в иске прокурору о признании незаконным приказа о распределении между собственниками помещений общего объема потребляемой энергии, исключении задолженности за электроэнергию из счетов - отказано



Дело № 2-103/2011 г.            копия                                                         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Суксун                             03 мая 2011 года

Суксунский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Ярушина И.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.Н.

с участием зам. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,

представителя ответчика по доверенности Мелентьева А.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Суксунского района к Обществу с ограниченной ответственностью «Суксунский коммунальные системы» (далее ООО «СКС-Сбыт») о:

- признании незаконным приказа директора ООО «СКС-Сбыт» №09 от 25.01.2011 года о распределении между собственниками помещений многоквартирных жилых домов общего объема потребляемой электрической энергии за период с 01.10.2010 года по 31.12.2010 года;

- обязании администрации ООО «СКС-Сбыт» исключить из счетов-квитанций всех собственников жилых помещений задолженности по оплате электроэнергии по общедомовым приборам учета за период с 01.10.2010 года по 31.12.2010 года,

у с т а н о в и л:

Прокурор Суксунского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «СКС-Сбыт», мотивируя свои требования тем, что 25.01.2011 года директором ООО «СКС-Сбыт» был издан приказ за номером 09 по которому: 1) общий объем (количество) потребляемой электрической энергии определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета за период с 01.10.2010 г. по 31.12.2010 г. (4 квартал) распределить между собственниками помещений в многоквартирных домах в порядке установленном п.21 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г., а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям; 2) Дополнительно начисленные суммы за электрическую энергию включить в счет-квитанции за январь 2011 года. Прокурор полагает, что при отсутствии договоров на поставку электрической энергии заключенных собственниками жилых помещений, обслуживаемых ООО «СКС-Сбыт», непосредственно (напрямую) с ресурсоснабжающей организацией, порядок расчета за потребленную электрическую энергию указанный в приказе директора ООО «СКС-Сбыт» №09 от 25.01.2011 года применяться не должен. Также прокурор полагает, что положения вышеуказанного приказа о включении дополнительно начисленных сумм за электроэнергию за период с 01.10.2010 г. по 31.12.2010 г. (4 квартал) в счет-квитанции за январь 2011 года противоречит требованиям п.14 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г., согласно которого расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Прокурор просит признать незаконным приказ директора ООО «СКС-Сбыт» №09 от 25.01.2011 года, обязать администрацию ООО «СКС-Сбыт» исключить из счетов-квитанций всех собственников жилых помещений задолженности по оплате электроэнергии по общедомовым приборам учета за период с 01.10.2010 года по 31.12.2010 года.

В суде заместитель прокурора Суксунского района Мартюшева Т.И. на исковых требованиях настаивала в полном объеме. Суду пояснила, что в феврале 2011 года в прокуратуру района поступило несколько коллективных жалоб от жителей многоквартирных домов в п. Суксун о том, что в счетах-квитанциях на оплату коммунальных услуг за январь 2011 года необоснованно выставлены к оплате суммы за потребленную электрическую энергию по общедомовым приборам учета. В ходе проверки было установлено, что указанные суммы в счетах - квитанциях были выставлены гражданам управляющей компанией - ООО «СКС-Сбыт» на основании приказа директора ООО «СКС-Сбыт» №09 от 25.01.2011 года. Полагая, что данный приказ является незаконным по мотивам, изложенным в исковом заявлении, прокурор Суксунского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика по доверенности Мелентьев А.Б. в суде иск не признал, пояснив, что

Суд, заслушав заместителя прокурора, представителя ответчика, изучив представленные документы и материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что на основании результатов открытого конкурса по отбору Управляющей организации для управления Многоквартирными домами, проведенного Администрацией муниципального образования «Суксунское городское поселение» Суксунского муниципального района, между ООО «СКС-Сбыт» (Управляющей организацией) и Администрацией муниципального образования «Суксунское городское поселение» Суксунского муниципального района (Собственником многоквартирных домов) 02 сентября 2010 года был заключен договор управления многоквартирными домами. Предметом данного договора, в соответствии с его пунктом 2.1, является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в Многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме. (л.д.20-27)

01.10.2010 года между ЗАО «КЭС-Мультиэергетика» (Гарантирующим поставщиком) и ООО «СКС-Сбыт» (Покупателем) был заключен договор электроснабжения №6000120, в соответствии с пунктом 1.1. которого Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу (поставку) электрической энергии мощности Покупателю для целей оказания потребителям коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц…) (л.д. 28-34)

Факт предоставления ООО «СКС-Сбыт» потребителям (собственникам помещений в многоквартирных домах) коммунальной услуги электроснабжения никем не оспаривается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.

Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 115, 1 июня 2006 г., "Собрании законодательства Российской Федерации" N 23, 5 июня 2006 г.

Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 марта 2005 года, определяет структуру платы за коммунальные услуги. В соответствии с частью 3 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Особенностью договора энергоснабжения является то, что по данному договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Собственник жилого помещения согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Таким образом, обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в силу закона.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

25.01.2011 года директором ООО «СКС-Сбыт» был издан приказ за номером 09 по которому: 1) общий объем (количество) потребляемой электрической энергии определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета за период с 01.10.2010 г. по 31.12.2010 г. (4 квартал) распределить между собственниками помещений в многоквартирных домах в порядке установленном п.21 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г., а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям; 2) Дополнительно начисленные суммы за электрическую энергию включить в счет-квитанции за январь 2011 года. (л.д.12)

Пункт 1 указанного приказа издан на основании требований абз. 2 п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г., согласно которого собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

Прокурор полагает, что при отсутствии договоров на поставку электрической энергии заключенных собственниками жилых помещений, обслуживаемых ООО «СКС-Сбыт», непосредственно (напрямую) с ресурсоснабжающей организацией, порядок расчета за потребленную электрическую энергию указанный в приказе директора ООО «СКС-Сбыт» №09 от 25.01.2011 года, а именно в соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг, применяться не должен.

Однако с этими доводами прокурора суд согласиться не может, т.к. отсутствие договора электроснабжения между собственниками жилых помещений с ресуросонабжающей организацией не означает, что в отношении собственника жилых помещений (как потребителя электроэнергии) не действуют Правил предоставления коммунальных услуг.

Прокурор также полагает, что положения вышеуказанного Приказа директора ООО «СКС-Сбыт» №09 от 25.01.2011 года о том, что при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета общий объем (количество) потребляемой электрической энергии определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета должен быть распределен между собственниками помещений в многоквартирных домах пропорционально показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, противоречат требованиям пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г., согласно которого при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам.

Подпунктом 1 пункта 3 Приложения N 2 к Правилам, установлена формула (9),

                 V

                  D

Р      = ----------- x V x Т,

    ky3.i V + V       i.p ky

             n.p n.n

которая учитывает объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета (показатель V i.p ), а также технически неизбежные, обоснованные потери холодной и горячей воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме в виде коэффициента:

        V

         D

-----------,

V + V

    n.p n.n

где:

V D - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, uорячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);

V n.p - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных

квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);

V nn - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час).

Формула (9) учитывает также требования статьей 30 и 39 Жилищного кодекса РФ, предусматривающего несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.

Вместе с тем, оспариваемый прокурором приказ директора ООО «СКС-Сбыт» №09 от 25.01.2011 года не исключает применение п.23 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г., при определении платы за электроэнергию при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.

Так же суд считает несостоятельными доводы прокурора о том, что приказ директора ООО «СКС-Сбыт» №09 от 25.01.2011 года в части включения дополнительно начисленных сумм за электроэнергию за период с 01.10.2010 г. по 31.12.2010 г. (4 квартал) в счет-квитанции за январь 2011 года противоречит требованиям п.14 Правил предоставления коммунальных услуг, так как в соответствии с данным пунктом Правил расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Однако, ни Правилами предоставления коммунальных услуг, ни другими нормативными актами, не запрещено при выставлении счетов-квитанций по коммунальным услугам включать в них стоимость коммунальных услуг за прошлые периоды, которые ранее не предъявлялись к оплате.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Прокурору Суксунского района отказать в удовлетворении исковых требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Суксунский коммунальные системы» о:

- признании незаконным приказа директора ООО «СКС-Сбыт» №09 от 25.01.2011 года о распределении между собственниками помещений многоквартирных жилых домов общего объема потребляемой электрической энергии за период с 01.10.2010 года по 31.12.2010 года;

- обязании администрации ООО «СКС-Сбыт» исключить из счетов-квитанций всех собственников жилых помещений задолженности по оплате электроэнергии по общедомовым приборам учета за период с 01.10.2010 года по 31.12.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский суд в течение десяти дней.

Председательствующий подпись     И.В. Ярушин