требовани Наливайко о признании незаконным Постановления Администрации Суксунского муницип.района`О снятии с регистрационного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении`, - удовлетворены, с возложением обязанности устранить допущенные нарушения прав



Дело № 2-105/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

п. Суксун 10 апреля 2012 года

Суксунский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Ярушина И.В.,

с участием помощника прокурора Суксунского района Чебыкина И.В.,

представителя истца Наливайко С.П.,

при секретаре Щелконоговой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Суксун гражданское дело по иску прокурора Суксунского района в интересах инвалида с детства - Наливайко П.В. к Администрации Суксунского муниципального района и Правительству Пермского края:

- о признании незаконным Постановления Администрации Суксунсукого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи Наливайко С.П., имеющей ребенка-инвалида с детства Наливайко П.В.»,

- о признании незаконным Постановления Администрации Суксунсукого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом семьи Наливайко С.П., имеющей ребенка-инвалида с детства Наливайко П.В.»,

- о понуждении Администрации Суксунского муниципального района восстановить Наливайко П.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;

у с т а н о в и л:

Исковые требования прокурором мотивированы тем, что семья истца Наливайко П.В., состоявшая на учете для улучшения жилищных условий с 1993г. в списке «Лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и инвалиды с детства», в соответствии с Постановлением Администрации Суксунского муниципального района от 21.02.2011г. была снята с учета по основаниям п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, - в связи с утратой оснований, дающих право на получение помещения по договору социального найма. Решением Суксунского районного суда от 15.09.2011 года постановление администрации Суксунского муниципального района № 35 от 21 марта 2011г. «О снятии с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи Наливайко С.П., имеющей ребенка-инвалида с детства Наливайко П.В.» признано незаконным, кроме того на Администрацию Суксунского муниципального района возложена обязанность восстановить Наливайко П.В. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий «Лица, страдающие тяжелым хроническими заболеваниями и инвалиды с детства». Однако, несмотря на указанное решение суда, на основании Постановлении администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ семья Наливайко С.П. вновь была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, - ранее признанному решением суда незаконным. Постановлением Администрации Суксунсукого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в Постановление Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи Наливайко С.П., имеющей ребенка-инвалида с детства Наливайко П.В.» были внесены изменения в части основания снятия Наливайко П.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении (основанием для снятия с учета указан п. 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ).

В судебном заседании помощник прокурора, представитель истца – Наливайко С.П. настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика – Администрации Суксунского муниципального района, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом; в предварительном судебном заседании представитель ответчика – Малинина Н.П. пояснила с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семья Наливайко С.П. по основаниям по п.6 ч.2 ст.56 ЖК РФ – в виду неправомерных действий должностных лиц, осуществляющих принятие на учет.

Представитель 3-го лица – Правительства Пермского края, просивший о рассмотрении дела в его отсутствие, свою позицию относительно предмета спора не выразил. В представленном отзыве на иск, третье лицо указало, что постановку граждан на учет, проверку оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий и определении права на предоставление субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов, в соответствии с «Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007г. № 21-П, в отношении инвалидов, – в соответствии со статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Решением Суксунского районного суда от 15.09.2011г. установлено, что семья Наливайко С.П. (Наливайко С.П. и Наливайко В.П.) состояла на учете для улучшения жилищных условий с 1993г. в списке «Лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и инвалиды с детства». Это подтверждается справкой администрации района от 06.04.2011г. № СЭД-01-08 УТР-172; протоколом заседания жилищной комиссии районной администрации № 20 ОТ 18.03.2011г.

Семья проживала в общежитии по адресу: <адрес>, занимая одну комнату площадью 15 кв.м. на основании договора Данное обстоятельство подтверждается: выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания профкома и Совета ПУ – о разрешении прописки жильцов в общежитии, в том числе, семьи Наливайко С.П.; договором найма жилого помещения о ДД.ММ.ГГГГ и др. ДД.ММ.ГГГГ квартира <адрес>, состоящая из одной комнаты площадью 15,5 кв.м., была приватизирована Наливайко С.П. и Наливайко П.В. в равных долях; право собственности зарегистрировано в ЕГРП. По данному адресу Наливайко П.В. зарегистрирован в настоящее время один, т.к. Наливайко С.П. проживает в доме, который ей достался по наследству. На основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации Суксунского муниципального района семья была снята с учета по основаниям п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ.

Решением Суксунского районного суда Пермского края от 15.09.2011г. года, вступившим в законную силу 01.10.2012 года, данное постановление признано незаконным, кроме того на Администрацию Суксунского муниципального района возложена обязанность восстановить Наливайко П.В. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий «Лица, страдающие тяжелым хроническими заболеваниями и инвалиды с детства».

На основании Постановления Администрации Суксунского муниципального района от 10.11.2011г. в целях исполнения решения Суксунского суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола заседания жилищной комиссии Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ семья Наливайко С.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как имеющая ребенка-инвалида с детства Наливайко П.В., ДД.ММ.ГГГГг.<адрес> этом Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи Наливайко С.П., имеющей ребенка-инвалида с детства Наливайко П.В.» было признано утратившим силу.

В дальнейшем семья Наливайко С.П. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии Постановлением Администрации Суксунсукого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , принятым на основании решения жилищной комиссии Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 2 части 1 ст.56 ЖК РФ.

На поступивший в адрес ответчика – Администрации Суксунского муниципального района протест прокурора от 09.02.2012 г. об устранении нарушений жилищных прав семьи

Наливайко С.П. и отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконного, в последующем Постановлением Администрации Суксунсукого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ в части изменения оснований снятия с учета семьи Наливайко С.П. имеющей ребенка инвалида с детства Наливайко П.В. Основанием для снятия с учета в соответствии с указанным Постановлением является п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, - выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Из протокола заседания жилищной комиссии Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решение о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилье семьи истцов принято по тем основаниям, что на сегодняшний день изменилась обеспеченность жилой площадью Наливайко П.В., которому на основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес>6 принадлежит 1/2 доли в праве жилой площадью, составляет 7,75 кв.м. На ДД.ММ.ГГГГ - момент постановки на учет данной семьи, в соответствии с решением Исполкома Пермского областного Совета Народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилищных помещений в Пермской области» нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имевшие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 6,5 кв.м. и ниже.

Однако, при принятии решения о снятии с регистрационного учета семья Наливайко не были учтены положения ч.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», в соответствии с которой граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.п.1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ.

П.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ не может, таким образом, служить основанием для снятия с учета истца, поскольку на учет семья была поставлена до 01.03.2005г.

Как указывалось выше, семья истцов Наливайко С.П. (Наливайко С.П. и Наливайко В.П.) состояла на учете для улучшения жилищных условий с 1993г. в списке «Лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и инвалиды с детства». Это подтверждается справкой администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-01-08 УТР-172; протоколом заседания жилищной комиссии районной администрации ОТ ДД.ММ.ГГГГ

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования жилищных условий Наливайко П.В. следует, что он проживает в однокомнатной <адрес> по адресу: <адрес>, коридорного типа, общим туалетом на первом этаже, с центральным отоплением, водоснабжением, водоотведением, без кухни. Оконные заполнения в жилом помещении поражены гнилью, рассохлись. Межквартирные перегородки оштукатурены, имеют трещины. Перекрытия обиты сухой штукатуркой, побелено. Половые доски частично поражены гнилью, краска стерта. Центральное отопление общее, в комнате водоснабжения и водоотведения нет. Владельцем жилого помещения произведена замена отопительной батареи – на пластиковую. Подоконник – железобетонная плита. Общедомовая электропроводка старая. По заключению Межведомственной комиссии жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Жилищной комиссией, как это видно из протокола ее заседания, не выяснялось, отпали ли основания, которые давали право Наливайко П.В. на получение жилого помещения по договору социального найма до введения в действие ЖК РФ. Так в материалах учетного дела отсутствуют сведения об учетной норме жилой площади на момент постановки семьи на учет и т.д.

При таких обстоятельствах, Постановление Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное на основании протокола заседания жилищной комиссии, которое содержит ссылку только на п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ о снятии Наливайко с регистрационного учета является незаконным, противоречащим требованиям ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ».

Также суд считает незаконным Постановление Администрации Суксунсукого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом семьи Наливайко С.П., имеющей ребенка-инвалида с детства Наливайко П.В.». В соответствии с данным постановлением основание ранее принятого решения о снятии с учета семьи Наливайко С.П. изменено: с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ на п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ.

В соответствии с п. 6 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

То есть в данном пункте предусмотрены два самостоятельных основания для снятия с учета. Во-первых, снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, производится в случае, если основанием для принятия на учет послужили не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в представленных гражданами в орган, осуществляющий учет, документах. Во-вторых, основанием для снятия с учета является случай, когда при отсутствии необходимых для этого оснований и условий гражданин был принят на учет вследствие неправомерных действий должностного лица.

Из протокола заседания Жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ нельзя сделать вывод о том, что истцами при обращении в Администрацию Суксунского муниципального района для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилье, представлены сведения не соответствующие действительности.

Из пояснений представителя ответчика следует, что в данном случае основанием снятия с учета семьи Наливайко С.П. являются неправомерные действия должностного лица органа, осуществляющего принятие на учет.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как но основание своих требований и возражений.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, позволяющих сделать вывод о неправомерности действий каких-либо должностных лиц при постановке Наливайко П.В. на учет в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий, ответчиком суду не представлено.

Таким образом, в силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа… местного самоуправления устранить в полном объеме допущенные нарушения. В данном случае – восстановить истца Наливайко П.В. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ; суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Суксунского района удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи Наливайко С.П., имеющей ребенка-инвалида с детства Наливайко П.В.» и Постановление Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с регистрационного учета в качестве нуждающейся в жилом помещении семьи Наливайко С.П., имеющей ребенка-инвалида с детства Наливайко П.В.».

Обязать Администрацию Суксунского муниципального района восстановить Наливайко П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий «Лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями и инвалиды с детства».

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Пермский краевой суд через Суксунский районный.

Председательствующий подпись И.В. Ярушин

Мотивированное решение составлено 15 апреля 2012 года.