требования прокурора в защиту интересов неопреленного круга лиц к ЗАО `Курорт Ключи` о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры удовлетворены частично



Дело № 2 - 56Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

п. Суксун                                                                                                        «26» апреля 2011 г.

Суксунский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Доронкиной О.А.,

с участием пом. прокурора Суксунского района Чебыкина И.В.,

при секретаре Москвиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Суксун гражданское дело по иску прокурора Суксунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Курорт Ключи» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры,

у с т а н о в и л:

Прокурор Суксунского района обратился с иском в защиту неопределенного круга лиц к ЗАО «Курорт Ключи» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других малобиомобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры курорта: обязать ЗАО «Курорт Ключи» оборудовать здания спальных корпусов №№ 2, 3, 4, здание лечебного корпуса и ресторана пандусами в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СниП 35-01-2001 или СНиП), привести в соответствии со СНиП 35-01-2001 пандусы при входах в здания спального корпуса № 5, клуба-столовой и административного корпуса.

При рассмотрении дела прокурор требования дополнил, просил обязать ЗАО «Курорт Ключи» оборудовать здания спальных корпусов №№ 1,2,3,4, здание цеха по розливу минеральных вод с бюветом и баром пандусами или иными средствами подъема в соответствии со СНиП 35-01-2001; привести в соответствие со СНиП 35-01-2001 пандусы при входах в здание корпуса № 5 и клуба-столовой, администрации корпуса; привести в соответствие со СНиП 35-01-2001 ширину проступей и высоту подъема ступеней марша лестниц административного корпуса, марша лестниц, в том числе запасных выходов и входных групп спальных корпусов №№ 1,2,3,4, входных групп цеха по розливу минеральной воды с бюветом и баром; оборудовать лестницы зданий административного корпуса (входная группа), тамбура спального корпуса № 1, лестницу запасного выхода здания цеха по розливу минеральных вод с бюветом и баром (лечебный корпус №2), лестницу входной группы в столовую здания корпуса № 5 и клуба-столовой поручнями в соответствии со СНиП; привести в соответствие со СНиП высоту поручней и завершающую часть поручня лестниц спальных корпусов № 1,2,3,4, цеха по розливу минеральных вод с бюветом и баром. Впоследствии прокурор конкретизировал требования, указав, что вновь построенные пандусы должны соответствовать требованиям п.п. 3.27-3.35 СНиП, уже существующие - п. 3.29-3.32 СНиП; лестницы - п.. 3.28, п. 3.32 СНиП, поручни - п. 3.32 СНиП 35-01-2001. При этом просил установить срок для устранения нарушений СНиП - 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Требования прокурор мотивировал тем, что ответчиком нарушаются права инвалидов и других маломобильных групп населения на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры курорта.

В судебном заседании прокурор на иске настаивал в полном объеме.

Представитель ответчика ЗАО «Курорт Ключи» - Половникова Е.Н. иск прокурора признала частично - в части устройства пандусов при входах в здания курорта и приведение в соответствие с действующими СНиП существующих пандусов, а также - в части устройства у лестниц поручней, соответствующих СНиП. Полагает, что в остальной части требования прокурора невозможно выполнить технически. Ссылается также на то, что право собственности на административное здание за курортом не зарегистрировано. Пояснила, что все действующие здания и помещения курорта построены до принятия вышеуказанных СНиП, в соответствии с проектной документацией.

Третье лицо - Пермская краевая организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие, в адресованном суду заявлении поддерживает требования прокурора в полном объеме.

        Выслушав стороны, свидетелей, изучив представленные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

        В соответствии со ст.15 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организации независимо от своих организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

        Аналогичное требование содержит ст. 5 Закона Пермской области от 27.12.2004 г. № 1957-424 (в ред. Закона Пермского края от 05.12.2008 г. № 358-ПК) «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края».

В силу ст. 3 указанного Закона Пермской области к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе: административные здания и сооружения, учреждения здравоохранения, здания, предназначенные для временного проживания, физкультурно-оздоровительные сооружения, места отдыха и т.п.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона Пермского края объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур подлежат оснащению в том числе пандусами, поручнями у лестниц и пандусов, подъемными устройствами и т.д.

Согласно представленному Уставу ЗАО, утвержденному Решением внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «Курорт Ключи» от 10.12.2009 г., данное Общество является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуг населению по санаторно-курортному лечению, обслуживанию, преимущественно лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; доврачебную медицинскую помощь; санаторно-курортную помощь; работы и услуги, и иные виды деятельности.

Таким образом, «Курорт Ключи» относится к объектам социальной сферы, обязанным в силу закона обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидам и маломобильным группам населения к всему спектру оказываемых услуг.

Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения в настоящее время регулируется СНиП 35-01-2001, принятыми Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. № 73.

Обязанность по обеспечению доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной, исходя из положений ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов…» возлагается на собственников этих объектов.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права объекты, оборудовать которые просит прокурор в своем заявлении для нужд инвалидов и иных маломобильных групп населения, принадлежат ЗАО на праве собственности, за исключением административного здания.

Свидетельство о государственной регистрации на административное здание курорта не получено. В инвентарном деле на указанное здание каких-либо правоустанавливающих документов нет. Правообладателем указано ЗАО «Курорт Ключи» на основании акта приемки объекта в эксплуатацию от 31.07.1973 г. Тем не менее, суд считает, что и в отношении указанного объекта возможно возложение обязанности по приведению его в соответствии со СНиП на ответчика. Представитель курорта пояснила, что курорт намерен обратиться с иском в арбитражный суд о признании за ним права собственности на это здание. Здание расположено на территории курорта, используется курортом в его деятельности, т.е. курорт осуществляет полномочия по владению указанным имуществом. Никаких иных правообладателей не установлено.

Ссылки на то, что все объекты недвижимости, принадлежащие курорту, построены до принятия СНиП 35-01-2001, суд во внимание не принимает. Согласно инвентарных дел все спорные объекты возведены до 2001 г. А СНиП 35-01-2001 действительно гласят, что при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Однако федеральный закон не ставит обязанность собственника обеспечить доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной сферы с годом введения этих объектов в эксплуатацию.

В соответствии с представленной Генеральным директором ЗАО справкой за 9 месяцев 2010 года на курорте прошли санаторно-курортное лечение по путевкам 8 073 человека, из которых 5 человек проходивших санаторно-курортное лечение являлись инвалидам (лица, относящиеся к маломобильным группам населения). Но суд не может принять во внимание ссылки ответчика на незначительное количество представителей маломобильных групп населения и инвалидов, проходящих оздоровление на курорте, которым, якобы, достаточно для размещения одного - 5 - корпуса. Заранее число лиц, относящихся к указанным категориям граждан, которые одновременно могут воспользоваться услугами курорта, установить невозможно. К тому же согласно приказу № 9 т 31.01.2011 г. генерального директора ЗАО, лица, относящиеся к маломобильным группам населения при заселении размещаются на первых этажах всех, а не только пятого корпуса.

Не принимает во внимание суд заключение по результатам обследования территории курорта от 08.02.2011 г., составленное представителями ВОИ. Во-первых, этот акт составлен без участия специалистов-строителей, во-вторых, - без участия представителя курорта, в-третьих - стороной по делу, т.е. заинтересованным лицом.

         Вместе с тем, суду представлены еще два акта обследования зданий курорта, оформленные надлежащим образом и в присутствии уполномоченных представителей ответчика - от 15.02.2011 г. и от 29.03.2011 г.

В ходе проверки объектов недвижимости ЗАО «Курорт Ключи» было установлено, что здания спальных корпусов №№ 1, 2, 3, 4, здание цеха по розливу минеральных вод с бюветом и баром не оборудованы пандусами; пандусы 5-го корпуса и клуба-столовой, административного корпуса не соответствуют СНиП гладус наклона превышает допустимые параметры); также не соответствуют требованиям СНиП лестницы, а именно - поручни, ширина и высота ступеней. По результатам обследования сделано заключение о том, что для создания благоприятной среды и беспрепятственного доступа в здания ЗАО «Курорт Ключи» маломобильным группам населения необходимо довести параметры высоты подъема ступеней и ширины ступеней лестничных маршей до стандартных нормативов; оборудовать лестничные марши поручнями в соответствии с требованиями СНиП, предусмотреть, кроме лестниц, иные средства подъема, привести в соответствие с требованиями СНиП габаритные размеры пандусов и их уклоны.

         Ссылки истца на проводившуюся реконструкцию зданий курорта, при которой следовало обеспечить соблюдение СНиП, суд во внимание принять не может. Согласно представленной документации и объяснениям ответчика, реконструкция касалась только надстройки мансардного этажа корпуса № 2, а также проводился ремонт помещений курорта, но в 2000 г. Эти доводы не опровергнуты.

         В части требований оборудовать объекты курорта пандусами или иными средствами подъема требования прокурора не конкретизированы (имеются в виду только входные группы или здания в целом). Что касается лестниц, то в судебном заседании прокурор пояснил, что подразумеваются и лестницы межэтажных маршей внутри зданий.

          По мнению суда, оборудование в соответствие со СНиП входных групп, запасных выходов явно не связано с нарушением или изменением конструктивных несущих элементов зданий, следовательно, технически возможно. То же касается лестниц входных групп и поручней. Ответчик этого не оспаривает. В этой части иск подлежит удовлетворению.

          Вместе с тем суд полагает заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что изменение ширины проступей и высоты подъема ступеней маршей лестниц внутри зданий технически невозможно.

Из объяснений У.., участвовавшей в обследовании зданий курорта, следует, что сделанные по результатам обследования заключения носили рекомендательный характер и были сделаны без учета технической возможности проведения указанных мероприятий. В то же время она пояснила, что лестницы маршей, расположенных внутри зданий - железобетонные, заводского изготовления, изменение их параметров представляется ей, как специалисту, имеющему строительное образование и стаж по специальности 20 лет, технически невозможным.

Свидетели М. и К. пояснили, что приведение лестниц внутри зданий в соответствие со СНиП технически невозможно, т.к. требуемым по СНиП их размерам не соответствуют размеры лестничных клеток и маршей, следовательно, для приведения лестниц в соответствие со СНиП потребуется изменение несущих конструкций зданий - нарушение всей «коробки».

Эти доводы ничем не опровергнуты. Заключения о технической возможности проведения всех заявленных прокурором мероприятий суду не представлено. Доводы прокурора о том, что доказывать техническую невозможность обязан ответчик, несостоятельны. Дело рассмотрено в порядке искового производства, поэтому бремя доказывания распределяется в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, т.е. прокурор должен был либо представить доказательства возможности осуществления своих требований либо опровергнуть доказательства, представленные ответчиком. Этого не сделано. По тем же основаниям суд считает, что не может идти речь об обустройстве пандусами или иными средствами подъема зданий внутри - нет сведений о технической возможности такого обустройства.

В силу ст. 15 ФЗ ч. 4 «О социальной защите инвалидов в РФ» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Но отсутствие такого согласования само по себе не может служить основанием для возложения на курорт обязанности в полной мере привести здания в соответствии со СНиП 35-01-2001, поскольку как уже указывалось, отсутствуют доказательства технической возможности такого переустройства. К тому и прокурор первоначально, и представители общества инвалидов в обращении прокурору края от 06.09.2010 г. вели речь только о пандусах, т.е. обустройстве входных групп. Следовательно, полагали, что этим и будут обеспечены минимальные потребности, о которых идет речь в ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Таким образом, в удовлетворении иска в этой части должно быть отказано.

Исходя из вышеизложенного и содержания требований СНиП 35-01-2001 суд считает необходимым обязать ЗАО «Курорт Ключи»: оборудовать входные группы зданий спальных корпусов №№ 1,2,3,4, здания цеха по розливу минеральных вод с бюветом и баром (входы в лечебный корпус № 2 и ресторан, питьевой бювет) пандусами в соответствии со п. 3.29 п. 3.32 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»:максимальной высотой одного подъема (марша) пандуса не более 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1, 0 м. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Несущие конструкции пандусов должны быть выполнены из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций - не менее R120. С бортиками высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания ноги или трости. Вдоль обеих сторон пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м. Завершающие части поручня должны быть длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м; привести в соответствие с вышеприведенными положениями п.п. 3.29-3.32 о СНиП 35-01-2001 пандусы при входах в здание корпуса № 5 и клуба-столовой, административного корпуса; привести в соответствие с п. 3.28 СНиП 35-01-2001 ширину проступей и высоту подъема ступеней входной группы административного корпуса, входных групп и запасных выходов спальных корпусов №№ 1,2,3,4, входной группы цеха по розливу минеральной воды с бюветом и баром: ширина проступей - не менее 0,3 м, высота подъема ступеней - не более 0, 15 м; оборудовать лестницы административного корпуса (входная группа), тамбура спального корпуса № 1, лестницу запасного выхода здания по розливу минеральной воды с бюветом и баром, лестницу входной группы в столовую здания корпуса № 5 и клуба -столовой поручнями в соответствии с п. 3.32 СНиП 35-01-2001: вдоль обеих сторон лестниц, на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей высоте, завершающие части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 м;привести в соответствиес п. 3.32 СНиП 35-01-2001 высоту и завершающую часть поручней лестниц спальных корпусов № 1,2,3,, цеха по розливу минеральных вод с бюветом и баром (вход в питьевой бювет).

(Поскольку п. 3.27 и 3.28 СНиП не относятся к пандусам, п. 3.33 СНиП касается рельефного обозначения этажей, на что прокурор в иске не ссылался; п. 3.34, п. 3.35 СНиП касаются средств подъема внутри зданий - лифтов и подъемников на этажах выше или ниже первого; п. 3.32 не регулирует ширину и высоту ступеней лестниц).

Что касается установления для ответчика шестимесячного срока для выполнения указанных работ, суд полагает, что это требование удовлетворению также не подлежит. Этот срок законодательно не установлен, не подтвержден проектными расчетами и т.д.

                     Руководствуясь изложенным, ст. ст. 194-198 ГПК РФ; суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Суксунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Курорт Ключи» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры удовлетворить частично:

Обязать ЗАО «Курорт Ключи»:

- оборудовать входные группы зданий спальных корпусов №№ 1,2,3,4, здания цеха по розливу минеральных вод с бюветом и баром (входы в лечебный корпус № 2 и ресторан, питьевой бювет) пандусами в соответствии со п. 3.29 п. 3.32 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»:максимальной высотой одного подъема (марша) пандуса не более 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1, 0 м. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Несущие конструкции пандусов должны быть выполненыиз негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций - не менее R120. С бортиками высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания ноги или трости. Вдоль беих сторн рандусов необходимл устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м. Завешающие части поручня должны быть длиннее наклонной части пандуса на 0,3 м;

- привести в соответствие с вышеприведенными положениями п.п. 3.29-3.32 о СНиП 35-01-2001 пандусы при входах в здание корпуса № 5 и клуба-столовой, административного корпуса;

- привести в соответствие с п. 3.28 СНиП 35-01-2001 ширину проступей и высоту подъема ступеней входной группы административного корпуса, входных групп и запасных выходов спальных корпусов №№ 1,2,3,4, входной группы цеха по розливу минеральной воды с бюветом и баром: ширина проступей - не менее 0,3 м, высота подъема ступеней - не более 0, 15 м;

- оборудовать лестницы административного корпуса (входная группа), тамбура спального корпуса № 1, лестницу запасного выхода здания по розливу минеральной воды с бюветом и баром, лестницу входной группы в столовую здания корпуса № 5 и клуба -столовой поручнями в соответствии с п. 3.32 СНиП 35-01-2001: вдоль обеих сторон лестниц, на высоте 0,9 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей высоте, завершающие части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 м;

- привести в соответствие с п. 3.32 СНиП 35-01-2001 высоту и завершающую часть поручней лестниц спальных корпусов № 1,2,3,, цеха по розливу минеральных вод с бюветом и баром (вход в питьевой бювет).

В удовлетворении требованийоб оборудовании спальных корпусов № 1,2,3,4 пандусам или иными средствами подъема помимо входных групп; о приведении в соответствие со СНиП 35-01-2001 (в том числе п. 3.32) ширины проступей и высоты подъема ступеней маршей лестниц административного корпуса, маршей лестниц спальных корпусов №№ 1, 2, 3, 4 (за исключением запасных выходов и входных групп), а также - об установлении шестимесячного срока для выполнения указанных требований - прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                        О.А. Доронкина