иск прокурора о предоставлении жилого помещения по договору найма удовлетворен частично



Дело № 2-87/2011 г.                                    Р Е Ш Е Н ИЕ

Именем Российской Федерации

п. Суксун          25 апреля 2011 года

Суксунский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Ярушина И.В.,

с участием заместителя прокурора Суксунского района Пановой Е.П.,

при секретаре Кузнецовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суксунского района в интересах Панова А.М. к администрации Суксунского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета,

у с т а н о в и л :

Прокурор Суксунского района в защиту прав и законных интересов Панова А.М. обратился в суд с иском:

-к Правительству Пермского края о возложении обязанности по выделению Администрации Суксунского муниципального района денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения Панову А.М.;

- к Администрации Суксунского муниципального района о предоставлении Панову А.М. за счет средств бюджета Пермского края по договору социального найма жилого помещения на территории <адрес>.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки по обращению Панова А.М. об оказании помощи в предоставлении жилья, было установлено, что он имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Константинова М.Н. была лишена родительских прав решением Суксунского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец - Панов М.А. умер ДД.ММ.ГГГГ После смерти отца - Панова М.А. за Пановым А.М. на основании свидетельства о праве на наследство по закону ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: <адрес>. На момент принятия Пановым А.М. наследства указанная квартира находилась в ветхом состоянии и являлась не пригодной для проживания. На основании Постановления главы администрации Суксунского района от 18.09.2000 г. №319 Панову А.М. назначен опекун - его дядя Панов Н.А.. В 2006 году Панов А.М. переехал вместе с опекуном на новое место жительства в <адрес> Московской области. С 29.08.2006 года и по настоящее время Панов А.М. зарегистрирован по месту жительства его опекуна <адрес>. В период с сентября 2006 года по июнь 2009 года Панов А.М. проходил обучение в ГОУ НПО ПУ <адрес>. В период с 24.06.2009 г. по 24.06.2010 г. Панов А.М. проходил срочную военную службу. В настоящее время Панов А.М. вновь проходит обучение в ГОУ НПО ПУ <адрес>, по окончанию обучения летом 2011 года планирует вернуться жить в Суксунский район. В связи с тем, что при принятии Пановым А.М. в несовершеннолетнем возрасте (12 лет) в качестве наследства жилого помещения, которое было не пригодно для проживания, прокурор полагает, что Панов А.М. имеет право на предоставление жилья вне очереди согласно ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21.12.21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также по основаниям ст. 57 ЖК РФ.

Истец Панов А.М. в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.

Заместитель прокурора Панова Е.П. в суде исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчиков - Правительства Пермского края и Администрации Суксунского района, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения прокурора, изучив письменные возражения ответчиков и материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ).

На основании статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В силу положений ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 г. № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

Судом установлено, что Панов А.М. родился ДД.ММ.ГГГГ, и его родителями записаны отец Панов М.А. и мать Константинова М.Н. (л.д.16).

Из копии свидетельства о смерти следует, что Панов М.А. умер ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

Решением Суксунского районного Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ Константинова М.Н. была лишена родительских прав в отношении сына Панова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.11).

Таким образом, Панов А.М. является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области недвижимого имущества за Пановым А.М. на территории Московской области не зарегистрировано (л.д.20).

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю недвижимого имущества за родителями истца Пановым А.М. - Пановым М.А. и Константиновой М.Н. жилых помещений и иного недвижимого имущества не зарегистрировано (л.д.31,32).

Согласно сведениям ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» за Пановым М.А. и Константиновой М.Н. недвижимое имущество на территории п. Суксун и Суксунского района Пермского края не зарегистрировано (л.д.34).

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Истец Панов А.М. на момент принятия наследства являлся малолетним (ему было лишь 12 лет) в принятое по наследству жилое помещение он не вселялся, в квартире не проживал. В силу своего возраста, имущественного положения, Панов А.М. не мог самостоятельно поддерживать полученное по наследству жилое помещение в надлежащем состоянии.

<данные изъяты>

Поскольку оставшийся без попечения родителей Панов А.М. не смог реализовать свое право на вселение в полученное по наследству жилое помещение в связи с тем, что оно не пригодно для проживания, он имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 8. Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 22.08.2004г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В Пермском крае данные отношения регулируются Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и Правительства Пермского края.

В настоящее время этот порядок установлен «Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-П. Данное положение возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых им на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.

Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении на Правительство Пермского края произвести перевод необходимых средств для приобретения Администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Панову А.М.

Указанное требование нарушает бюджетный процесс Пермского края и порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, определенный Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п. Как следует из п.2 Положения (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 05.02.2009 года), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

С учетом изложенного, требование о том, что жилье подлежит приобретению за счет источников, специально направленных в орган местного самоуправления для этих целей, ограничивает право истца на внеочередное получение жилья. В этом случае, его право поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для него жилого помещения, в то время как такое финансирование осуществляется в соответствии с положениями закона системно (то есть в пределах объема финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья).

В соответствии с ч.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилое помещение предоставляется в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, пригодным для постоянного проживания.

В соответствии с ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Руководствуясь изложенным, ст. 194-198, ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Суксунского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Панову А.М. вне очереди, по договору социального найма, жилое помещение на территории <адрес> края, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, пригодное для постоянного проживания.

В удовлетворении требования прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения администрацией Суксунского муниципального района жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Панову А.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                       И.В. Ярушин