Требования о предоставлении лицу жилого помещения удовлетворены частично



Дело Р Е Ш Е Н ИЕ

именем Российской Федерации

«27» мая 2011 г.                                                                                               п. Суксун

Суксунский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Ярушиной А.А.,

при секретаре Вязовиковой О.Б.,

с участием представителя истца- пом.прокурора Суксунского района Чебыкина И.В.,

истца Минина Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Суксунского района в защиту прав и законных интересов Минина Д.И. к Администрации Суксунского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Суксунского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов     Минина Д.И. с иском к Администрации Суксунского муниципального района (далее-Администрации), Правительству Пермского края о предоставлении Минину Д.И. жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Требования мотивирует тем, что оба родителя Минина Д.И. были лишены родительских прав: мать Тряпицина Т.М.- решением Ординского суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец Минин И.Д.-решением Суксунского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ После лишения матери родительских прав в 1996 г. Минин Д.И. был помещен в Ашапский детсткий дом. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в семье отца. В связи с осуждением отца по приговору Суксунского райсуда от ДД.ММ.ГГГГ вновь был помещен в Суксунский детский дом, откуда в 2001 г. его вновь забрал к себе в семью отец. Постановлением главы администрации Суксунского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ Минин Д.И. был отобран из семьи отца и помещен в Суксунский детский дом. С ДД.ММ.ГГГГ Минин Д.И. был передан в приемную семью Бахаревой Т.А., где проживал до своего совершеннолетия(договор о приемной семье от ДД.ММ.ГГГГ, приказ МТУ от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении от исполнения обязанностей приемного родителя.).В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Минин прошел обучение в ГОУ НПО ПУ г. Кунгура. В настоящее время Минин Д.И. зарегистрирован в качестве безработного, проживает на съемной квартире в г. Кунгуре.

ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен жилищной комиссией администрации района на учет с целью предоставления жилой площади по льготному списку воспитанников детского дома.

Постановлением главы администрации Суксунского района от 23.09 2004 г. за Мининым Д.И. было сохранено право проживания в <адрес>. Однако на момент закрепления жилого помещения по этому адресу за несовершеннолетним Мининым это жилое помещение принадлежало на праве собственности деду истца Минину Д.И., умершему ДД.ММ.ГГГГ, ни самому Минину Д.И., ни его родителям это жилье на момент закрепления не принадлежало В связи с чем, данное жилье было закреплено за Мининым незаконно. Также с сентября 2004 г. Минин Д.И. в этом доме не проживает, регистрации по данному адресу никогда не имел. Кроме того, прокурор дополнил требования, указав, что просит учесть в качестве дополнительных оснований для удовлетворения иска то обстоятельство, что жилой дом, право пользования которым закреплено за Мининым Д.И., расположенный по адресу: <адрес>, заключением межведомственной комиссии признан непригодным для проживания.

Полагает, что     Минин Д.И. имеет право на предоставление жилья вне очереди согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также - по основаниям ст. 57 ЖК РФ, как лицо, оставшееся без попечения родителей, при прекращении над ним опеки, по окончанию пребывания в образовательном учреждении.

Просит возложить на Правительство Пермского края обязанность по переводу необходимых денежных средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма истцу, также просит обязать Администрацию за счет средств, перечисленных Правительством Пермского края приобрести жилое помещение для Минина Д.И., общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма.

В судебном заседании истец Минин Д.И. заявленные требования поддержал.

Представитель истца - пом. прокурора Чебыкин И.В. настаивает на исковых требованиях, с учетом уточнения иска.

Представитель ответчика- администрации Суксунского муниципального района, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Правительства Пермского края, просивший о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил в иске прокурору отказать.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) под детьми, оставшимися без попечения родителей понимаются лица, в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав.

Судом установлено, родителями истица Минина Д.И. 05. мая 1992 г.р. являются отец Минин И.Д., мать - Тряпицына (л.д.9). Родители истца лишены родительских прав: Тряпицина Т.М.- решением Ординского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), отец Минин И.Д.-решением Суксунского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10). Согласно данных алфавитной книги записи учащихся Суксунского санаторного детского дома Минин Д.И. помещен в данное учреждение ДД.ММ.ГГГГ в связи с осуждением отца Суксунским районным судом к лишению свободы, что также следует из приговора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16 ) Как пояснил свидетель Минин И.Д. после освобождения из мест лишения свободы в 2001 г. он забрал сына к себе, в 2004 <адрес> ушел из семьи в Суксунский детдом. Постановлением главы муниципального образования «Суксунский район» от ДД.ММ.ГГГГ органу опеки и попечительства разрешено забрать Минина Д.И. из семьи Минина И.Д. с ДД.ММ.ГГГГ. Также указано, что за Мининым Д.И. сохранено право проживания в <адрес>, где он зарегистрирован и проживает вместе с отцом Мининым И.Д. (л.д.8). С ДД.ММ.ГГГГ Минин Д.И. был передан в приемную семью Бахаревой Т.А., где проживал до своего совершеннолетия, что подтверждается приказом МТУ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Минин Д.И. обучался в ПУ <адрес> (л.д.8). Как следует из копии паспорта истца, он зарегистрирован по адресу: <адрес> по месту нахождения детского дома с ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, истец относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, на него распространяются социальные гарантии, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям, оставшимся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства), по окончании их пребывания в образовательных учреждениях.

Согласно сведений администрации Суксунского муниципального района, представленных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Минин Д.И., зарегистрированный по месту жительства : <адрес> на учете нуждающихся в жилом помещении в администрации Суксунского муниципального района не состоит (л.д.17).

Между тем, как следует из справки, имеющейся в материалах личного дела воспитанника Суксунского детдома Минина Д.И. (л.д.15), подписанной в том числе и секретарем жилищной комиссии Ш., воспитанник Суксунского детского дома Минин Д.И. поставлен на очередь на получение жилья в <адрес>, список , очередь . Факт выдачи данной справки подтвердила свидетель И. (до брака-Ш. Согласно представленной копии Списка , где значатся в том числе и воспитанники Суксунского детского дома, составленного согласно пояснениям свидетеля И. по состоянию на 2000 г., Минин Д.И значится в данном Списке под № 56 с указанием даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64). Свидетель И. (до брака- Ш.) пояснила, что она работала секретарем жилищной комиссии администрации Суксунского района в период 1999 г. по 2008 г., данный Список заполнялся ею на основании решений жилищной комиссии, к протоколу заседания жилищной комиссии он не приобщался. Данные лиц, поставленных на учет, также вносились ею в протоколы жилищной комиссии, протоколы жилищной комиссии она сдавала в общий отдел администрации Суксунского района для передачи в районный архив, по какой причине там отсутствуют отдельные протоколы заседаний, она пояснить не может. Распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ Ш. утверждена секретарем жилищной комиссии администрации Суксунского района (л.д.62). Согласно сведениям районного архива администрации Суксунского муниципального района в протоколах жилищной комиссии за 1999 г.-2004 г. сведения о постановке на учет Минина Д.И., а также сведения о его снятии с учета отсутствуют ; за 2000 г. имеются 3 протокола заседаний жилищной комиссии (от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). При таких обстоятельствах, учитывая, что ненадлежащее исполнение должностными лицами своих служебных обязанностей не может влиять на реализацию права на жилье Мининым Д.И., суд считает установленным факт постановки Минина Д.И. на жилищный учет жилищной комиссией администрации Суксунского района в 2000 г.

Как следует из постановления главы муниципального образования «Суксунский район» от ДД.ММ.ГГГГ за Мининым Д.И. сохранено право проживания в <адрес>, где он зарегистрирован и проживает вместе с отцом Мининым И.Д. Между тем, как следует из адресной справки (л.д.18) УФМС в Суксунском районе, Минин Д.И. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу : <адрес> (ранее- Суксунский детский дом) по настоящее время, его отец Минин И.Д. зарегистрирован по указанному в постановлении адресу лишь со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Согласно архивной справке (л.д.12) по данным похозяйственной книги за 1967-2003 г.г. главой хозяйства значится Минин Д. (умер ДД.ММ.ГГГГ). Из представленной выписки из ЕГРП, свидетельства о госрегистрации права следует, что собственником 1/2 доли жилого <адрес> значится Минин И.Д. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.21, 44). Следовательно, на момент закрепления права проживания в жилом помещении по <адрес> за Мининым Д.И., данное жилое помещение в собственности его родителей не находилось, по договору социального найма им не предоставлялось, собственником жилья значился дед истца Минин Д.И., членом семьи которого истец Минин Д.И. не являлся, данные, указанные в постановлении о том, что за Мининым Д.И. сохранено право проживания в доме, где он зарегистрирован и проживает вместе с отцом, не соответствуют действительности, как следует из указанных выше документов.. В связи с чем, право на сохранение данного жилья за Мининым Д.И. по основаниям ст.71 СК РФ, предусматривающей сохранение права ребенка в случае лишения родителей родительских прав на жилое помещение, в котором его родители проживают, не могло быть закреплено.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Ни истец Минин Д.И., ни его мать, не имеют жилья, находящегося в собственности, либо предоставленного по договору социального найма.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Таким образом, учитывая, что Минин Д.И. в 2000 г. был поставлен жилищной комиссией администрации Суксунсного района в очередь на обеспечение жилым помещением, жилое помещение, закреплено за ним незаконно, к тому же непригодно для проживания, жилым помещением он не обеспечен, при прекращении над ним опеки (ДД.ММ.ГГГГ ) в силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ у Минина Д.И., имеющего статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, возникло право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Данное право истца предполагает возложение соответствующей обязанности на орган исполнительной власти по месту его жительства -администрацию Суксунского муниципального района..

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8. Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 17.12.2009 г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В Пермском крае данные отношения регулируются Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16- п ( в ред. от 12.05.2011 г.). Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения..

В соответствии с п.6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее- Закон № 184-ФЗ) законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 ст. 26.3 (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 пункта 2 ст. 26.3), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Таким образом, полномочия по социальной поддержке … детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)..перечисленные в пп. 24, а также полномочия, указанные в пп. 24.2 п.2 ст. 26.3, могут быть делегированы органам местного самоуправления при условии предоставления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1203 ( в ред. от 28.12.2010 г.) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. При этом субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот…(п.2. Правил). В соответствии с п. 2 «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16- п ( в ред. от 12.05.2011 г.) перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов Пермского края осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Кроме того, п.9 Положения предусмотрено, что средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

В силу п.6 указанного выше Положения распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

Распоряжением Правительства Пермского края от 24.03.2011 г. № 52-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, предусмотренных в 2011 г. на приобретение, строительство или реконструкцию для детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Суксунскому муниципальному району выделено 1 336,3 тыс.руб (л.д.41-42).

Исходя из совокупности положений вышеуказанных правовых актов, суд считает, что администрация Суксунского муниципального района является надлежащим ответчиком по требованию о предоставлении истцу жилья на условиях договора социального найма.

Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности произвести перевод необходимых средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Минину Д.И.

Как следует из п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 12.05.2011 г. года), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

С учетом изложенного, требование прокурора о том, что жилье подлежит приобретению за счет источников, специально направленных в орган местного самоуправления для этих целей, ограничивает право истца на внеочередное получение жилья. В этом случае его право поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для него жилого помещения, в то время, как такое финансирование осуществляется в соответствии с положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья).

В соответствии с ч.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилое помещение предоставляется в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, пригодным для постоянного проживания.

В соответствии с ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Руководствуясь изложенным и ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Суксунского района в защиту прав и законных интересов     Минина Д.И. удовлетворить.

Обязать Администрацию Суксунского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Минина Д.И. вне очереди, по договору социального найма, жилое помещение на территории п. Суксун Пермского края, общей площадью, не менее нормы предоставления, благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта, пригодное для постоянного проживания.

В удовлетворении требования прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Минину Д.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                                              А.А. Ярушина