иск прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по обспечению дошкольного образовательного учреждения зданием, соответствующим требованиям закона



Дело № 2 - 74            Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

п. Суксун                                                                                                             30 марта 2011 года

Суксунский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Ярушина И.В., с участием

зам. прокурора Суксунского района Пановой Е.П.,

представителя ответчика Мелентьева А.Б.

представителя 3-го лица Башкирцевой Н.Н.

при секретаре Кузнецовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Суксун гражданское дело по иску прокурора Суксунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Суксунского муниципального района о признании незаконным бездействия Администрации Суксунского муниципального района и возложении обязанности по финансированию,

у с т а н о в и л:

Прокурор Суксунского района обратился с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Суксунского муниципального района о признании незаконным бездействия Администрации Суксунского муниципального района по непринятию мер по обеспечению МДОУ детский сад «Колосок» зданием и помещением, соответствующим требованию законодательства, и возложении на администрацию обязанности профинансировать приведение здания указанной в соответствие с требованиями законодательства для лицензирования учебного учреждения.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что срок действия лицензии на ведение образовательной деятельности у МДОУ детский сад «Колосок» истек в 2005 г., причиной неполучения лицензии явилось несоответствие здания детского сада требованиям санитарных норм и правил. Однако, администрация района, к компетенции которой относится обеспечение общедоступного и бесплатного образования на территории района, исчерпывающих мер к устранению существующих недостатков и лицензированию образовательного учреждения не принимает.

Представитель администрации района - Меленьев А.Б. - с требованиями прокурора не согласен, пояснил, что орган местного самоуправления принимает необходимые меры с 2008 года направленные решение вопроса о строительстве нового здания МДОУ детский сад «Колосок»; в настоящее время разработана проектная документация на строительство, в бюджете запланировано финансирование строительства детского сада, ведется работа по проведению конкурса на выполнение работ по строительству.

Представитель 3-го лица - МДОУ детский сад «Колосок» - его заведующий Башкирцева Н.Н. с требованиями прокурора не согласны по тем же основаниям.

Представитель 3-го лица Управления образования Администрации Суксунского муниципального района в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с представленным Уставом, утвержденным приказом управления образования администрации Суксунского муниципального района № 213 от 24.11.2009 г. юридическое лицо Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» является муниципальным гражданским, светским, дошкольным образовательным учреждением, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц. Учредителем данного юридического лица является Управление образования администрации Суксунского муниципального района.       

       В силу ст. 33 ФЗ «Об образовании» право ведения образовательной деятельности… возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.

            Срок действия лицензии на ведение образовательной деятельности, выданной МДОУ детский сад «Колосок» 06.03.2000 г., истек 07.03.2005 г.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 (в ред. 24.09.2010 г. № 749), п. 10, при обращении за получением лицензии в лицензирующий орган, в том числе, должны быть представлены документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные кабинеты для практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием и т.п. А также - заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством РФ требованиям.

Прокурор, представитель администрации, МДОУ детский сад «Колосок», поясняют суду, что причиной отсутствия в настоящий момент лицензии на ведение образовательной деятельности у МДОУ детский сад «Колосок» является то, что здание детского сада требованиям действующего законодательства не соответствует. Суд считает это обстоятельство установленным. Кроме пояснений сторон, оно подтверждается :

- актом обследования технического состояния здания МДОУ детский сад «Колосок» от 18.04.2008 года (л.д.12), согласно которому основная часть здания построена в 1890 году, двухэтажный деревянный теплый пристрой к зданию и двухэтажное каменное здание построены в 1957 году, двухэтажный деревянный пристрой построен 1972 году; техническое состояние здания детского сада не удовлетворительное. Деревянные конструкции стен, пола, чердачного перекрытия находятся в ограниченно - работоспособном состоянии, т.е. имеют дефекты и повреждения, снижающие надежность и долговечность конструкции, при которых эксплуатация возможна при определенных ограничениях нагрузок и воздействий, и специальных мероприятий по обеспечению контроля за состоянием конструкций.

- актом санитарно-эпидемиологического обследования     Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.12.2007 года (л.д.10-11) из которого следует, что здание МДОУ детский сад «Колосок» не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а именно - СанПиН 2.4.1.1249-03 Всего выявлено более 30 нарушений различных СанПиНов

Следовательно, при размещении детского сада в указанном здании в его существующем состоянии лицензирование образовательного учреждения невозможно.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании»,п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесены к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Уставом МДОУ детский сад «Колосок»предусмотрено, что текущий и капитальный ремонт имущества осуществляет само Учреждение. Но в то же время Устав предусматривает одним из источников финансирования учреждения - поступления от органов местного самоуправления.

К тому же согласно ст. 31 ФЗ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений и обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что администрация района должна была своевременно обеспечить соответствие здания школы существующим требованиям в целях последующего лицензирования учреждения. Этого сделано не было. 5 лет учреждение осуществляет в нарушение закона свою деятельность без лицензии.

Ссылки на разработку проекта нового здания детского сада и т.п., не могут быть приняты во внимание, т.к. все указанные мероприятия относятся к 2008-2011 г.г., хотя, как уже указывалось срок действия лицензии у детского сада истек в 2005 г..

Своевременно необходимые меры не были приняты.

При таких обстоятельствах суд усматривает в действиях администрации района незаконное бездействие при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования, выразившееся в необеспечении МДОУ детский сад «Колосок» зданием, помещением и т.п., соответствующим действующим нормативам.

Исходя из вышеизложенного, того, что решений о реорганизации или ликвидации детского сада не принималось, суд считает необходимым возложить на администрацию района обязанность профинансировать меры для получения МДОУ детский сад «Колосок»лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В то же время суд считает невозможным обязать администрацию осуществить какие-либо конкретные действия, например - ремонт существующего здания. Во-первых, прокурором в заявлении не определено и не указано, какие именно меры должны быть осуществлены для приведения здания школы в соответствие с требованиями законодательства, какие конкретно недостатки должны быть устранены. Единого заключения на этот счет, как уже указывалось, суду не представлено. В материалах дела нет доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о том, что обеспечит зданию соответствие действующим нормативам: ремонт, реконструкция, или иное.

Кроме того, Конституцией РФ гарантирована самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий (ст.12).В соответствии с п. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет…

В соответствии с положениями ст.86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства возникающие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления муниципального образования, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов...

Таким образом, к компетенции администрации относится и она сама вправе решать то, каким образом будет решен вопрос с лицензированием МДОУ детский сад «Колосок» и предоставлением общедоступного образования: будет ли это реконструкция или ремонт существующего здания, строительство нового, предоставление иного существующего здания и т.п.), а также - объем финансирования для решения указанного вопроса.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ; суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Суксунского муниципального района при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования, выразившееся в непринятии с 2005 года мер по обеспечению Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колосок» зданием, помещением, соответствующим требованиям законодательства.

Возложить на Администрацию Суксунского муниципального района обязанность осуществить финансирование мер по обеспечению получения Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колосок» лицензии на право занятия образовательной деятельностью в части обеспечения школы надлежащим зданием, помещением.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий                          подпись          И.В. Ярушин