п. Суксун «04» мая 2011 года председательствующего судьи Доронкиной О.А., при секретаре Щелконоговой Л.Н., с участием зам. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Суксун гражданское дело по заявлению прокурора Суксунского района в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным Порядка внесения платы, взимаемой в целях компенсации ущерба за повышенный износ и разрушение муниципальных автомобильных дорог общего пользования Суксунского муниципального района в период временного ограничения движения транспортных средств, утвержденного постановлением Администрации Суксунского муниципального района № 23 от 05.03.2011 г. «О временном ограничении движения транспортных средств в период весенней распутицы 2011 года», возложении на Администрацию Суксунского муниципального района обязанности внести изменения в вышеуказанное Постановление № 23 от 05.03.2011 г. и опубликовать эти изменения в районной газете «Новая жизнь», у с т а н о в и л: Прокурор Суксунского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц с требованием признать незаконным Порядок внесения платы, взимаемой в целях компенсации ущерба за повышенный износ и разрушение муниципальных автомобильных дорог общего пользования Суксунского муниципального района в период временного ограничения движения транспортных средств, утвержденный п. 3 Постановления Администрации Суксунского муниципального района № 23 от 05.03.2011 г. «О временном ограничении движения транспортных средств в период весенней распутицы 2011 г.» (далее - Порядок). Также просил обязать Администрацию Суксунского муниципального района внести в Постановление № 23 изменения и опубликовать их в газете «Новая жизнь». Свои требования мотивировал тем, что к компетенции органов местного самоуправления относится принятие решения об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения. И решение это должно быть принято в соответствии с требованиями ст. 36 названного Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ. Полагает, что Порядок может вызвать коррупционные действия. Также ссылается на то, что утвержденным Порядком нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга на свободное использование своего имущества и занятие предпринимательской деятельностью. В судебном заседании прокурор настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель Администрации Суксунского муниципального района - Мелентьев А.Б. с требованиями прокурора не согласен, т.к. считает, что в данном случае установленный сбор является денежной компенсацией ущерба за износ муниципальных автомобильных дорог общего пользования муниципального района в период временного ограничения движения транспортных средств, установление которого в отношении дорог местного значения относится к компетенции органов местного самоуправления. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям. Суд установил, что 05 марта 2011 г. главой администрации Суксунского муниципального района было принято Постановление Администрации Суксунского муниципального района № 23 «О временном ограничении движения транспортных средств в период весенней распутицы 2011 г.» Названным Постановлением вводится ограничение движения по муниципальным дорогам общего пользования большегрузного транспорта, с изъятиями, установленными действующим законодательством. П. 3 Постановления утвержден оспариваемый прокурором Порядок, предусматривающий взимание платы в целях компенсации ущерба за повышенный износ и разрушение муниципальных дорог общего пользования Суксунского муниципального района в период временного ограничения движения транспортных средств, устанавливающий размер компенсации ущерба в зависимости от максимальной массы транспортного средства. В силу ст. 4 ФЗ № 257…., законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Также отношения в сфере дорожной деятельности могут регулироваться нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности. На основании и во исполнение федеральных законов, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты в указанной сфере. И, наконец, органы местного самоуправления на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения по использованию автомобильных дорог. В силу ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы безопасности дорожного движения. Это положение развивает ФЗ «Об автомобильных дорогах…». Полномочия органов местного самоуправления в сфере использования автомобильных дорог и дорожной деятельности определены ст. 13 ФЗ № 257. К числу этих полномочий относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения и др. Суд находит несостоятельными ссылки прокурора на ст. 36 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…», на нарушение порядка принятия решения об использовании дорог на платной основе, поскольку в данном случае речь об использовании местных автомобильных дорог на платной основе не идет. В данном случае речь идет о временном ограничении движения транспортных средств и возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. Права органа местного самоуправления на введение временного ограничения движения транспортных средств прокурор не оспаривает. Возможность введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств предусмотрена ст. 14 ФЗ «О безопасности дорожного движения». В силу ст. 30 ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах…» временное ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться… в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов дороги, ее элементов и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Временное ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом № 149 от 27.08.2009 г. Министерства транспорта РФ (зарег. В Минюсте 10.12.2009 г. № 15477), изданного в целях реализации статьи 30 ФЗ № 257 от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности»… утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам. В соответствии с этим Порядком временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта, который принимается… для автомобильных дорог местного значения в случаях, предусмотренных главой 1У настоящего Порядка - органами местного самоуправления (п. 4, п. 5.3). Глава 1У Порядка как раз и предусматривает введение ограничений в весенний период - в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением (п. 16). При этом п. 19 главы 1У Порядка гласит, что в период введения временного ограничения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки… осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим правоотношения в сфере перевозкитяжеловесных грузов. Порядок перевозки тяжеловесных грузов определен ст. 31 ФЗ № 257. Указанная статья предусматривает, во-первых, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов допускается при наличии специального разрешения; во-вторых, условием получения такого разрешения является возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством. В Пермском крае в соответствии с Приказом Минтранса РФ № 149 Распоряжением Правительства Пермского края от 25.02.2011 г. № 25-рп на период с 04 апреля по 10 мая 2011 г. включительно введены ограничения при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения. В приложении 3 к Распоряжению указано, что движение по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения осуществляется в соответствии с законодательством в сфере перевозки тяжеловесных грузов и в частности с Постановлением Правительства Пермского края от 20.01.2009 г. № 3-п «Об утверждении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов». Пунктом 6.2 Распоряжения органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края рекомендовано установить временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения с учетом настоящего распоряжения. Таким образом, из анализа приведенных положений нормативных правовых актов следует, что при временном введении ограничения движения в весенний период движение большегрузных транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется с учетом возмещения вреда, который такие транспортные средства дорогам причиняют. Ст. 31 ФЗ № 257 гласит, что выдача разрешений (на движение) … осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в случае, если маршрут (часть маршрута) транспортного средства, осуществляющего перевозки… тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходит по автомобильным дорогам местного значения муниципального района… (п. 6). Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется… органами местного самоуправления в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения п. 9). Также ст. 31 ФЗ № 257 предусматривает, что порядок возмещения вреда устанавливается Правительством РФ. (п. 8). Постановлением Правительства РФ № 934 от 16.11.2009 г. утверждены правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. В соответствии с п. 3 указанных Правил именно к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда … в отношении автомобильных дорог местного значения… Постановлением Администрации Суксунского района № 23 временные ограничения на весенний период введены только в отношении «муниципальных», т.е. местного значения, дорог. Оспариваемый прокурором Порядок регулирует взимание ущерба за повреждение муниципальных дорог, т.е. и в данном случае речь идет о дорогах местного значения. Каких-либо нарушения прав владельцев транспортных средств, в том числе на занятие предпринимательской деятельностью суд не усматривает. В силу ст. 28 ФЗ № 257 пользователи автомобильных дорог имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах РФ, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим ФЗ. Коррупционной составляющей суд в постановлении администрации также не усматривает, поскольку возмещение вреда, причиняемого дорогам, владельцами тяжеловесного транспорта прямо предусмотрено действующим законодательством. Таким образом, ни превышения полномочий органа местного самоуправления, ни несоответствия Порядка закону суд не усматривает. В силу ст. 49 Устава Суксунского муниципального района Администрация района управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет содержание автомобильных дорог общего пользования и т.п., а также - осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения, за исключением отнесенных федеральными законами и законами Пермского края к полномочиям иных органов. В силу ст. 75 Устава Постановление администрации, изданное главой администрации, входит в систему муниципальных правовых актов муниципального района. Постановление и Порядок опубликованы в районной газете «Новая жизнь» в соответствии с требованиями ст. 83 Устава, т.е. в установленном порядке. С учетом изложенного не подлежат удовлетворению требования прокурора и об обязании Администрации района внести изменения в Постановление № 23 от 05.03.11 г. и опубликовать их в газете «Новая жизнь». К тому же ни в своем заявлении ни в судебном заседании прокурор не пояснил, какие изменения, по его мнению, должны быть внесены в Постановление. Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления о признании незаконным Порядка внесения платы, взимаемой в целях компенсации ущерба за повышенный износ и разрушение автомобильных дорог общего пользования Суксунского муниципального района в период временного ограничения движения транспортных средств, утвержденного постановлением Администрации Суксунского муниципального района № 23 от 05.03.2011 г. «О временном ограничении движения транспортных средств в период весенней распутицы 2011 года» прокурору отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский суд в течение 10 дней. Председательствующий О.А. Доронкина