Иск проккрора к Администрации Суксунского городского поселения о возложении обязанности потприведению искусственных неровностей на автомобильных дорогах в соответствии с требованиями государсвенного стандарта



Дело № 2-69/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Суксун 06 марта 2012 года

Суксунский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Ярушина И.В.,

с участием заместителя прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.

представителя ответчика администрации Суксунского

городского поселения Ладыгина В.М.,

представителя 3-го лица МО МВД «Суксунский» Ширяева С.А.

при секретаре Щелконоговой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело    по иску прокурора Суксунского района к Администрации Суксунского городского поселения о возложении обязанности по приведению искусственных неровностей на автомобильных дорогах в соответствии с требованиями государственного стандарта,

у с т а н о в и л:

    Прокурор Суксунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц - населения Суксунского городского поселения обратился с иском к Администрации Суксунского городского поселения о возложении обязанности по приведению искусственных неровностей на автомобильных дорогах в соответствии с требованиями государственного стандарта ГОСТ Р 52605 - 2006.

    Исковые требования прокурора Суксунского района мотивированы следующим: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Дорожная деятельность по содержанию, ремонту автомобильных дорог Суксунского городского поселения, согласно ст. 13, 15, 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления, в частности Суксунского городского поселения. Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет местных бюджетов. Исходя из изложенного муниципальное образование «Суксунское городское поселение» обязано заниматься дорожной деятельностью в отношении дорог местного значения. В статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. Согласно указанной нормы, ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленных правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Для обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах в целях принудительного снижения максимально допустимой скорости движения на отдельных участках дорог предусмотрена возможность устройства искусственных неровностей – специально устроенных возвышений на проезжей части, расположенных перпендикулярно к оси дороги. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния искусственных неровностей установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 года № 295-ст, введенным в действие с 01 января 2008 года. Стандарт устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения. Действие данного стандарта распространяется на искусственные неровности, устраиваемые на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений РФ. Согласно п. 4.2.3 указанного ГОСТ Р, при максимально допустимой скорости    движения, указываемой на знаке 20 км/час волнообразный профиль монолитной конструкции должен соответствовать следующим параметрам: длина от 3,0 до 3,5 метров, максимальная высота гребня 0,07 метров, радиус криволинейной поверхности от 11 до 15 включительно. Кроме того, участки дороги, на которых устроены искусственные неровности, должны быть оборудованы дорожными знаками 1.17 и 5.20, для обеспечения видимости в темное время суток на поверхность искусственной неровности должны быть нанесены световозвращающие элементы. Прокуратурой Суксунского района в связи с информацией отделения ГИБДД Суксунского муниципального района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при размещении искусственных неровностей на улицах в п. Суксун. В ходе проверки было установлено, что искусственные неровности на улицах Карла Маркса (около ПУ-69), Колхозная (район автостанции), Большевистская (около школы), Школьная, Северная, Вишневая установлены с нарушением действующего законодательства. Так, в ходе обследования вышеуказанных искусственных неровностей, проведенного 07.04.2011 года были выявлены нарушения п. 4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006 при установке данных искусственных неровностей. Таким образом, администрация Суксунского городского поселения не обеспечивает надлежащую эксплуатацию искусственных неровностей, обустроенных на участках вышеназванных улиц, создав тем самым реальную угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровью и имуществу населения, в связи с чем прокурор района считает необходимым обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц - населения п. Суксун с требованием понудить администрацию Суксунского городского поселения в срок до июня 2012 года привести искусственные неровности, устроенные на вышеуказанных улицах в соответствие с установленными требованиями ГОСТ Р 52605-2006; участки автомобильных дорог на улицах п. Суксун, на которых устроены искусственные неровности оборудовать дорожной разметкой в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования».

    Заместитель прокурора Суксунского района Мартюшева Т.И. в судебном заседании исковые требования подержала, просила обязать администрацию Суксунского городского поселения привести искусственные неровности в соответствие с требованиями ГОСТ в срок до 01 июля 2012 года. Уточнила, что искусственные неровности, указанные в исковом заявлении, находятся: ул. Карла Маркса (около ПУ-69), ул. Колхозная (в районе перекрёстка с ул. Большевистская), ул. Большевистская (напротив школы), ул. Южная (в районе перекрестка с ул. Большевистская), ул. Северная (в районе перекрестка с ул. Школьная), ул. Вишневая (в районе дома №4 у котельной)

      Представитель Администрации Суксунского городского поселения    Ладыгин В.М. исковые требования прокурора признал частично полностью, пояснил, что администрация не оспаривает, что указанные в исковом заявлении искусственные неровности не соответствуют параметрам ГОСТ, однако, полагает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, так как изначально не имелось оснований для установки этих искусственных неровностей.

      Представитель третьего лица МО МВД «Суксунский» начальник отделения ГИБДД Ширяев С.А. в суде требования прокурора поддержал, пояснил, что искусственные неровности на данных участках улиц в п. Суксун необходимы для предотвращения аварийности.

     Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

      07.04.2011 года заместителем прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И. и ведущим специалистом Управления территориального развития, градостроительства и инфраструктуры Администрации Суксунского муниципального района Чукоминой Н.А. было проведено обследование искусственных неровностей на автомобильных дорогах общего пользования Суксунского муниципального района.

По результатам данной проверки был составлен акт, согласно которому, выявлены нарушения п.4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006 при установке искусственных неровностей на улицах Карла Маркса (около ПУ-69), Колхозная (район автостанции), Большевистская (около школы), Школьная, Северная, Вишневая; произведенными замерами установлено, что высота гребня искусственной неровности волнообразного профиля при максимально допустимой скорости движения 20 км/час, указанной на знаке составляет по ул. Большевистская ( у школы) ИН №2 - 0,08 – 0,09 м, по ул. Южная ИН №2 – 0,08 м, по ул. Вишневая ИН 0,12-013 м, замерами установлено, что длина L (ширина ИН) искусственных неровностей составляет по ул. Карла Маркса ( у ПУ-69 ) 2,80 – 2,90 м, по ул. Колхозная п. Суксун – 2,80 м., по ул. Большевистская – 1,20 м. – 1,50 м, по ул. Южная - 1,40 м. – 1,60 м, по ул. Северная – 3,05 м, по ул. Вишневая – 2,25 м. (л.д. 7-11)

Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ (ред. от 21.04.2011 года) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 1. Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (дорожная деятельность). 2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения. Согласно ст. 2 указанного Федерального закона № 257-ФЗ. Целями настоящего Федерального закона являются: 1) определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований. Согласно ст. 3 указанного Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; … содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 13 указанного Федерального закона № 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; … 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст. 15 указанного Федерального закона № 257-ФЗ,…3. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ст. 34    указанного Федерального закона № 257-ФЗ, 1. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.    2. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.    3. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (в редакции от 21.04.2011 года, «О безопасности дорожного движения», 1. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. 2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

     С учетом приведенных выше положений ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и ст. 13, 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается органы местного самоуправления. Указанные в исковом заявлении автомобильные дороги в черте города, следовательно прокурором обоснованно предъявлены исковые требования к администрации Суксунского городского поселения.

Согласно ст. 6 Устава Суксунского городского поселения, 1. К вопросам местного значения Суксунского городского поселения относятся: …5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 41 Устава, 1. Администрация поселения: … 3) управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; …9) осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленных суду документов следует, что автомобильные дороги по улицам Карла Маркса, Колхозная, Большевистская, Школьная, Северная, Вишневая п. Суксун, на которых установлены искусственные неровности находятся в собственности Муниципального образования «Суксунское городское поселение» (л.д. 63-73)

        Государственный    стандарт РФ ГОСР Р 52605 – 2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 года № 295-ст, введен в действие с 1 января 2008 года.    Указанный стандарт распространяется на искусственные неровности, устраиваемые на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений Российской Федерации.    Стандарт устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения.

      В пункте 4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006 установлены параметры искусственной неровности волнообразного профиля, при максимально допустимой скорости движения, указываемой на знаке, 20 км/час длина от 3,0 метров до 3,5 метров, максимальная высота гребня 0,07 м, радиус криволинейной поверхности от 11 м до 15 м; на дорогах, по которым осуществляется регулярное движение безрельсовых маршрутных транспортных средств, размеры искусственной неровности определены длина от 5,0 м до 5,5 метров, максимальная высота гребня 0,07 м, радиус криволинейной поверхности от 31 до 38 м.

      При проверке искусственных неровностей, указанных в исковом заявлении, установлено, что параметры отличаются от предусмотренных ГОСТ.

В соответствии с п. 7.1 ГОСР Р 52605 – 2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», участки дорог, на которых устроены искусственные неровности, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования».

      В положениях ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (в редакции от 21.04.2011 года, «О безопасности дорожного движения», прямо предусмотрена необходимость обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

      Таким образом требования прокурора о необходимости приведения в соответствие искусственных неровностей, установленных на улицах в п. Суксунгосударственному стандарту основаны на положениях перечисленных федеральных законов.

       Доводы представителя ответчика в той части, что изначально не имелось оснований для установки этих искусственных неровностей, опровергаются пояснениями представителя 3-го лица из которых следует, что установка данных искусственных неровностей была обусловлена необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения.

        На основания изложенного, суд находит исковые требования прокурора к Администрации Суксунского городского поселения по возложению обязанности привести искусственные неровности в соответствие с государственными стандартами    обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. С учетом позиции прокурора в судебном заседании срок выполнения работ определяется до 01 июля 2012 года.

         На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Иск прокурора Суксунского района удовлетворить.

     Возложить на Администрацию Суксунского городского поселения обязанность срок до 01 июля 2012 года:

- привести искусственные неровности, устроенные на автомобильных дорогах на улицах п. Суксун: ул. Карла Маркса (около ПУ-69), ул. Колхозная (в районе перекрёстка с ул. Большевистская), ул. Большевистская (напротив школы), ул. Южная (в районе перекрестка с ул. Большевистская), ул. Северная (в районе перекрестка с ул. Школьная), ул. Вишневая (в районе дома №4 у котельной), в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСР Р 52605 – 2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.12.2006 года № 295-ст;

- участки автомобильных дорог на улицах п. Суксун, на которых устроены искусственные неровности: ул. Карла Маркса (около ПУ-69), ул. Колхозная (в районе перекрёстка с ул. Большевистская), ул. Большевистская (напротив школы), ул. Южная (в районе перекрестка с ул. Большевистская), ул. Северная (в районе перекрестка с ул. Школьная), ул. Вишневая (в районе дома №4 у котельной) оборудовать дорожной разметкой в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования»

Решение в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд.

Председательствующий подпись И.В. Ярушин

Мотивированное решение изготовлено 11.03.2012 года