именем Российской Федерации п. Суксун «29» апреля 2011 года Суксунский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ярушиной А.А., при секретаре Вязовиковой О.Б., с участием представителя истца- пом. прокурора Суксунского района Чебыкина И.В., представителя ответчика администрации Суксунского муниципального района, действующего по доверенности Мелентьева А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суксунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации Суксунского муниципального района, муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Суксунская детская школа искусств», управления образования администрации Суксунского муниципального района в части непринятия мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных предписанием № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г. госинспектора по пожарному надзору, и возложении обязанности на указанные выше учреждения устранить допущенные нарушения, У С Т А Н О В И Л: прокурор Суксунского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации : - о признании незаконным бездействия администрации Суксунского муниципального района, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Суксунская школа искусств», по устранению недостатков, выявленных предписанием № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г. госинспектора по пожарному надзору; - о возложении на ответчика МОУ ДОД «Суксунская школа искусств» обязанности: устранить выявленные нарушения, а именно: провести с обслуживающим персоналом учреждения противопожарный инструктаж; установить сертифицированную дверь с нормированным пределом огнестойкости, отделяющей чердачное помещение от коридора второго этажа здания; установить двери лестничной клетки с уплотнителем в притворах; установить в помещениях здания знаки пожарной безопасности; остеклить окна чердачных помещений; оборудовать стационарные лестницы для выхода на кровлю через окно чердака; привести в исправное состояние систему воздуховода; очистить чердачное помещение от сгораемого мусора; произвести ремонт коридоров здания с целью демонтажа с пола и стен сгораемых материалов; - о возложении на администрацию Суксунского муниципального района обязанности по устранению допущенного нарушения по финансированию затрат МОУ ДОД «Суксунская школа искусств» на устранение вышеуказанных нарушений. Далее прокурором было уточнено наименование ответчика- МОУ ДОД «Суксунская школа искусств», а именно указано наименование Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Суксунская детская школа искусств» (далее по тексту решения - школа). Также прокурором были дополнены исковые требования, в качестве ответчика по заявленным ранее требованиям прокурор просил привлечь управление образования администрации Суксунского муниципального района, признать незаконным его бездействие в части непринятия мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных отделением ГПН в п. Суксун в МАОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств» (п.1-3, 5,7-12 предписания) и возложить обязанность по устранению допущенного нарушения по финансированию затрат МАОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств», необходимых для устранения указанных выше нарушений. Требования прокурор мотивировал тем, что 16.08.2010 г. отделением ГПН в п. Суксун в МОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств» была проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой в адрес директора было внесено предписание № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г. об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Срок исполнения предписания: до 29.11.2010 г. В указанный срок выявленные нарушения школой были устранены лишь частично: 2 пункта из 12 пунктов предписания, что подтверждено проведенной 18.01.2011 г. проверкой надзорного органа. Неисполненными остались пункты 1-3,5,7-12 предписания № 77/1/1-12 от 16.08.2010. Полагает, что в силу п.1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны № 313 от 18.06.2003 г. Правила, которые были нарушены муниципальным учреждением, обязательны для применения и исполнения … органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.. в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п.2 Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом № 645 от 12.12.2007 г. ответственность за организацию и своевременность обучения работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций. В сиу ст. 120 ГК РФ при недостаточности средств бюджетного учреждения субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения должен нести собственник имущества. Кроме того, указал, что согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» и ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. школа обязана принять меры к выполнению предписаний должностного лица пожарной охраны и в пределах собственных финансовых средств и за счет средств местного бюджета, к оборудованию помещений школы в соответствии с требованиями пожарной безопасности. В судебном заседании прокурор на всех заявленных требованиях настаивает. Представитель ответчика - администрации Суксунского муниципального района Пермского края, Мелентьев А.Б., действующий на основании доверенности, с иском не согласен, пояснил, что администрация является не надлежащим ответчиком, т.к. школа является автономным учреждением, а учредителем автономного учреждения и собственником находящегося у него имущества является МО «Суксунский муниципальный район» в силу ч.3 ст. 6 ФЗ «Об автономных учреждениях». Функции учредителя МО «Суксунский муниципальный район» осуществляет Управление образования администрации Суксунского муниципального района. Финансирование учреждений осуществляется в рамках муниципального задания, которое формирует Управление образования, и соответственно средства на содержание недвижимого имущества также должны быть заложены в муниципальном задании. Если средства в муниципальном задании не были предусмотрены, то это вина самого учреждения и учредителя. Школа не является получателем бюджетных средств, т.к. получателем согласно ст.6 БК РФ являются органы местного самоуправления, которые распределяют средства согласно государственного муниципального задания в порядке, установленном постановлением администрации от 14.12.2010 г. № 216 «О формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями..». Администрация Суксунского муниципального района финансирование не осуществляет. Руководство школы с предложением о финансировании работ по устранению нарушений пожарной безопасности не обращалось, доказательств тому не предоставлено. Кроме того, в силу ст.2 закона «Об автономных учреждениях» собственник имущества не отвечает по обязательствам автономного учреждения. Представитель ответчика - Управления образования администрации Суксунского муниципального района Пермского края, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представитель управления Никифоров В.А. пояснял, что своих средств у управления нет, все средства выделяет администрация, дополнительного финансирования на противопожарные мероприятия школы искусств не было. О наличии предписания он знал еще в сентябре-октябре 2010 года, ему представили копию предписания. Однако в письменной форме со служебной запиской о выделении денежных средств представитель МАОУ ДОД к ним не обращался. Представитель ответчика - школы в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения извещена надлежащим образом, ранее директор школы Петровских Е.А. поясняла, что с иском прокурора согласна частично, так как часть нарушений устранена, а именно: сделана пропитка чердачных помещений и замеры изоляции за счет пожертвований родителей и платных услуг, а также приобретены пожарные знаки и проведен противопожарный инструктаж с работниками школы. Полностью устранить недостатки, указанные в предписании, невозможно из-за отсутствия денежных средств. Третье лицо - 24 отделение надзорной деятельности по Суксунскому муниципальному району МЧС России по Пермскому краю, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представитель пожоргана Шестаков С.П. иск прокурора поддерживал. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично. Судом установлено, что МАОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств» является муниципальным автономным учреждением, что подтверждается п.1.1. Устава (л.д. 106), имущество за которым согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и п. 1.1. Устава закреплено на праве оперативного управления (л.д.127). Собственником имущества согласно п.1.3. Устава является Суксунский муниципальный район, в лице комитета имущественных отношений Администрации Суксунского муниципального района (л.д.106). Целью деятельности школы согласно п.2.1 Устава является обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование, творческое развитие личности и реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства (л.д.109). Согласно лицензии серии А № 247615 от 28.08.2007 г., которая действительна в силу ч.12 ст.5 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», школа имеет право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников (л.д.7). Таким образом, требования прокурора в соответствии со ст. 45 ГПК РФ направлены в защиту интересов неопределенного круга лиц- обучающихся учреждения (детей), которые являются незащищенной категорией лиц и в силу вышеизложенных правовых норм имеют право на получение установленного государственного стандарта образовательных услуг и благоприятные условия для обучения. Согласно абзацу 5 п.2 ст. 120 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Вместе с тем, п.3 ст.120 ГК РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из п. 2.1. договора о взаимоотношениях между МАОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств» и Управлением образования администрации Суксунского муниципального района от 17.01.2011 г. следует, что учредитель обязан осуществлять финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (л.д.41). Иных положений в части содержания имущества договор не предусматривает. Согласно ст.4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью, осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем. При этом финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае из бюджета муниципального района. В соответствии с пп.3 п.1 ст.6 ФЗ «Об автономных учреждениях» учредителем автономного учреждения является муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. В силу пп.3 п.3 ст.6 указанного закона в случае, если иное не установлено федеральными законами или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, функции и полномочия учредителя автономного учреждения, предусмотренные указанным Федеральным законом, осуществляются органом местного самоуправления в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией. Согласно постановлению администрации Суксунского муниципального района № 236 от 27.12.2010 функции учредителя автономного учреждения от имени муниципального образования осуществляет Управление образования администрации Суксунского муниципального района, а имущество, ранее закрепленное за МОУ закреплено за автономных учреждением (л.д. 135). Согласно п. 1.2 Устава школы, утвержденного 27.12.2010 г., учредителем является Управление образования администрации Суксунского муниципального района, которое и являлось учредителем школы до изменения типа учреждения в силу п. 1.2 Устава от 2008 г. (л.д.106, 78). Таким образом, Администрация района не является надлежащим ответчиком по делу, в связи с чем в части требований о признании незаконным ее бездействия и возложения обязанности в части непринятия мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений выявленных предписанием следует отказать. В связи с вышеизложенным, бремя содержания имущества, переданного в оперативное управление учреждению, несет собственник - Суксунский муниципальный район в лице его отраслевого органа- Управления образования Администрации Суксунского муниципального района Пермского края, являющегося учредителем школы. Судом установлено, что 16.08.2010 г. отделением ГПН в п.Суксун 13-ОГПН по Кунгурскому городскому округу, Кунгурскому, Суксунскому, Ординскому, Березовскому, Кишертскому муниципальным районам УГПН ГУ МЧС России по Пермскому краю было вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 77/1/1-12 в помещениях МОУ «Суксунская детская школа искусств» по адресу: п.Суксун, ул. Ленина, 27 Суксунского района Пермского края по 12 пунктам, при этом установлен срок для устранения нарушений до 29.11.2010 г. (л.д. 8). В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Предписание не оспорено, доказательств тому не представлено, с указанными в нем нарушениями правил пожарной безопасности представитель ответчика - школы и представитель ответчика - управления образования администрации района были ознакомлены. Согласно акту проверки 24 ОНД по Суксунскому муниципальному району от 18.01.2011 г. в отношении МОУ «Суксунская детская школа искусств» выявлено, что нарушения устранены частично, остались невыполненными 10 пунктов предписания, а именно, в части допущенных нарушений требований пожарной безопасности: - с обслуживающим персоналом не проведен противопожарный инструктаж под роспись в журнале инструктажей, лицом прошедшим пожарно-технический минимум в организации имеющей лицензию на проведение инструктажей (п.1 предписания № 77/1/1-12); - не установлена сертифицированная дверь с нормированным пределом огнестойкости, отделяющая чердачное помещение от коридора второго этажа здания (п.2 предписания № 77/1/1-12); - двери лестничной клетки не выполнены с уплотнением в притворах (п.3 предписания №); - в помещениях здания не установлены знаки пожарной безопасности согласно ГОСТ (место размещения огнетушителя, электрощита, направления к выходам, не курить, место для курения) (п.5 предписания №); - окна чердачного помещения не остеклены (п.7 предписания №); - в чердаке здания не оборудованы стационарные лестницы для выхода на кровлю через окна чердака (п.8 предписания №); - не приведены в исправное состояние системы воздуховодов в чердачном помещении здания (п.9 предписания №); - чердачное помещение не очищено от сгораемо материала, голубиного помета (п.10 предписания №); - на путях эвакуации в коридорах стены покрыты масляными и нитрокрасками (п.11 предписания №); - на путях эвакуации в коридорах не демонтирован сгораемый материал (линолеум) (п.12 предписания №). Согласно распоряжению комитета имущественных отношений администрации Суксунского района Пермской области № 116 от 15.06.2005 г. и акту приема-передачи от 15.06.2005 г. двухэтажное кирпичное здание с теплым пристроем (лит. АА1), общей площадью 781,6 кв.м., расположенное по адресу: ул. Ленина, д.27, п. Суксун, Пермской области передано в оперативное управление МОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств» (л.д.23,24). Указанные обстоятельства также подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права серии 59 БА № 059130 от 07.09.2005 г. (л.д.22). Существенное значение в данном случае имеет тип образовательного учреждения, а именно являлось оно бюджетным либо автономным учреждением. Так, судом установлено, что на момент вынесения предписания учреждение имело статус муниципального образовательного учреждения и полное наименование его МОУ ДОД «Суксунская школа искусств», что подтверждается Уставом от 2008 г. и выпиской из ЕГРЮЛ от 28.02.2011 г., т.е. являлось бюджетным (л.д.77-104 и 73-76). На момент обращения с иском в суд наименование учреждения изменилось, полное наименование учреждения - муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Суксунская детская школа искусств». Изменение наименования связано с изданием постановления администрации Суксунского муниципального района № 236 от 27.12.2010 г., согласно которого создано муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Суксунская детская школа искусств» путем изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Суксунская детская школа искусств». В соответствии с указанным постановлением также закреплены функции и полномочия учредителя создаваемого учреждения за Управлением образования Администрации Суксунского муниципального района и закреплено имущество, которое ранее было закреплено за МОУ ДО «Суксунская ДШИ» (л.д. 135). Указанные обстоятельства в части изменения наименования также подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ от 28.02.2011 г., записи №10,11 и № 421-507 и (л.д.73,76). В соответствии с ч.14 ст.5 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения. Устав МАОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств» также предоставлен суду, соответствует требованиям ст.7 ФЗ «Об автономных учреждениях» и содержит новое наименование школы, содержащее указание на то, что она является автономным учреждением (л.д. 105-134). В силу изложенного, МАОУ ДОД ««Суксунская детская школа искусств» является надлежащим ответчиком по делу. Доводы представителя ответчика - Администрации Суксунского муниципального района о том, что собственник не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения несостоятельны. Действительно, согласно абз.5 ч.2 ст.120 ГК РФсобственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Указанные положения закона также нашли отражение в п.6.6 Устава школы (л.д. 178). Однако в соответствии с п.10 ст.5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа. В судебном заседании было установлено, что обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности возникла у муниципального образовательного учреждения 16.08.2010 г. (день вынесения предписания), т.е. до изменения его типа на автономное постановлением администрации Суксунского муниципального района № 236 от 27.12.2010 г. со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ 14.01.2011 г., записи № 428-429 в выписке из ЕГРЮЛ от 28.02.2011 г. (л.д.76). Таким образом, при изменении типа учреждения учредитель был обязан закрепить за ним денежные средства в объеме, достаточном для исполнения обязательств (устранения нарушений правил пожарной безопасности), возникших до изменения типа учреждения. Однако в нарушение указанных положений закона денежные средства в объеме, необходимом для устранения выявленных нарушений, за автономным учреждением закреплены не были, доказательств обратного не предоставлено. В предоставленном суду муниципальном задании, утвержденном приказом начальника управления образования № 6 от 28.01.2011 г. сведений о выделении средств не содержится (л.д. 35-40). Представитель ответчика -Управления образования также ранее пояснял, что средства не выделялись, т.к. представитель школы со служебной запиской в письменной форме не обращался. В соответствии с п.3.7 Положения об Управлении образования Администрации Суксунского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Земского собрания Суксунского муниципального района от 29.03.2006 г. №192 управление образования обеспечивает финансово-экономическую деятельность системы образования (л.д.210). В силу п.3.8.3 управление образования составляет сметы на капитальный ремонт учреждений, заключает договоры на их проведение с подрядными организациями, осуществляет контроль за их выполнением, а также в соответствии с п.3.8.5. организует строительство и ремонт, осуществляемый силами хозяйственно-эксплуатационной группы Управления образования. В соответствии с п.5.3. Устава школы (МАОУ) к компетенции учредителя относится обеспечение содержания зданий и сооружений школы, указанные положения также были закреплены в Уставе школы до изменения типа учреждения (л.д.119). Ранее действовавший договор о взаимоотношениях между МОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств» и управлением образования администрации Суксунского муниципального района от 01.09.2007 г. содержал положения о том, что школа обязуется обеспечить в своей деятельности безопасные условия обучения и труда в соответствии с требованиями норм техники безопасности, охраны жизни и здоровья, санитарно-гигиенических и противопожарных правил (п.3.3. договора). Учредитель (управление образования) гарантирует своевременное финансирование школы из средств регионального и муниципального бюджетов и иных источников по складывающимся нормативам, определяемым из расчета расходов на одного учащегося в год, при этом норматив финансирования включает в себя средние текущие расходы, связанные с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений, штатного расписания школы, а также учитывает специфику школы, состоит в необходимости производства дополнительных расходов в соответствии со статусом школы (п.5.1. договора). Согласно п.2 ст.120 ГК РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В силу п.6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением, каковым являлась школа до изменения типа учреждения, осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем … Вместе с тем, судом установлено, что денежные средства на выполнение работ по устранению нарушений, выявленных при проведении проверки и указанные в предписании № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г. госинспектора по пожарному надзору не выделялись школе ни в 2010 г., когда она имела тип бюджетного учреждения, ни в 2011 году как автономному учреждению, доказательств тому не предоставлено. Таким образом, обязанность по финансированию выявленных нарушений должно нести Управление образования как учредитель. При указанных обстоятельствах, суд считает доводы прокурора о признании незаконным бездействия Управления образования администрации Суксунского муниципального района в части непринятия мер по финансированию затрат по устранения допущенных нарушений правил пожарной безопасности, указанных в предписании № 77/1/1-1-12 от 16.08.2010 г. по п. п.2, 3, 7-12 в помещениях школы обоснованными. В связи с изложенным, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора частично и признать незаконным бездействие управления образования администрации Суксунского муниципального района в части непринятия мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в п.2, 3, 7-12 предписания № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г. Вместе с тем, судом учитывается, что согласно п.1.11 Устава школа также несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников школы во время образовательного процесса, согласно п. 6.17 Устава обязана осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества (л.д.107, 129). Кроме того, в настоящее время Учреждение является автономным и помимо оказания образовательных услуг в рамках муниципального задания, школа в силу п.1.19 Устава вправе привлекать дополнительные финансовые источники, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг…., согласно пп.4 п.2.3 Устава вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность (л.д. 109). В связи с чем, бездействие МАОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств» в части непринятия мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в п.2, 3, 7-12 предписания № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г. также следует признать незаконным и возложить обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в п.2, 3, 7-12 предписания № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г. В силу пп.4 п.6.8 Устава в ранее действовавшей редакции от 2008 г. школа была обязана осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества в пределах средств, выделенных учредителем согласно утвержденной в установленном порядке сметы расходов, если иное не предусмотрено договором между школой и учредителем (л.д.100). Как установлено выше, договором о взаимоотношениях от 01.09.2007 г. обязанность по финансированию затрат, в том числе на содержание имущества, была возложена на учредителя - Управление образования. В силу абз.4 п.2 ст. 120 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2011 г., т.е. на момент вынесения предписания об устранении нарушений правил пожарной безопасности, частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного учреждения исключена из ГК РФ, в связи с внесением изменений в статью 120 ГК РФ пп. «в» п.2 ст.5 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». При этом согласно п.1 ст.33 указанного закона изменения вступили в силу с 01.01.2011 г., а в силу п.12 указанной статьи положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции закона № 83-ФЗ) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года. В соответствии с абз.2 ч.1 ст.399 ГК РФ если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Таким образом, в силу взаимосвязанных положений п.2 ч.1 ст.399 ГК РФ и п.10 ст.5 Федерального закона «Об автономных учреждениях» в случае отсутствия денежных средств у МАОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств», достаточных для финансирования работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в п.2, 3, 7-12 предписания № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г., обязанность по оплате этих мероприятий следует возложить на управление образования администрации Суксунского муниципального района. В удовлетворении оставшейся части требований прокурору следует также отказать в связи со следующим. Судом установлено, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в п.1 и 5 предписания МАОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств» устранены. В подтверждение выполнения пункта 1 и 5 предписания № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г. суду предоставлены журнал учета инструктажей по пожарной безопасности № 2, от 31.01.2011 г., согласно которого с работниками МАОУ ДОД проведен инструктаж под роспись (л.д.217-223), а также фотографии и копии знаков пожарной безопасности (л.д. 164-176, 185-191). При указанных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований в этой части. Руководствуясь изложенным, ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Суксунского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие управления образования администрации Суксунского муниципального района в части непринятия мер по финансированию затрат, направленных на устранение нарушений, выявленных в п.2, 3, 7-12 предписания № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г. Признать незаконным бездействие МАОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств» в не устранении нарушений, выявленных в п.2, 3, 7-12 предписания № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г. Обязать МАОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств» устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанные в п.2, 3, 7-12 предписания № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г. В случае отсутствия денежных средств у МАОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств», достаточных для финансирования работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в п.2, 3, 7-12 предписания № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г., обязанность по оплате этих мероприятий возложить на управление образования администрации Суксунского муниципального района. В удовлетворении требований прокурора об устранении нарушений, выявленных п.1,5 предписания № 77/1/1-12 от 16.08.2010 г. к управлению образования администрации Суксунского муниципального района, МАОУ ДОД «Суксунская детская школа искусств» отказать. В удовлетворении требований прокурора к администрации Суксунского муниципального района отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий подпись А.А. Ярушина Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2011 г.