оказывать платные образовательные услуги. Заслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 03.05.2011 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены и ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании». В соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании» законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Согласно ст. 4 Закона об образовании задачами законодательства в области образования являются : 1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; 2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; 3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; 4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. Положение о порядке предоставления образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в Суксунском муниципальном районе, утвержденное постановлением Администрации Суксунского муниципального района №122 от 30 июля 2010 года, регулирует процесс предоставления образовательных услуг, в том числе платных, в рамках дошкольного образования, оказываемых в группах кратковременного пребывания при образовательных учреждениях и в группах кратковременного пребывания, созданных индивидуальными предпринимателями, на территории Суксунского муниципального района. В соответствии с п. 1.1 данное Положение регулирует процесс предоставления образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения Суксунского муниципального района : - в группах кратковременного пребывания при образовательных учреждениях; - в группах кратковременного пребывания, созданных индивидуальными предпринимателями. Согласно п. 4.1 Положения финансовое обеспечение деятельности групп кратковременного пребывания для детей, не достигших возраста пяти лет, осуществляется за счет родителей (законных представителей) и регулируется договором между организатором группы кратковременного пребывания, и родителями (законными представителями), заключаемым в установленном порядке. Согласно п. 4.2 Положения финансовое обеспечение деятельности групп кратковременного пребывания для детей, достигших возраста пяти лет, осуществляется за счет средств бюджета Суксунского муниципального района. Согласно п. 2.7 отношения между организатором группы и родителями регулируются договором, заключенным в установленном порядке. Положение содержит порядок расчета стоимости образовательной услуги, сведения о порядке определения стоимости одного часа бюджетной услуги, порядок оплаты образовательной услуги воспитателям и индивидуальным предпринимателям из бюджета района (п. 4.4, 4.5, 4.8, 4.9 Положения). Таким образом, оспариваемое Положение осуществляет правовое регулирование по предоставлению образовательных услуг в сфере дошкольного образования, определяя права и обязанности его участников (образовательных учреждений, индивидуальных предпринимателей, родителей), что в силу положений ст. 3 Закона «Об образовании» не входит в компетенцию органа муниципального образования. Следовательно, данное Положение, как принятое с нарушением полномочий администрации, противоречит федеральному законодательству. Кроме того, как следует, из содержания п.4.1. Положения финансовое обеспечение деятельности групп кратковременного пребывания для детей, не достигших возраста 5 лет, осуществляется исключительно за счет средств родителей. В соответствии с ч.1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Следовательно, оспариваемое Положение, предусматривающее предоставление образовательных услуг семьям, имеющим детей, не достигших возраста 5 лет, исключительно за счет родителей противоречит гарантированному ст. 43 Конституции РФ и ч.3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» принципу бесплатности дошкольного образования. Согласно разделу 3 Положения определена организация образовательного процесса в группах кратковременного пребывания. Так, п. 3.1. Положения предусмотрено, что содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется программой воспитания и обучения детей на основе федеральных и региональных программ дошкольного образования с учетом режима деятельности группы. Как следует из содержания п. 1 Положения в процесс предоставления образовательных услуг включены и группы кратковременного пребывания, созданные индивидуальными предпринимателями. В силу ст.8 Закона об образовании образовательные программы реализуются сетью образовательных учреждений. В соответствии со ст. 11.1 Закона «Об образовании» государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Согласно ст.2 ФЗ № 7- ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» предусмотрено создание некоммерческих организаций в форме юридических лиц. Поскольку из изложенных выше положений федерального законодательства следует, что образовательную деятельность, сопровождающуюся реализацией образовательных программ, не вправе вести индивидуальные предприниматели, то в этой части оспариваемое Положение, как предусматривающее возможность осуществления образовательной деятельности по реализации образовательных программ в дошкольном образовании индивидуальными предпринимателями, также противоречит федеральному законодательству. В силу ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, суд вправе признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу. Из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона РФ «О средствах массовой информации» вытекает обязанность печатного издания, в котором официально опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, опубликовать настоящее решение суда (вступившее в законную силу) о признании этого акта недействующим либо сообщение о нем. Таким образом, поскольку судом установлено, что оспариваемый прокурором нормативный акт противоречит указанным выше федеральным законам, он должен быть признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Р Е Ш И Л: Признать противоречащим законодательству Российской Федерации и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Положение «О порядке предоставления образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в Суксунском муниципальном районе», утвержденное постановлением Администрации Суксунского муниципального района № 122 от 30 июля 2010 года. После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в газете Суксунского района Пермского края «Новая жизнь». Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий А.А. Ярушина Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2011 годаРуководствуясь изложенным и ст. ст. 194 – 198, 258 ГПК РФ, суд